Что характеризует личность как субъекта жизнедеятельности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что характеризует личность как субъекта жизнедеятельности?



В комплекс задач, решаемых личностью как субъектом жизнедеятельности, входят:

- прогноз возможного будущего;

- осмысление происходящего;

- принятие решений;

- соотнесение целей и задач;

- осмысленное влияние своими действиями на объективные факторы своей жизнедеятельности;

- согласование своих действий с действиями других субъектов; выявление своих возможностей;

- регулирование своей активности с учетом складывающихся обстоятельств, мобилизация или демобилизация своих сил в нужный момент.

 

Для описания личности как субъекта жизнедеятельности можно использовать следующую систему понятий:

· инициатива;

· ответственность;

· преобладающие типы мотивации и стимулирования

· основные ориентиры личности, притязацния ценности;

· удовлетворенность

· саморегуляция.

 

Рассмотрим более подробно те понятия, которые не рассматривались в предыдущих лекциях.

Инициативность – это способность личности к не стимулируемым извне волевым проявлениям и самостоятельной деятельности, направленной на достижение как собственных, так и общественно значимых целей.

Каковы проявления инициативного человека (http://www.youtube.com/watch?v=Zcy1nQ7S8Jg)?

Инициативный человек энергичен, находчив, активно включается в новые виды деятельности, самостоятелен, берется за дело, не дожидаясь чьих-либо указаний. Если что-то не получается, сам ищет способы решения возникшей проблемы. И, как правило, делает больше, чем от него требуют.

 

Ответственность – это волевое качество личности, проявляющееся в контроле человека за собственной деятельностью и готовности отвечать за свои поступки, действия и их последствия.

Ответственный человек выполняет взятые на себя обязательства и не перекладывает свои обязанности на других. На него можно положиться в сложной ситуации. Ответственность подразумевает также готовность отвечать перед самим собой за определенный круг своих поступков, видеть причину определенных событий в самом себе.

 

Деятельность человека может побуждаться внутренне (мотивация) или внешне, со стороны, при воздействии других людей на человека (стимулирование). Что рассчитывает человек в результате деятельности?

 

Для кого-то важным является самоутверждение и власть, престижный социальный статус и материальное вознаграждение. Есть люди, кто действует лишь бы избежать неприятностей, осуждения, штрафа и наказания. Деятельность может побуждаться и мотивами долга, ответственности, совершенствования, развития поддержания отношений с людьми.

Преобладающий тип мотивации и стимулирования по-своему характеризует человека как субъекта активности.

 

Уровень притязаний – степень сложности тех задач, который человек ставит перед собой. Он показывает, что человек считает для себя возможным и желанным, на что он претендует.

Различают заниженный, завышенный и адекватный уровни притязаний.

При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие задачи, с которыми он может справиться. Он верно оценивает свои силы, способности и возможности.

Заниженный уровень притязаний обычно свидетельствует, что человек изначально ставит перед собой очень простые и легкие задачи. Возможно по причине того, что не верит в свои силы.

Завышенный уровень притязаний проявляется в том, что человек ставит перед собой слишком сложные и непосильные задачи или сильно переоценивает собственные силы и возможностей.

 

При заниженном и завышенном уровне притязаний повышается вероятность совершения неэффективных действий, снижается вероятность успешного разрешения возникающих проблем. При сочетании сильной мотивации и завышенного уровня притязаний может получиться так (http://www.youtube.com/watch?v=MFrq_wG4nZk).

 

Когда говорят о степени удовлетворенности личности своим физическим и материальным благополучием, профессиональным выбором, то в первую очередь затрагивается вопрос о смысле для данного человека его достижений, о психологическом качестве его жизни. Чем удовлетворенность выше, тем выше и субъективная оценка качества своей жизни. Те же из нас, кто испытывает чувство неудовлетворенности своим физическим состоянием, трудом и тем более жизнью в целом, склонны воспринимать себя как людей несчастных, невзирая на какие бы то ни было внешние признаки благополучия. Бывает и другое, у человека нет рук и ног, но его пример отношения к жизни – вдохновляет других людей пересмотреть свое отношение к себе и жизни (http://www.youtube.com/watch?v=Qj0cIAVAqKY).

