Мечтать не вредно? Зачем людям мечтать? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мечтать не вредно? Зачем людям мечтать?



Мечта является активным, произвольным и осознанным процессом. В мечте отражается образ желаемого будущего. Однако существуют ситуации, когда мечты остаются только мечтами и не несут в себе какой-либо побудительной силы к их воплощению. В этом случае мечтание выступает в качестве замещения реальной деятельности. Частой причиной этого явления является состояние фрустрации. (http://www.youtube.com/watch?t=121&v=gsc3ZK3qzME).

Фрустрация – это психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой неудачи, при реальной или мнимой невозможности удовлетворить свои потребности, когда возникает несоответствие между желаниями и имеющимися возможностями.

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%B3,_%D0%A1%D0%B0%D1%83%D0%BB) выделил три типа ситуаций, которые могут вызывать фрустрацию.

К первому типу ситуаций он отнёс лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Нехватка или отсутствие средств может быть по причине самого человека, так и по независящим от него причинам. Например, человек впустую вчера потратил деньги, а сегодня ему не хватает их, чтобы приобрести необходимую книгу или диск. Несмотря на то, что он понимает собственную вину, его терзают переживания по поводу невозможности сделать желаемое приобретение. Или другая ситуация: молодой человек хочет познакомиться с красивой девушкой, но боится получить отказ, считая себя несимпатичным.

Второй тип ситуаций, вызывающих фрустрацию, составляют потери. Примеры: украли кошелек, а надо срочно оплатить что-либо, ссора с близким другом, смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили и т.д.

Третий тип ситуации, вызывающей фрустрацию, – это внутриличностный конфликт – отсутствие внутреннего психологического согласия и столкновение различных психологических факторов внутреннего мира личности: потребностей, мотивов, ценностей и чувств. Например, ситуация когда девушка влюблена в своего одноклассника, который встречается с ее подругой. Ее желание с ним встречаться сталкивается с мыслями о том, что ей самой не хотелось бы оказаться на месте подруги, которую обманывает ее парень.

 

При фрустрации человек испытывает негативные эмоции, такие как разочарование, тревога, раздражение или даже отчаяние. Он чувствует себя обманутым или неудачником из-за невозможности реализовать свои замыслы.

В этом состоянии человек сохраняет способность мечтать, хотя и теряет уверенность в том, что все его мечты могут воплотиться. В этом случае мечтание становится сознательным и произвольным процессом, но не имеющим практического завершения. В случае переживания фрустрации мечты приобретают функцию обеспечения сохранности механизмов регуляции систем организма. Она выступает в качестве механизма психологической защиты, обеспечивающий временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Итак, мечта может играть функцию своеобразного «защитного механизма», ограждая психику от травмирующей ситуации. При этом в процессе мечтания происходит сложнейший процесс синтеза и накопления опыта, полученного во фрустрирующей ситуации. С помощью механизма мечтания человек способен трансформировать негативный опыт в реальные позитивные жизненные достижения. Следовательно, мечта позволяет творчески переработать фрустрацию.

 

Для иллюстрации этой функции мечты приведем отрывки из эссе девушки, которая с детских лет мечтала стать учительницей. Она пишет: «Как зародилась у меня эта мечта? Случилось это так... Не виделась я со своими родителями три года, и вот они приехали. Через неделю после приезда – у мамы день рождения. И в этот день я получила от учительницы замечание. Так как оно не первое, она вызывает маму в школу. Я прошу подождать хоть день, объясняю причину. Но наша строгая «классная дама» остается непреклонной. И я вспоминаю все ее ошибки, она мне кажется самым неприятным, самым черствым и жестоким человеком. Я в отчаянии, что не могу переубедить ее. Я говорю: «Вы поступили несправедливо, когда-нибудь я вам это докажу». Как-то получилось, что это маленькое событие стало не только основой моей мечты, но и решило дальнейшую мою жизнь. Я стала мечтать... Я мечтала о школе, в которой будут только такие учителя, которые умеют понять чувства ребят, будут для них близкими, дорогими. И сама мечтала стать самой лучшей среди учителей. Я мечтала о том, как буду любима детьми, как буду отдавать им все, а они будут ценить меня за это. О том, как смогу заменить кому-то мать... Мне было интересно мечтать. Мои мечты что-то меняли мне, в моем характере, в отношении к жизни».

Какие еще функции мечты можно выделить?

В ситуации обиды или агрессии (http://www.psychologies.ru/glossary/dict/88/) при невозможности ответить агрессору (носителю агрессивных мотивов), человек мстит ему в мечтах.

