Политика и безопасность. Взгляд из асеан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика и безопасность. Взгляд из асеан.



    Учитывая то значение, которое Россия придает вопросам внешней политики и безопасности, ее роль в качестве одного из ведущих мировых игроков, российский военный потенциал и позиции лидирующего экспортера вооружений, можно предположить, что основные возможности расширения диалогового партнерства России и АСЕАН лежат как в раз в этой плоскости. Россия и ряд стран АСЕАН придерживаются схожих политических взглядов. Представления Кремля о «суверенной демократии», в рамках которой Россия сама устанавливает критерии для определения степени демократичности своего политического режима, сохранение высокой степени контроля во внутренних делах, независимая внешнеполитическая линия - все это импонирует некоторым странам Ассоциации. Более того, российская позиция, подчеркивающая невмешательство во внутренние дела других стран, соответствует ключевым нормам АСЕАН, включающим уважение суверенитета и консенсусное принятие решений. В связи с экономическим ростом Китая в Азии и его территориальными претензиями в Южно-Китайском море ряд стран АСЕАН с большим интересом восприняли попытки России осуществить поворот в Азию, надеясь, что Россия, несмотря на тесные отношения с Китаем, сможет уравновесить его. Москва также хотела бы играть определенную роль в процессах экономического подъема Азии, обозначаемых некоторыми исследователями как «век Азии», поскольку именно там, как отметил российский министр иностранных дел С.В.Лавров, формируются основы нового миропорядка. АСЕАН и Россия поддерживают хорошие отношения в области политики и безопасности, основываясь на политической приверженности России идеям мирного регионального развития, заложенным в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, участником которого Россия является с 2004 года. Россия принимает участие в ряде форумов АСЕАН в области политики и безопасности, включая встречи министров иностранных дел и министров обороны, Региональный форум АСЕАН по безопасности и ВАС. Первый саммит Россия - АСЕАН прошел в 2005 году в Куала-Лумпуре, второй - в 2010 году в Ханое. Третий, юбилейный саммит пройдет в Сочи в мае 2016 года. На саммите планируется принять Комплексную программу действий на период 2016-2020 годов и совместное заявление по итогам саммита. В Сочи также будет представлен доклад Группы видных деятелей Россия - АСЕАН, которая была создана в 2015 году для того, чтобы провести общую оценку отношений двух сторон, наметить пути к расширению сотрудничества и сформулировать рекомендации для дальнейшего развития отношений. Россия и АСЕАН заинтересованы в развитии сотрудничества в таких ключевых областях, как антитеррористическая деятельность, борьба с организованной преступностью и отмыванием денег. Взаимодействие в этих сферах регулярно обсуждается на встречах старших должностных лиц России и АСЕАН. Тем не менее сохраняется ощущение, что интенсивность двусторонних дискуссий пока не всегда влечет за собой конкретные действия, а политическая воля к сотрудничеству проявляется лишь спорадически. Как отметил один таиландский комментатор, среди всех отношений диалогового партнерства отношения России и АСЕАН в наибольшей степени требуют дальнейшего развития, а российский Президент В.В.Путин редко участвует в форумах, организуемых АСЕАН. Все это приводит к тому, что личное взаимопонимание российских и асеановских лидеров оказывается на низком уровне. В самих странах АСЕАН и среди лидеров Ассоциации также отсутствует глубокое понимание России. Как отметил бывший генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван, «Россия представляет собой далекую и неизвестную страну. Она далека от нас не только географически, но и психологически». Следовательно, и лидерам России, и лидерам АСЕАН необходимо предпринять дополнительные усилия для того, чтобы преодолеть этот психологический барьер. Все это требует приложения политической воли и системности действий. Без этого предстоящий саммит в Сочи рискует превратиться в еще одно символическое событие без реального наполнения.

Взгляд из России.

   Для многих внешних наблюдателей в течение двух прошедших лет Китай стал основным объектом российского разворота в Азию. Эта точка зрения подкрепляется количеством и масштабом российско-китайских встреч на высшем уровне, включая визит Президента В.В.Путина в Китай в мае 2014 года и визиты Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в марте 2013-го и в мае 2015 года. Россия и Китай продолжают поддерживать друг друга в ООН, взаимодействовать в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, международной структуры, объединяющей Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. И ШОС, и БРИКС являются важными составляющими усилий России сформировать собственную сеть региональных и глобальных форумов, где Россия была бы, как минимум, на равных с другими участниками и, как максимум, могла бы иметь право решающего голоса. С этой точки зрения АСЕАН и асеаноцентричные институты в АТР (АРФ, ВАС) также важны для России, поскольку являются международными платформами, в рамках которых Россия может представлять собственное видение регионального развития в области политики и безопасности. Несмотря на то что эти институты не принимают обязывающих решений, они характеризуются инклюзивностью, в отличие от той версии региональной системы, которую пытаются выстраивать США, основываясь на двусторонних альянсах и квазиальянсах с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и рядом других стран региона. Отношения с АСЕАН в области политики и безопасности важны для России по ряду причин. Россия воспринимает АСЕАН в качестве одного из центров полицентричной региональной системы в АТР и, следовательно, как одного из важных партнеров, наряду с Китаем, для взаимодействия по наиболее актуальным политическим вопросам и вопросам безопасности. Именно по этой причине в рамках заседаний ВАС в 2013 году Россия при поддержке Китая и Брунея выдвинула инициативу создания инклюзивной региональной архитектуры, которая могла бы обеспечить неделимость безопасности для всех региональных игроков10. Россия и АСЕАН придерживаются общей повестки дня в том, что касается региональной нормативной культуры и принципов международного взаимодействия. Вопросы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга равно важны как для России, так и для АСЕАН, сформировавшей в своей деятельности собственный свод нормативных принципов, известный под коллективным названием «путь АСЕАН». Они являются неотъемлемой частью ключевых документов Ассоциации, например Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Он был подписан членами АСЕАН в 1976 году. Впоследствии присоединение к нему стало императивом для всех диалоговых партнеров Ассоциации, включая Россию. Учитывая все факторы, рассмотренные ранее, можно утверждать, что АСЕАН сейчас воспринимается российской политической элитой в качестве важного элемента развития многосторонних процессов в Азии. Такое восприятие АСЕАН отразилось, в частности, в идее, выдвинутой российским Президентом В.В.Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году, о создании партнерских отношений между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)*, ШОС и АСЕАН. Однако реализация этой идеи будет зависеть от конкретных практических шагов, направленных на сближение не только России и АСЕАН, но также ЕАЭС и АСЕАН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.006 с.)