 

Когда речь идет о саморегуляции, то в психологическом плане прежде всего затрагиваются вопросы запуска, построения и поддержания личностью различных видов и форм произвольной активности с учетом намеченных целей. При этом должно быть учтено, что саморегуляция - это неотъемлемое проявление человеком себя в качестве субъекта, решающего задачи по согласованию циклов психофизиологических процессов и состояний, по оптимизации использования внешних и внутренних ресурсов, по преодолению внешних и внутренних препятствий. О совершенстве процессов саморегуляции можно судить с учетом их успешности, надежности, продуктивности, конечного результата.

Процесс саморегуляции субъектом своей активности включает в себя следующие составляющие:

1) производимое субъектом целеполагание;

2) моделирование значимых условий;

3) составление программы используемых действий;

4) построение системы субъективных критериев достижения цели;

5) оперативное управление процессом реализации задуманного с учетом открывающихся в данный момент “здесь и теперь” обстоятельств;

6) контроль и оценка реальных результатов;

7) коррекция результатов в случае неудовлетворительного уровня соответствия замысла и результата.

 

 

Личность, обладающая субъектными качествами, становится поистине хозяином собственной жизни, строителем своей судьбы.

 

В поиске предпосылок успеха

Какие характеристики личности, умения и навыки могут способствовать успеху человека в его начинаниях и делах? Этим вопросом задаются современные специалисты в области психологии.

Зарубежными специалистами в области подготовки и отбора кадров были введены термины «soft skills» и «hard skills» для обозначения тех самых качеств и навыков, которые могут способствовать профессиональному успеху.

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») способности, умения и навыки, которые позволяют быть успешным в любой деятельности, независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидерство, умение общаться, вести переговоры, работать в команде, умение работать над собой и заниматься саморазвитием и самообразованием, управление временем, эрудированность, креативность и др.

Заметим, что Soft skills важны не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills.

Институт Макса Планка в Мюнхене (Германия) выделяет следующие виды «мягких навыков», особенно важных в современном обществе:

1. Личностная динамика:

• чувство ответственности;

• стремление к достижениям;

• уверенность в себе;

• высокая мотивация.

2. Область межличностных отношений:

• контактность;

• объективная самооценка;

• сочувствие и сопереживание другим людям.

3. Стремление к успеху:

• самоотдача;

• мотивация к поддержанию статуса;

• склонность к систематизации;

• инициативность.

4. Выносливость:

• устойчивость к критике;

• устойчивость к неудачам;

• позитивная эмоциональная установка;

• твердость жизненной позиции;

• удовлетворенность работой.

Hard skills «хардскилз», англ. Hard skills – «твердые навыки») – это умения и навыки, связанные с конкретной выполняемой профессиональной деятельностью. Как правило, эти умения и навыки зафиксированы в профессиональных стандартах людей разных профессий, в образовательных стандартах подготовки специалистов, в должностных обязанностях работников разных специальностей и управленцев.

 

В настоящее время существуют также несколько моделей, описывающих успешную личность.

Компания Gallup Corporation, широко развернувшая свою деятельность на международном уровне, для оценки благополучия личности предлагает Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder). Авторами этой модели являются сотрудники компании Gallup Corporation – Дональд Клифтон и Эдвард Андерсен. Ими было проведено крупномасштабное исследование тех психологических качеств, которые способствуют достижению успеха в делах. В итоге, было выделено 34 разнообразных и распространенных психологических качества, которые помогают людям преуспевать в жизни.

Сильные стороны согласно исследователям из Gallup:

1. Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).

2. Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).

3. Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).

4. Вера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).

5. Включенность (помогать другим становиться цельными и успешными).

6. Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).

7. Гармония (способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).

8. Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).

9. Достижение (преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).

10. Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).

11. Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям).

12. Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).

13. Информация (активное приобретение знаний, любопытство).

14. Исправление (признание проблем и способность их решить).

15. Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).

16. Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими).

17. Контекст (видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).

18. Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).

19. Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).

20. Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение к действию других).

21. Ответственность ( быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).

22. Отношения (выстраивание близких отношении с людьми)

23. Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).

24. Последовательность (равное отношение, справедливость, озабоченность вопросами добра и зла).

25. Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).

26. Рассудительность (принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).

27. Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).

28. Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).

29. Связность (соединение идей или событий в осмысленное целое).

30. Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий).

31. Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).

32. Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).

33. Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средств).

34. Эмпатия (понимание других, установление отношений поддержки).

