Экономические отношения. Взгляд из асеан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические отношения. Взгляд из асеан.



У АСЕАН и России имеется хороший потенциал для развития экономических отношений. Россия обладает большими запасами энергетических ресурсов, мощной научной и технологической базой, в том числе в сфере ядерной энергетики, а также современным военно-промышленным комплексом. Страны АСЕАН, в свою очередь, стремятся к диверсификации источников энергетических ресурсов, им также необходимы относительно недорогие по своей стоимости, но качественные технологии и вооружение. И Россия, и АСЕАН рассматривают друг друга в качестве потенциальных рынков сбыта, и взаимная торговля постепенно растет. В 2014 году торговый оборот вырос на 13% по сравнению с 2013 годом и составил 22,5 млрд. долларов (19,9 млрд. долл. в 2013 г.). В рамках диалогового партнерства двух сторон действует ряд механизмов, нацеленных на дальнейшее развитие экономических отношений, в частности Соглашение о сотрудничестве

России и АСЕАН в области экономики и развития, «Дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и Рабочая программа торгового и инвестиционного сотрудничества на период после 2015 года. С 2010 года регулярно проводятся консультации министров экономики с целью определения путей дальнейшего наращивания торгового оборота и инвестиций, в том числе посредством создания новых стимулов для торговли, развития связей между малым и средним бизнесом России и стран АСЕАН. Основными сферами сотрудничества являются пищевая промышленность, туризм и энергетика, при этом последняя рассматривается в качестве наиболее перспективной. В 2010 году старшие должностные лица России и АСЕАН одобрили Рабочую программу сотрудничества Россия - АСЕАН в области энергетики на 2010-2015 годы. Несмотря на это, статистика торговли АСЕАН и России остается на низком уровне, особенно в сравнении с другими диалоговыми партнерами АСЕАН. В ноябре 2012 года доля России в общем торговом обороте АСЕАН составляла 0,6%, в то время как доля Китая достигла 11,7%. Несмотря на некоторый рост, о чем говорилось ранее, доля России по прежнему остается невелика (0,9% в 2014 г.). И в этой области существует разрыв между двумя сторонами: Россия и АСЕАН не приспособлены вести бизнес друг с другом и не владеют всей полнотой информации о правилах, регулирующих экономическую деятельность партнера. Со стороны АСЕАН существует ощущение, что экономические отношения двух сторон не имеют реального наполнения. При этом есть ограниченное количество сфер, благодаря сотрудничеству в которых эти отношения могли бы поддерживаться. К ним, например, относится торговля вооружениями и энергоресурсами, а доступ к последним затруднен для АСЕАН вследствие географической удаленности. Российская «точка входа» в АТР - российский Дальний Восток - также находится в отдалении от Юго-Восточной Азии. С российской стороны исполнительный директор Делового совета Россия - АСЕАН В.И.Тарусин отмечает, что торговый оборот России и АСЕАН нуждается в увеличении, а бизнес-круги с обеих сторон с опаской посматривают друг на друга. Однако запуск в 2015 году Экономического сообщества АСЕАН подталкивает российский бизнес по-новому оценить те возможности, которые может предложить формирующийся единый рынок АСЕАН, охватывающий более 600 млн. человек. Реализация Генерального плана АСЕАН по наращиванию взаимосвязей также открывает новые возможности для российского бизнеса, особенно в области транспорта и инфраструктуры. Торговля России и АСЕАН могла бы получить новый импульс и в результате заключения соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом, объем рынка которого составляет 176 млн. человек, и АСЕАН. Вьетнам уже подписал такое соглашение с ЕАЭС, и за ним могут последовать Сингапур и Таиланд. Санкции Запада в отношении России предоставляют ей и АСЕАН возможность расширить торгово-экономическое сотрудничество. Так, Россия предложила провести Деловой форум накануне юбилейного саммита, и он, возможно, станет местом заключения новых деловых контрактов между российскими и асеановскими компаниями.

Взгляд из России.

У России не было благоприятных стартовых позиций для развития экономических отношений с АСЕАН. В 1990-х годах ее экономика была очень слаба. Россия обращала свои взоры к США и Европе в надежде укрепить с ними экономические связи и рассматривала их экономические системы в качестве образцовых для проведения структурных реформ в собственной экономике. И даже в начале этого века, когда экономическая ситуация в России стабилизировалась, ряд ограничений по-прежнему сдерживал развитие ее экономических отношений с АСЕАН. В 1980-1990-х годах благодаря обращению к опыту японского «экономического чуда» Юго-Восточной Азии удалось существенно продвинуться в плане экономического развития. Сингапур смог построить инновационную экономику, создать региональные финансовый и логистический центры. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и позднее Вьетнам присоединились к группе стран с экономикой, ориентированной на экспорт. Они стали звеньями региональных производственных цепочек, которые способствовали де-факто процессам интеграции в регионе. Этот тип «интеграции» сблизил страны Восточной Азии в экономическом плане благодаря их специализации и кооперированию в рамках производственных процессов транснациональных компаний, перенесших в регион свои предприятия из-за дешевизны местной рабочей силы. Россия, и в особенности Дальний Восток, страдавший от оттока населения, едва ли была совместима с подобным устройством региональных экономических отношений. В качестве экспортера энергетических ресурсов, России пришлось столкнуться с тем, что по сравнению с Европой, где российские нефтегазовые компании занимали стабильную нишу и имели практически гарантированную долю рынка энергоресурсов, рынок Юго-Восточной Азии был более конкурентным. Бизнес-культуры России и стран АСЕАН тоже существенно различались. Низкая интенсивность экономического и делового взаимодействия объяснялась также традиционной ориентацией российского бизнеса и российской политической элиты на Европу, отсутствием глубоких знаний о возможностях, которые могла бы предоставить друг другу каждая из сторон, и языковыми барьерами. Тем не менее за последние десять лет Россия и АСЕАН смогли существенно нарастить экономические связи как по официальной линии, так и на уровне сотрудничества деловых кругов. Торговый оборот России и АСЕАН, хотя, как отмечалось ранее, и не имевший существенных объемов, в период с 2007 по 2013 год демонстрировал беспрецедентный ежегодный рост, составляющий 24%. Подобный рост товарооборота не был характерен ни для какого из диалоговых партнеров АСЕАН18. Санкции, введенные США и ЕС, также повлияли на то, что российские официальные лица и бизнес начали пересматривать свое отношение к Юго-Восточной Азии. Одной из главных движущих сил этого процесса стал поиск альтернативных источников финансов для российской экономики в лице Гонконга и Сингапура. Для оживления экономических связей России и АСЕАН российское Министерство экономического развития и Деловой совет Россия - АСЕАН организовали серию бизнес-миссий в Юго-Восточную Азию. В области либерализации торговли Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом рассматривается многими экспертами в качестве первого шага к достижению подобных договоренностей и с некоторыми другими странами - членами АСЕАН, а также АСЕАН в целом. На уровне двустороннего взаимодействия проекты по строительству первой ядерной электростанции во Вьетнаме и строительство железной дороги на Калимантане (Индонезия) в случае успешного завершения могут стать примерами реального российского вклада в формирование экономического сообщества АСЕАН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.004 с.)