Мечта в последнем случае является способом «отыгрывания» агрессии. Эмоции, пережитые в воображении, не выплёскиваются наружу. Этот механизм подробно описан отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87). Он отмечает, что «воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности».

 

Мечтание может стать способом «насыщения» желанными переживаниями, способом совладать со скукой, расцветить и наполнить собственную жизнь в ситуациях «эмоционального голода» – недостатком эмоционально насыщенных событий в жизни. Таким образом, ограниченность внешних впечатлений способна компенсироваться погружением в мечты.

 

При эмоциональном насыщении мечта способна сама становиться внутренней потребностью.

«Мне иногда кажется, что я всегда мечтаю, –пишет студентка Татьяна К. – Если не мечтать, то совсем не интересно жить».

Одной из наиболее значительных функций мечты становится её способность «проектировать» желаемое будущее и моделировать себя в нем. В мечтах создается образ желаемого потребного будущего, который даёт стимул для развития самого человека и его деятельности.

Почему это возможно?

Во-первых, в мечте разрабатывается будущая ситуация – уточняются ее детали, проигрываются возможные сценарии поведения и развития событий. Следовательно, мечта выполняет функцию предвосхищения, подготовки, а нередко даже тренировки будущего поведения.

Во-вторых, мечта поддерживает мобилизацию, включенность человека в деятельность, позволяет удерживать образ желаемого будущего, сохраняет его. Это означает, что во многом благодаря мечтам, в том числе спонтанным, человек, как мы отмечали выше, может удерживать и не забывать большое количество своих целей, которые продолжают разрабатываться в фоне.

В третьих, согласно исследованиям Реваза Григорьевича Натадзе (http://www.voppsy.ru/issues/1983/835/835165.htm), мечта создает настройку, формирует эмоциональную установку как готовность переживать определенные эмоции в будущем.

Одна и та же мечта может реализовывать несколько функций одновременно: уход от реальности сочетается с её одновременным проектированием желаемого образа будущего, ограждение от фрустрации и стресса идёт рука об руку с «отыгрыванием» агрессивных эмоций.

 

Содержание мечтаний

О чем мечтают люди?

Ученые заявляют, что способность мечтать и содержание мечтаний изменяется с возрастом.

Как отмечал отечественный ученый Борис Игнатьевич Додонов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87), в детском и подростковом возрасте предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели. Эти мечты можно назвать мечтами-играми. Такое мечтание-фантазирование, подобно игре и сказке, является не только неизбежным, но и необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности

Ребенок в мечтах проецирует свое отношение к окружающему миру и осваивает окружающий мир. Отечественные и зарубежные психологи видят тесную связь мечты с детской сюжетно-ролевой игрой, которая наиболее ярко разворачивается в дошкольном детстве – в 5-6 лет. В сюжетно-ролевой игре ребенок представляет себя кем-то, выбрав интересную для себя роль, и действует согласно своим представлениям о ролевом поведении и деятельности. Дети могут играть в своих родителей, представлять себя людьми тех или иных профессий, могут проигрывать поведение даже вымышленных супер-героев.

 

 В игре дети осваивают будущие роли, которые пока им не доступны, и проектируют свое будущее. Когда спрашиваешь у ребенка, о чем он мечтает – он называет те предметы, которых у него нет, говорит о том, кем он хочет стать, когда вырастет и где оказаться. Проявление мечты как синтеза наиболее важных ценностей и целей человека, формирующееся и впервые возникающее в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) и является одним из первых актов творчества, авторства собственной жизни. В пользу того, что мечта возникает именно в этом возрасте, говорят самоотчеты подростков и взрослых людей, которые относят первые воспоминания о мечте или похожей игре к 5–6-летнему возрасту.

 

С возрастом мечты становятся все более рациональными и значение «проектирующей» функции мечты возрастает. В юношеском возрасте эта функция мечты наиболее значима. Именно в юношеском возрасте в процесс профессионального и жизненного самоопределения человек разрабатывает и приступает к самостоятельной реализации своего главного проекта под названием «Жизнь». И во взрослом возрасте тоже мечты позволяют сформировать образы реализации актуальных потребностей. Продуктивной функцией мечтаний в юношеском возрасте и у взрослых является «проектирование» реализации актуальных высших потребностей. Например, потребности помогать другим, улучшить мир, сделать близких более счастливыми. В мечтах эти потребности получают варианты своего возможного воплощения. И уже от самого человека зависит, будет ли реализована эта мечта.