 

Эти психологические качества были названы авторами талантами или достоинствами, которые прослеживаются на уровне мыслей, переживаний и поступков людей и проявляются в способностях. По мнению авторов, тот или иной талант (достоинство) или группа талантов в результате специальной подготовки и накопления опыта у человека могут стать его сильной стороной, демонстрацией мастерства, что обуславливает достижение стабильных высоких результатов в деятельности. Для развития сильных сторон необходимо понимать и ценить свои таланты (достоинства), работать над собой, осознанно ставить цели и задачи перед собой, ориентироваться на будущее, не зацикливаясь на прошлом.

Отличается от Гэллаповского определителя сильных сторон личности VIA классификация ключевых достоинств и добродетелей (VIA Classification of Strengths and Virtues), разработанная позитивными психологами Кристофером Петерсоном и Мартином Селигманом. На основе анализа литературы, данных опроса и мозгового штурма были выявлены 24 личных качества – достоинства, которые благодаря специально организованной деятельности по развитию этих качеств, могут стать сильными сторонами личности:

1. Мудрость и знание – личностные черты, обуславливающие успешность работы со знаниями и новой информацией.

· Креативность – способность генерировать принципиально новые идеи, оригинальность.

· Любопытство – интерес к тому, что происходит вокруг, искренний интерес к происходящему, стремление получить ответы на вопросы, которые вызывает какое-либо событие.

· Гибкость мышления – стремление найти несколько вариантов решения задачи, открытость новому опыту и новым знаниям, внимание к альтернативам.

· Интерес к учению – желание повысить эрудицию, приобрести новые знания.

· Мудрость – внимание к более широкому контексту происходящих событий, понимание общих закономерностей.

2. Смелость – личные добродетели, определяющие настойчивость в достижении цели, умение самостоятельно преодолевать возникающие трудности и способность к самоограничению.

· Храбрость – способность сохранять стойкость и выдержку, преодолевать сопротивление обстоятельств и других людей.

· Упорство – непреклонное стремление к достижению цели, тщательность и добросовестность при выполнении какой-либо работы.

· Искренность – верность своим внутренним убеждениям и ценностям, откровенность, стремление говорить правду.

· Жизненная энергия – активность, энергичность, выносливость, природная живость.

3. Гуманность – внимательное отношение к окружающим людям. Отзывчивость, готовность оказать помощь.

· Любовь – переживание чувства близости и связанности с окружающими людьми, отзывчивость.

· Доброта – желание заботиться об окружающих, совершать поступки, цель которых – благополучие другого человека.

· Социальный интеллект – понимание мотивации других людей, чуткость в социальных контактах.

4. Социальность – способность сотрудничать и налаживать продуктивное межличностное взаимодействие.

· Причастность общему делу – приверженность к групповым целям и ценностям, стремление к достижению командного результата.

· Непредвзятость – беспристрастность, следование общественным правилам и нормам.

· Лидерство – умение воодушевить людей на достижение высоких результатов, повести за собой; успешность в организации групповой работы людей.

5. Умеренность – сдержанность во взаимодействии с окружающими людьми.

· Способность прощать – милосердное и снисходительное отношение к окружающим людям.

· Скромность – отсутствие демонстративности и стремления к публичности.

· Благоразумие – рассудительность, практичность и собранность, предусмотрительность.

· Самоконтроль – способность регулировать собственное эмоциональное состояние и поведение.

6. Духовность – добродетели, способствующие реализации общий смысловых устремлений личности.

· Чувство прекрасного – способность испытывать чувство эстетического наслаждения и удовольствия, стремление к прекрасному.

· Благодарность – переживание чувства признательности жизни за то, какова она есть.

· Надежда – позитивная установка по отношению к будущему, вера в позитивный исход.

· Чувство юмора – способность воспринимать происходящие события с юмором и иронией.

· Религиозность – переживание жизни как имеющей смысл и предназначение.

 

В последнее годы наряду с действующими VIA классификатором ключевых достоинств и Гэллаповским определителем сильных сторон человека, появились акмеологические и персонологические модели успешной личности как высокоэффективного субъекта жизнедеятельности.

Анализ существующих моделей позволил разработать отечественным ученым А.С. Огневу и Э.В. Лихачевой Каталог универсальных компетенций – «КУК» (см. таблица 1), который уточнялся и проходил апробацию в течение пяти лет напряженной работы среди участников молодежных образовательных форумов Селигер 2009 – 2012, Волга 2012-2013. Каталог содержит перечень основных компетенций личности как субъекта жизнедеятельности, описание их типичных проявлений в поведении и индикаторы высокой степени сформированности представленных в каталоге компетенций.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.042 с.)