Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка термина «психодиагностика».Стр 1 из 6Следующая ⇒
Трактовка термина «психодиагностика». Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание». ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая. Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности. «психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. 2. Задачи и области применения психодиагностики. Задачи 1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей Области применения 1) в целях оптимизации обучения и воспитания – диагностика психологической готовности к школе - контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка - выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы - отбор в специальные классы и школы - профориентация - диагностика стиля деятельности учителя, - решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др. 2) в медицинских учреждениях – изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания, - уточнение диагноза, - Оценка эффективности терапии 3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности - профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии) 4) в судебно-психологической экспертизе - психологические особенности личности преступника (возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)
- психологические предпосылки преступления - достоверность показаний свидетелей - психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса, 5) консультирование и психотерапевтическая помощь Предмет психодиагностики как науки. Подходы в изучении и распознавании. Предметом изучения в рамках дисциплины являются факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе. При этом предмет можно представить тремя составляющими: ´ 1) изучение особенностей процесса психического развития; ´ 2) психологическая характеристика единицы развития –возраст (период развития); ´ 3) изучение факторов, условий, движущих сил, законов психического развития Подходы • Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. • Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка. Вопрос. Требования к психодиагностическим методам и методикам. Тесты способностей Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).
В тестировании способностей выделяют: 1.тесты специальных способностей; 2.тесты общих способностей (тесты интеллекта); 3.комплексные батареи способностей. Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации. В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям: 1.по видам психических функций (моторные, сенсорные), 2.по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики. Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии. Тесты достижений Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие. Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные. Выделяют две группы тестов достижений: 1.широкоориентированные тесты достижений; 2.тесты достижений по конкретным учебным предметам. Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными). Такие тесты выполняют несколько функций: 1.выступают как средство оценки знаний, 2.выявляют недостатки обучения, 3.подсказывают направление последующего обучения, 4.обеспечивают мотивацию учащегося, 5.помогают приспособить обучение к потребностям индивида, 6.дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися. Личностные тесты. Направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Выделяют: - тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа; - ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям).
Требования к психологическому заключению. · 1) Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. · 2) Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. · 3) В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. · 4) Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. · 5) В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: • состояние респондента; • характер контакта испытуемого с психологом; • нестандартные условия тестирования; • Др Эксперимент Трактовка термина «психодиагностика». Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание». ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая. Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности. «психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. 2. Задачи и области применения психодиагностики. Задачи 1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека 2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях 3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей Области применения 1) в целях оптимизации обучения и воспитания – диагностика психологической готовности к школе - контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка - выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы
- отбор в специальные классы и школы - профориентация - диагностика стиля деятельности учителя, - решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др. 2) в медицинских учреждениях – изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания, - уточнение диагноза, - Оценка эффективности терапии 3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности - профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии) 4) в судебно-психологической экспертизе - психологические особенности личности преступника (возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать) - психологические предпосылки преступления - достоверность показаний свидетелей - психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса, 5) консультирование и психотерапевтическая помощь
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.021 с.) |