 

Отказ от реализации мечтаний юности в более старшем возрасте может приводить к разочарованию и неудовлетворению тем, как сложилась жизнь. Иногда могут предприниматься попытки «вернуться в прошлое», чтобы все-таки реализовать задуманное. В ряде случаев можно наблюдать «компенсирующее» поведение, когда мечта реализуется частично, с учетом на поправки реальности.

Итак, способность мечтать является важным механизмом развития личности на разных этапах её жизни. Сохранение способности к мечтанию и реализация мечты становится одним из условий полноценной, насыщенной, глубоко проживаемой жизни.

Можно выделить разную направленность мечтаний:

• утилитарная (дом, машина, деньги и т.д.);

Например, утилитарная направленность мечты обозначается в этом сочинении молодой девушки: «… У каждого человека есть заветная мечта. Если люди перестанут мечтать и верить в свои желания, мир перестанет существовать в плане развития. Утопия у всех разная. Один страстно мечтает попасть на необитаемый остров, где будет наслаждаться океаном и зеленью, другой в то же время стать знаменитым поэтом или писателем.

Кто-то хочет новую машину или завести маленькую собачку.

Мечта — это другой мир и реальность, где нет ограничений на желаемый предмет или пространство. Мечтами и надеждами живет человек, верой в лучшее, что есть на земле.

У меня, как у любого, есть своя заветная мечта. Помимо нее есть еще несколько. Каждый день, засыпая со своей новой мечтой, встаешь в прекрасном настроении. Иногда не успеваешь до конца помечтать, засыпаешь крепким сном.

Недавно несколько вечеров подряд представляла дом моей мечты. Устав от городской суеты, бесконечных очередей, я пробралась сквозь пространство и очутилась на лесной поляне.

Вот именно там стоял мой дом. Он не очень больших размеров, деревянный, всего три комнаты. Сначала я их обставляю по своему желанию. Мебель старинная, но отреставрированная. В гостиной стоит большой книжный шкаф, полки которого заставлены книгами классиков из разных стран.

Обязательно присутствует камин, сундук из красного дерева, кресло-качалка и диван. В спальне стоит огромных размеров дубовая кровать с мягкими перинами и подушками, шкаф для одежды и старинное зеркало, доставшееся от прабабушки. Посреди кухни находится большой стол и стулья. Стены завешаны картинами известных художников. В доме свежо и уютно.

Неподалеку березовая роща окружает его со всех сторон. Но самое прекрасное место – это поляна возле моего дома. Растут на ней только нежные ромашки. Слепит глаза от желто-белых красок, переливающихся на ласковом солнышке.

А ближе к лесу находится небольшая кристально-чистая речка. Подойдя к ней, можно увидеть рыбок, резвящихся там.

Возле дома на березах есть гамак, я располагаюсь в нем поудобнее и наслаждаюсь музыкой природы. Долетает голос кукушки из чащи изумрудного леса, рядом стрекочут кузнечики, слышно журчание воды в речке. Потом возвращаюсь в дом и сижу всю ночь возле горящего камина, наблюдая, как играют искорки. Под свою мечту засыпаю, и во сне обязательно приснится дом моей мечты.

Мечта человеку очень нужна, без нее будет не интересно жить, она поможет преодолеть препятствия в нашей жизни. Когда есть мечта, люди знают, к чему они стремятся, а не попусту проживают жизнь».

 

• социальная (семья, друзья и т.д.);

Например, эта направленность мечты прослеживается в следующих фрагментах эссе студентов:

«Через тридцать лет у меня будет любящий муж и двое детей. Мы будем жить в большой, обустроенной квартире. Мы будем с мужем очень счастливы, Я буду смотреть на те вещи, из-за которых переживаю сейчас, и думать, как хорошо, что это прошло».

«…мне бы хотелось сказать об одной мечте, об одном большом желании, которое часто занимает мои мысли, нередко приводя к грустным выводам. Я имею в виду человеческие отношения. Я часто вспоминаю раннее детство: много друзей, радость, веселье, беззаботные игры во дворе. Становясь старше, я стала замечать, как мы, иногда сами того не замечая, теряем своих друзей, становимся серьезнее, начинаем заниматься какими-то личными делами и утрачиваем то, что связывает между собой людей. Мы замыкаемся в себе, становимся суше, грубее, холоднее. Это на самом деле очень грустно. В жизни каждого человека, на мой взгляд, должен быть друг. Причем друг настоящий, на которого можно положиться в любой ситуации, которому можно доверить любую тайну, который даст совет, разделит с тобой радость и беду, в любой момент придет на помощь.

