Гончикжапов Амгалан Нимбуевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гончикжапов Амгалан Нимбуевич



Студент группы 08390, Исторический факультет, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(Улан-Удэ, Россия)

e-mail: amgikgod@mail.ru

 

Gonchikzhapov Amgalan Nimbuevich

Student, 08390 group, History Faculty, Banzarov Buryat State University

(Ulan-Ude, Russia)

e-mail: amgikgod@mail.ru

 

 

    Одной из важнейших особенностей развития международных отношений в наши дни является региональная интеграция. В мире осталось лишь несколько государств, которые не участвуют в интеграционных образованиях регионального или субрегионального уровня. Сегодня многие исследователи уделяют огромное внимание изучению Азиатско-тихоокеанского региона и происходящих там интеграционных процессов, потому что для всего мира этот регион имеет весомое стратегическое значение. Россия также входит в список стран, которые традиционно относят к АТР. И в данной работе мне хотелось бы рассмотреть проблему сотрудничества РФ и международной субрегиональной организации как АСЕАН.

Ключевые слова: Международные отношения, региональная интеграция, интеграционный процесс, АСЕАН, субрегиональный уровень, весомое стратегическое значение.

   One of the most important features of the development of international relations today is regional integration. There are only a few states left in the world that do not participate in integration formations at the regional or subregional level. Today, many researchers pay great attention to the study of the Asia-Pacific region and the integration processes taking place there, because this region has significant strategic importance for the whole world. Russia is also included in the list of countries that are traditionally referred to as the APR. And in this work, I would like to consider the problem of cooperation between the Russian Federation and an international sub-regional organization like ASEAN.

Keywords: International relations, regional integration, integration process, ASEAN, sub-regional level, significant strategic importance.

   Отличительной чертой Азиатско-тихоокеанского региона является наличие на этой территории бурных интеграционных процессов, которые принимают самые различные формы в наши дни. Это и создание всевозможных многосторонних структур, и заключение договоров во всевозможных областях (в том числе и соглашения о свободной торговле), и поддержка международных проектов по экономическому взаимодействию (например, освоение прибрежной зоны реки Меконг). Безусловно, данный регион вызывает огромный интерес у нашей страны. Актуальность рассматриваемой мной проблемы обусловлена тем, что на данном этапе развития международных отношений Российская Федерация, действительно, играет значимую роль в АТР. России удалось добиться таких позиций не только благодаря комплексному изучению данного региона, но и благодаря искусному ведению своей дипломатии в рамках разработанного внешнеполитического курса.

  Россия имеет жизненно важные не только экономические, но и политические интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе. Взаимодействие РФ с АСЕАН должны способствовать созданию благоприятной атмосферы с целью гарантирования безопасности России, а также с целью усовершенствования всего региона Дальнего Востока и Восточной Сибири[9].

   В целом ситуация в АТР складывается очень позитивно для нашей страны. Многие государства региона признают, что присутствие России на данной территории и ее постоянное участие в различных процессах, является необходимой силой, которая может способствовать региональной стабильности, поддержанию безопасности и равновесия. На сегодняшний момент Российская Федерация имеет дружеские отношения со всеми странами АТР. Можно с уверенностью сказать, что весомым доказательством успешного сотрудничества между РФ и странами АТР является проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году [3.C.1]. Важно упомянуть и то, что РФ участвует не только в саммите АТЭС, но и имеет свое представительство в таких образованиях, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), БРИКС, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и так далее. Cитуацию, существующую в АТР, можно охарактеризовать как политически устойчивую. Одним из факторов, способствующим поддержанию стратегического баланса, и является деятельность такой влиятельной организации, как АСЕАН. В состав Ассоциации стран Юго-Восточной Азии входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма. Эти государства можно отнести к числу динамично развивающихся индустриальных стран. Именно с образования этой организации началась волна активных интеграционных процессов в АТР. АСЕАН, созданная в августе 1967 г., представляет собой полноценную субрегиональную организацию со своим уставом, который называется Хартией АСЕАН, принятой в ноябре 2007 г. [10] Ассоциация стран ЮВА ставит перед собой следующие задачи[9]:

поддерживать мир и стабильность в данном регионе;

способствовать более быстрому экономическому росту и развитию региона в культурной и социальной сферах.

