Когда вы записываете цель, рекомендуется использовать слово «будет», а не «хотел бы» или «может быть», чтобы не программировать себя на сомнение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда вы записываете цель, рекомендуется использовать слово «будет», а не «хотел бы» или «может быть», чтобы не программировать себя на сомнение.



 

 

 

Существуют и другие методы и техники ориентирующие человека на успех. Возможно, у каждого из вас есть свой рецепт!

 

Тема 4. Что конкретно я собираюсь делать?

Учебные вопросы:

1. Выбор, принятие решения

2. Мудрость

3. Планирование

 

Введение

В этой теме приступим к рассмотрению феноменологии выбора, принятия личностью решений и планирования деятельности.

1. Выбор, принятие решения

Уникальность жизненной ситуации каждого отдельного человека заставляет делать свой персональный выбор. Это требует осознания своего отношения к прошлому, настоящему и различным вариантам возможного будущего.

Для персонального благополучия и социального успеха необходимо умение брать на себя ответственность за последствия своих действий и предопределяющий их выбор. Проблема персонального выбора, причины неготовности нести за него ответственность в значительной мере связаны с присущими человеку опасениями:

· остаться в одиночестве,

· боязнью неудачи (неуверенностью в себе и страхами (https://www.youtube.com/watch?v=aSvNdu6Oa-4);

· страхом потерять значимые возможности из-за неправильного определения своего пути,

· боязнью утратить чувство полноты жизни.

 

Значимость осмысленности своего выбора, приемы осознания своих приоритетов и методов преодоления самоограничений входят в число важнейших факторов жизненного благополучия, персонального успеха во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому в наиболее развитых странах не только интенсивно исследуются процессы принятия эффективных решений в ходе преодоления жизненно важных трудностей, но и нарастает работа по внедрению выявленных приемов и методов в систему образования, культивируется установка на их применение в повседневной жизни.

 

Выбор - ситуация, в ходе которой осуществляется избирательное предпочтение одних ценностей и норм и отвергаются другие.

В сложных условиях цивилизованного существования с многообразием различных требований к человеку и наличием альтернативных поведенческих моделей выбор выступает как необходимый компонент нормального социального поведения.

 

Выбор человека определяется его потребностями, мотивами и целями. Условия воспитания и другие социальные факторы играют важную роль в формировании поведения субъекта, но все же особенности личности являются ведущими в осуществлении деятельности. Выбирая, человек осуществляет каждый раз определенную стратегию выбора: он может выбрать то, что хочет, или то, что от него ожидают окружающие или осуществляет свой выбор согласно тем возможностями, которые имеет. Идеальным вариантом является соотношение в выборе «хочу», «могу» и «надо».

 

Рассмотрим пример – выбор профессии.

 

В идеальном варианте при осуществлении выбора профессии необходимо соотнести свои предпочтения, со своими способностями и потребностями в людях той или иной профессии в обществе. Априори считается, что выбор профессии есть осознанный шаг. Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смутное представление о профессии. Мы незнаем (или не стремимся узнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих родителей, друзей, жизненных условий и т. п., но не отдаем себе в этом отчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами.

Нередко наш выбор бывает противоречивым, но он всегда либо верен, либо неверен. Адекватность нашего выбора в значительной мере зависит от степени развития критичности нашего мышления. Критичность мышления заключается в том, насколько успешно мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

Но наше поведение не всегда носит осознанный характер. Часто мы поступаем необдуманно или используем выработанный ранее поведенческий стереотип, не успевая привести его в соответствие с изменившимися условиями деятельности. Следовательно, поведение и мышление связаны лишь в определенных, проблемных случаях, когда нам необходимо решить конкретную умственную задачу, смысл которой заключается в формировании поведения. Когда же такой задачи нет, формирование и регуляция поведения могут осуществляться на других уровнях и с помощью других механизмов.

С ситуацией выбора также связано такое качество личности как решительность. Американский философ и психолог У. Джемс выделял несколько типов решительности:

1.Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия фор­мируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.

2.В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.

3.При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.

4.К следующему типу решительности относятся случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.

5.В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

 

Выбор человек совершает каждый день. Он может касаться простых бытовых вопросов.

 А может затрагивать судьбы других людей. Будьте внимательны и мудры, совершая выбор!

 

 

2. Мудрость

 

Когда нам говорят слово «мудрость» большинство из нас наверняка представят старца, умудренного опытом, окруженного стопками книг или странствующего по свету.

 

 

Однако, чтобы осуществить мудрый выбор, человеку можно и в более ранних возрастах.

Что же такое мудрость?

В толковом словаре Даля мудрость определена как высшее состояние умственного и нравственного совершенства человека, которое характеризуется единством высшей степени разумности и благонамеренности, истины, пользы и блага, правды и любви. Это состояние достигается учением, размышлением и опытностью осознания высших житейских и духовных истин. Согласно отечественному ученому-психологу С.Л. Рубинштейну мудрость – это, прежде всего, «мысль, приложенная к жизни, неустанно работающая над ней, ее пронизывающая и осмысливающая, мысль, которая знает и учит, как верно жить».

 

Изучая мудрость как свойство отдельного человека, американский психолог Пол Б. Балтес предпринял попытку определить характеристики мудрости и построить ее модель.

Пол Б. Балтес полагает, что мудрость проявляется во взвешенных суждениях по важнейшим и неясным жизненно важным вопросам. Согласно развиваемой им точки зрения, мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни. Мудрость лежит в основе полезных советов, касающихся смысла жизни и положения дел конкретного человека. В ее основе лежит кристаллизованный культурно-обусловленный интеллект – способность к формулированию обобщенных суждений, глубинному анализу проблем, построению выводов на основе накопленных знаний и опыта, и особые личностные качества человека.

