Показатели развития познавательной сферы и основные диагностические процедуры в младшем школьном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели развития познавательной сферы и основные диагностические процедуры в младшем школьном возрасте.



В ходе обучения в начальной школе значительно прогрессируют все познавательные процессы психики: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Они приобретают качества, свойственные психике взрослого человека: произвольность, продуктивность и устойчивость.

Ведущим познавательным процессом становится мышление. Развитие всех остальных процессов зависит в первую очередь от интеллекта, и сами мыслительные процессы перестраиваются. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, у ребенка появляются логически верные рассуждения, он использует все логические мыслительные операции. Но наглядно-образное мышление также остается необходимым, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни — "теоретики" или "мыслители", которые легко решают задачи в словесном плане; другие — "практики", им нужна опора на наглядность и практические действия; у "художников" хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково. В мыслительном процессе выделяются две фазы: подготовительная, на которой анализируются условия задачи и вырабатывается план ее решения, и исполнительская, на которой этот план реализуется в практических действиях.

Возрастает самостоятельность мышления.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.

Теоретическое мышление позволяет решать задачи, основываясь на внутренних признаках, существенных свойствах и отношениях. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т.е. от того, как и чему ребенка учат.

Если использовать структурные единицы теоретического обобщения в процессе обучения, то теоретическое мышление будет активно развиваться и к концу младшего школьного возраста полностью сформируется.

В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.

Восприятие становится не только анализирующим, но и синтезирующим, ребенок обретает способность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще недостаточно дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Внимание становится в полной мере произвольным. Учебная деятельность способствует развитию произвольного внимания. Формируется способность сосредоточиваться на неинтересных вещах. Объем, устойчивость и концентрация произвольного внимания к концу начальной школы у детей почти такие же, как у взрослых, а переключаемость даже выше. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышается самоконтроль. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности в начальной школе еще не очень востребованы, и ребенку хватает механической памяти. В начальной школе важно обучать ребенка рациональным способам запоминания: делению текста на смысловые части, составлению плана, выделению основных слов, формированию ассоциаций. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. В результате использования этих приемов новый учебный материал органично связывается со старым и включается в общую систему знаний ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.004 с.)