   В 1997 г. организация выработала и предоставила вниманию мирового сообщества свою стратегическую программу «Взгляд в 2020 год», создание которой было приурочено к 30-летию со дня образования АСЕАН. Согласно положениям этой программы, ассоциация была подразделена на три сообщества: экономическое, социально-культурное и сообщество по безопасности. Отметим и то, что с самого начала организация имела четкую политическую направленность, и ее главной целью являлось именно обеспечение безопасности стран-участниц, предотвращение каких-либо конфликтов и создание условий, которые позволяли бы достойно конкурировать на международной арене с сильными соседями. Декларация о создания «зоны мира, свободы и нейтралитета» в ЮВА была принята еще в 1971 г. на министерском совещании. В 1976-1991 гг. АСЕАН проявила себя вполне дееспособной и эффективной организацией, которая успешно справилась с подавлением военного конфликта, разразившегося между Кампучией (нынешняя Камбоджа) и Вьетнамом [4.C.39]. В наши дни еще одной целью АСЕАН стало не только совершенствование нормативной базы политических отношений, но и поддержание экономической стабильности и создание возможностей для стран данного региона быть конкурентоспособными в АТР.

  Саммит АСЕАН – это высший законодательный орган данной организации. Проведение таких саммитов происходит каждый год. На подобных встречах обсуждаются актуальные проблемы, а также разрабатывается программа по основным направлениям деятельности АСЕАН для решения насущных вопросов. Секретариат Ассоциации стран ЮВА находится в столице Индонезии, городе Джакарте. По мнению некоторых специалистов, эта ассоциация фактически является «законодателем мод» новых интеграционных процессов в АТР. Это значит, что именно АСЕАН вырабатывает правила и принципы осуществления всех интеграций, в которых принимают участия крупнейшие игроки международных отношений (Китай, США, Австралия, Япония, Индия, Южная Корея, и, конечно же, Россия). Россия является постоянным участником мероприятий, проводимых данной организацией: Восточноазиатские саммиты, Региональные форумы АСЕАН по безопасности, министерские совещания Россия-АСЕАН.

На самом деле, от того, как будут развиваться отношения между АСЕАН и Российской Федерацией зависит и то, какие тенденции начнут преобладать в АТР в целом, и будут ли они отвечать нашим национальным интересам [1.C.32]. Следовательно, присутствие и активное участие нашей страны в деятельности этой уникальной международной организации имеет явное отражение в рамках проводимого внешнеполитического курса России. История отношений РФ-АСЕАН берет свое начало лишь после окончания холодной войны. Как раз тогда наступает переломный момент, и вся система международных отношений переживает первые признаки новой эпохи биполярного противостояния. В 1991 г. были предприняты первые попытки установления контактов СССР-АСЕАН, когда советская делегация была приглашена в качестве участника в одной из министерских конференций организации, а уже в 1994 г. произошло знаменательное событие – официальное установление отношений между советским правительством и ассоциацией стран ЮВА в рамках консультативного партнерства. С 1996 г. правопреемница СССР добилась статуса полномасштабного партнера АСЕАН, а также была создана нормативно-правовая база, согласно которой осуществляется данный диалог партнерства. Однако, Россия была далеко не первой страной, установившей подобные отношения с АСЕАН. Еще в 1970-е г. важнейшими партнерами ассоциации стали Австралия, Китай, Индия, Канада, США, Новая Зеландия и ЕС. К сожалению, сейчас Россия отстает от своих конкурентов в процессе улучшения отношений с этой региональной группировкой. Мне кажется, причинами сложившейся ситуации являются следующие:

позднее установление отношений диалогового партнерства;

отсутствие достаточного опыта у специалистов, что не дает данным отношениям возможности прогрессировать и развиваться;

сильные позиции, которые смогли занять конкуренты в данном регионе;

недостаточное знание многих российских предпринимателей особенностей экономик стран ЮВА на современном этапе;

недостаточное использование предоставляемой МИДом РФ информационной и дипломатической поддержки;

географическая отдаленность и не достаточно развитая транспортная инфраструктура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.009 с.)