 

К числу основных свойств мудрости Пол Б. Балтес относит:

- решение человеком, в основном, главных вопросов, которые относятся и к разряду особо сложных;

- исключительно высокий уровень знаний, суждений и советов;

- необычная широта, глубина и сбалансированность знаний, которые могут применяться в исключительно сложных ситуациях;

- сочетание ума и добродетели, благополучия и пользы и для себя, и для других людей одновременно.

 

В построенную Полом Б. Балтесом модель мудрости включены:

- знания о практической стороне жизни;

- знания контекста жизни и общественных перемен;

- процедурные знания – знание как нужно действовать;

- знания, позволяющие учитывать относительность различных ценностей;

- знания, которые лежат в основе понимания неопределенности нашей жизни.

 

Другие американские психологи М. Дж. Чандлер и С. Холлидей выделили в качестве основных составляющих обыденных представлений о мудрости:

- богатый жизненный опыт,

- глубокое понимание происходящего,

- способность давать хорошие советы,

- высокую коммуникативную компетентность,

- ненавязчивость (тактичность).

 

Американским психологом Р. Дж. Стенбергом попытался соотнести мудрость с различными умственными способностями. В результате удалось выделить такой аспект мудрости, как способность к решению проблем в условиях противоречивых требований, способность к увязыванию конкурирующих факторов.

 

Отечественная ученый-психолог М.А. Холодная определяет мудрость как специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденного образа жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта, а также как высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни. При этом мудрость рассматривается как третья ступень в становлении интеллектуальной одаренности. Ей предшествуют компетентности и талант.

 

Как было отмечено Г. Крайг, одной из удивительных сторон мудрости является то, что она с трудом поддается описанию, но большинство людей ее легко распознают.

 

Отечественный ученый-психолог А.С. Огнев провел детальное исследование представлений людей о мудрости.

Согласно полученным результатам, в качестве основных характеристики мудрого человека можно назвать:

• глубоко осмысленный богатый жизненный опыт;

• чувство меры;

• отношение к жизни как к самодостаточной ценности;

• прозорливость; 

• ответственность;

• готовность делиться опытом.

Участники исследования подчеркивали, что важно не столько само по себе богатство жизненного опыта, сколько глубина его осмысления, его переработка путем глубокой рефлексии – склонности анализировать свои переживания.

Основой развития мудрости является – глубокое осмысление жизненного опыта.

С тем чтобы накапливался опыт, значимый именно для формирования и развития мудрости, необходимо, чтобы человек был в гуще жизни, чтобы он сам был субъектом решения жизненно важных проблем, а не только пассивным созерцателем.

Мудрость не соседствует рядом с разного рода крайностями, фанатизмом, неизменной жесткостью в оценках людей. Мудрость подразумевает терпимость в отношении мнения других людей, терпеливость. Не зря народная мудрость гласит: «Нельзя стать мудрым, не сделавшись терпеливым».

Полученные результаты позволяют также уточнить, что мудрый человек отличается обязательным использованием ценностно-нравственных ориентиров наиболее оптимальным образом, а также способен просчитать различные варианты развития событий.

Важным для мудрого человека является развитие скромности, тактичности, которые органично сочетаются с чувством собственного достоинства.

Можно ли развить в себе мудрость?

Важными предпосылками для развития мудрости является восприятие человеком себя частью мира и стремление постичь его суть и себя как его части. К числу серьезных препятствий для развития мудрости относятся восприятие себя отдельно от окружающего мира, стремление человека противопоставлять себя миру. 

 

Планирование

От замысла к плану

 

Каким будет ваш первый волонтерский проект? Вы только в начале пути изучения всей специфики волонтерского дела. Но уже сейчас можно ознакомиться той технологией, которая поможет эффективно планировать как волонтерский проект, так и бизнес проект или составить ваши жизненные планы Вашего главного проекта – вашей собственной жизни.

Итак, когда вы сформулировали цель и у вас есть уже четкое видение того результата, который вы хотите получить, 

 

План – это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование включает в себя полное описание наших действий по достижению поставленной цели, включая возможные риски.

Если речь идет о ежедневно возобновляемой деятельности, то план может быть простой.

 

В проектной деятельности этого недостаточно и требуется составить развернутый план.

Комплексная взаимосвязь решаемых проблем, намечаемых целей с построением плана по вехам часто организуется как логическая последовательность шагов. Каждый шаг представляет собой поиск ответа на определенные вопросы. Как показала многолетняя практика, в качестве такой последовательности могут быть использованы вопросы, вошедшие в состав технологии организационного развития – ТОР.   

 

При использовании технологии ТОР разработка плана проекта происходит путем последовательных ответов на указанные ниже вопросы Содержание и последовательность приведенных ниже вопросов служат надежной основой для эффективной разработки плана.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ

Вопросы:

Что входит в перечень основных проблем, на решение которых направлен разрабатываемый проект? (ответ должен содержать компактное описание целостного проблемного поля людей, жизнь которых должна улучшиться в результате реализации проекта).

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Вопросы:

Какие проблемы сейчас волнуют в тех, кто будет использовать результаты проекта? (ответ может быть оформлен в виде оценки по таким параметрам, как степень неотложности, степень значимости для качества жизни в целом, степень сложности. Можно использовать такие оценки степени выраженности каждого из параметров, как «высокая», «средняя», «низкая»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.034 с.)