Как-то мне на глаза попалась фраза: «Спрошенный о том, что такое друг, Зенон ответил: другой я». И это правильно, ведь друг должен быть таким, которому ты можешь доверять, как самому себе, который способен мыслить, чувствовать точно так же, как ты, видеть то же, что и ты, даже немного больше. Потому что настоящий друг может и должен замечать не только твои достоинства, но и недостатки. И он должен обязательно указывать тебе на них. Я действительно мечтаю иметь таких друзей».

• профессиональная (интересная работа, карьера, свое дело, высокий статус и т.д.);

О направленности мечты маленького мальчика на работу полицейским рассказано в следующей истории: «Когда филиппинская студентка Джойс Торрефранка разместила в Фейсбуке фотографии мальчика, встреченного ею на улице, она и представить не могла, что это изменит его судьбу.

На фото, которое Джойс сделала 23 июня в филиппинском городе Мандауэ, мальчик, соорудив себе из какой-то табуретки импровизированный стол, делает уроки при свете из окон местного Макдоналдса. «Меня вдохновляет этот малыш», – написала девушка.

Как пишет Huffington Post, в следующие несколько дней фотографии мальчика разошлись по сети, став очень популярными. Это заставило местный телеканал заняться поисками ребенка. Вскоре он был найден в магазинчике неподалеку от места, где были сделаны фотографии. Там работает мама девятилетнего Даниэля Кабреры. Отец мальчика умер два года назад, а хижина, где они жили, сгорела. Семья, в которой, кроме Даниэля, еще несколько детей, едва сводит концы с концами. У них нет постоянного жилья и они ночуют то в магазине, где работает мать, то прямо на улице. Кристина, мама Даниэля, зарабатывает менее двух долларов в день, даже подрабатывая в качестве помощницы по хозяйству.

Несмотря на все трудности, Даниэль, по словам матери, изо всех сил старается не пропускать школу, хотя у него нет денег даже на школьные завтраки, и всегда делать домашние задания. Его мечта – вырваться из бедности и стать полицейским. Об этом Даниэль рассказал, когда его с мамой пригласили на местное радио.

За несколько недель, прошедших с того момента, как филиппинская студентка сфотографировала Даниэля, о нем написали не только местные, но и крупные мировые издания. С тех пор как история мальчика стала известной, в его жизни и жизни его семьи произошли большие изменения к лучшему: во-первых, Даниэль получил стипендию на обучение, во-вторых, Кристина получила грант на открытие собственного дела, а в-третьих, местная полиция выделила семье деньги и продукты питания.

Сама Джойс потрясена тем, что может сделать «простое фото». «Спасибо всем, кто поделился этими фотографиями. Мы смогли помочь Даниэлю в достижении его мечты. Я надеюсь, что история Даниэля еще будет трогать наши сердца, и, помня ее, мы всегда сможем справиться с любой ситуацией в жизни», – написала девушка».

Вот так один фотоснимок, внимательное отношение к тому, кто случайно оказался рядом, может сделать жизнь чуточку лучше! Не проходите мимо!

• альтруистическая (благополучие России, создание семейного детского дома, реализация какого-либо социального проекта и т.д.).

Например, альтруистическая направленность мечты наблюдается у волонтеров – людей, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Почему люди становятся волонтерами? Причины могут быть разные. Но главное, все начинается с благородной мечты – помогать людям!

Особенностью волонтерской деятельностью является то, что человек, заботясь о благе для других – получает в ответ положительные эмоции, много общения и проведенного с пользой времени,возможности развивать свои силы и способности, получать новый опыт и делиться своим опытом с другими, что помогает в последствии и построить карьеру, и заслужить авторитет, и самореализоваться в жизни. Обо всем этом можно узнать из «волонтерских историй» (http://volonter.mggu-sh.ru/about/histories)– из уст самих ребят-волонтеров

 

Заключение

 

Итак, жизненный путь человека во многом определяется теми выборами, которые сам человек делает в определенные моменты своей жизни. Важнейшим ориентиром на жизненном пути для каждого из нас является образ желаемого будущего – наша мечта. Современные исследования показывают, что ее осознание, целенаправленное следование по пути ее достижения – важнейший фактор психологической устойчивости человека и субъективного благополучия. Понимание сути собственной мечты помогает человеку преодолеть проблему неопределенности и служит основанием для выбора того или итого варианта построения собственной жизни, который сулит благополучие ему самому, его семье и обществу в целом.

 

Тема 2. Чем я должен располагать для реализации замыслов?

Учебные вопросы:

1. Счастье.

2. Цель.

3. Ресурсы

 

Введение

В этой теме остановимся на важном понятии современной позитивной психологии - счастье, специфике его содержания, цели и ресурсах ее достижения.

Счастье



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.113 с.)