Трактовка термина «психодиагностика». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трактовка термина «психодиагностика».



Трактовка термина «психодиагностика».

Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».

ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.

«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

2. Задачи и области применения психодиагностики.

Задачи

1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека                        2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях                    3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей

Области применения

1) в целях оптимизации обучения и воспитания

– диагностика психологической готовности к школе

- контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка

- выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы

- отбор в специальные классы и школы

- профориентация

- диагностика стиля деятельности учителя,

- решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.

2) в медицинских учреждениях

– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,

- уточнение диагноза,

- Оценка эффективности терапии

3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

- профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)

4) в судебно-психологической экспертизе

- психологические особенности личности преступника (возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)

- психологические предпосылки преступления

- достоверность показаний свидетелей

- психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,

5) консультирование и психотерапевтическая помощь

Предмет психодиагностики как науки. Подходы в изучении и распознавании.

Предметом изучения в рамках дисциплины являются факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе.

При этом предмет можно представить тремя составляющими:

´ 1) изучение особенностей процесса психического развития;

´ 2) психологическая характеристика единицы развития –возраст (период развития);

´ 3) изучение факторов, условий, движущих сил, законов психического развития

Подходы

• Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.

• Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Вопрос. Требования к психодиагностическим методам и методикам.

Тесты способностей

Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

В тестировании способностей выделяют:

1.тесты специальных способностей;

2.тесты общих способностей (тесты интеллекта);

3.комплексные батареи способностей.

Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:

1.по видам психических функций (моторные, сенсорные),

2.по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные). В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.

Комплексные батареи способностей направлены на измерение относительно независимых способностей. Используются при решении задач в области образования и профориентации, особенно при консультировании по вопросам выбора специализации в образовании или профессии.

Тесты достижений

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной,

спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Выделяют две группы тестов достижений:

1.широкоориентированные тесты достижений;

2.тесты достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов).

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:

1.выступают как средство оценки знаний,

2.выявляют недостатки обучения,

3.подсказывают направление последующего обучения,

4.обеспечивают мотивацию учащегося,

5.помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

6.дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Личностные тесты.

Направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Выделяют:

- тесты действия – простые четко структурированные процедуры, с возможностью правильного ответа;

- ситуационные тесты – предполагают выбор испытуемым образа поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной (диагностируется склонность к асоциальному поведению или к стабильным, устойчивым решениям).

Требования к психологическому заключению.

· 1) Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

· 2) Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

· 3) В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

· 4) Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

· 5) В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

• состояние респондента;

• характер контакта испытуемого с психологом;

• нестандартные условия тестирования;

• Др

Эксперимент

Трактовка термина «психодиагностика».

Термин ПД (от гр. Diagnosis) означает «распознавание».

ПД рассматривается и как теоретическая дисциплина, и как экспериментально-практическая.

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения личностно-психологических свойств личности.

«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

2. Задачи и области применения психодиагностики.

Задачи

1) установление наличия определенных свойств или особенностей поведения у того или иного человека                        2) определение уровня развития определенного свойства, его выражение в определенных количественных и качественных показателях                    3) описание психологических и поведенческих особенностей человека 4) сравнение степени развитости изучаемых свойств у отдельных людей

Области применения

1) в целях оптимизации обучения и воспитания

– диагностика психологической готовности к школе

- контроль за личностным и интеллектуальным развитием ребенка

- выявление учащихся, с которыми необходимо проводить психокоррекцию интеллектуальной сферы

- отбор в специальные классы и школы

- профориентация

- диагностика стиля деятельности учителя,

- решение разнообразных проблем межличностного общения – конфликты, социальный статус и др.

2) в медицинских учреждениях

– изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих влияние на возникновение, течение и исход психического или соматического заболевания,

- уточнение диагноза,

- Оценка эффективности терапии

3) использование ПД для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

- профотбор, профконсультирование, организация профобучения, определение профпригодности (соответствие психологических особенностей работника требованиям профессии)

4) в судебно-психологической экспертизе

- психологические особенности личности преступника (возможности адекватно воспринимать, сохранять в памяти информацию, рассуждать)

- психологические предпосылки преступления

- достоверность показаний свидетелей

- психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса,

5) консультирование и психотерапевтическая помощь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.021 с.)