Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели развития личности и межличностных отношений, основные диагностические процедуры в младшем школьном возрасте. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Учебная деятельность способствует развитию основных новообразований младшего школьного возраста, к которым относится не только теоретическое мышление, но и такие личностные образования, как рефлексия, способность к планированию своих действий и самоконтролю. Рефлексия проявляется в более сложных формах, чем у дошкольника. Ребенок обретает способность самостоятельно установить границы своих возможностей. При этом младший школьник все же еще не полностью самостоятелен в формировании самосознания и самооценки. У него еще не сформирована критичность мышления, и он поначалу продолжает безоговорочно принимать мнения и оценки авторитетных взрослых, прежде всего родителей и учителей. Самооценка младшего школьника формируется на основе оценок, даваемых ему взрослыми. Поэтому наиболее весомым фактором в ней является успешность школьника в учебной деятельности — той, которую оценивают прежде всего. У младших школьников уже встречаются устойчивые самооценки различных типов — адекватная, заниженная и завышенная. От самооценки зависит то, какой мотив будет развиваться и укрепляться у ребенка — мотив достижения успехов или же избегания неудач. У успевающих учеников с положительной самооценкой появляются широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость образования, все более расширяются познавательные интересы. Неуспевающие школьники не ориентируются на существенные стороны обучения, остаются интеллектуально пассивными. Их мотивация избегания неудач сопровождается тревогой и страхом в ситуациях оценки, и в целом учение для них начинает носить отрицательную эмоциональную окраску. К концу младшего школьного возраста, когда ребенок уже не копирует полностью точку зрения взрослых, у неуспевающих детей возникает компенсаторная мотивация, побуждающая к самоутверждению в других областях деятельности. На базе мотива достижения успехов у младшего школьника закладываются качества трудолюбия и самостоятельности. Главным условием формирования трудолюбия становится систематическое достижение успехов при приложении достаточных усилий и получение поощрения за это. Поощрения со стороны взрослых должны быть более значимыми зате успехи, достижения которых больше определяются приложенными ребенком усилиями, а не имеющимися у него способностями. Самостоятельность развивается при условии, что взрослые поручают ребенку выполнять как можно больше дел самому, зная, что эти дела посильны ребенку при приложении им достаточных усилий. При этом важно больше доверять ребенку, поощряя проявления им независимости и самостоятельности в делах в любом случае, независимо от того, закончилось ли это успехом или неудачей.
Усвоенные ранее извне нормы поведения превращаются для младшего школьника во внутренние требования к себе, он уже способен переживать муки совести из-за несоответствия своего поведения собственным нравственным установкам. Но для этого возраста характерно непостоянство самих этих установок и неустойчивость нравственного облика. Со временем учебный материал и реальные жизненные ситуации в коллективе сверстников и за его пределами дают школьникам пищу для размышлений над нравственными проблемами. У них формируется собственная внутренняя позиция, и к концу начальной школы многие из них уже стоят на позициях нравственного релятивизма. Его суть состоит в том, что во всех и всем сочетается хорошее и плохое, достоинства и недостатки; то, что одни считают минусом, для другого может быть плюсом; бывают ситуации, когда лучше сделать то, что в принципе считается плохим ("ложь во спасение"). Школьник начинает разбираться в мотивах поступков окружающих и учитывать их при оценке последствий. При таком подходе каждый имеет право на справедливое и уважительное отношение, и ребенок понимает, что окружающие взрослые тоже могут быть неправы, он имеет право пренебречь их мнением, если оно расходится с общепринятыми нормами или его собственными убеждениями. Появление собственной внутренней позиции, не зависящей от мнения значимых взрослых, — основной показатель начала перехода ребенка в подростковый возраст.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.004 с.) |