Литературы, истории и обществознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературы, истории и обществознания



«УРОК ПО ТЕМЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И

СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСВОБОДЕ В СССР»

ТЕМА УРОКА: «СКОЛЬКО СТОИТ СТРАХ?..»

                        РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ РАССКАЗА

                        П.С. РОМАНОВА «ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

                                                                   Соколова Елена Альбертовна,

                                                                   учитель русского языка и

                                                                   литературы

                                                                   МОУ «СОШ № 6 с углубленным

                                                                   изучением иностранных языков»

                                                                   27 января 2010 года

 СЕВЕРОДВИНСК

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.С. РОМАНОВА

«ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска Соколова Елена Альбертовна.

Тема: «Сколько стоит страх?..»

       Размышления над страницами рассказа П.С. Романова «Хорошие люди».

 

Цели: 1. Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ рассказа 

          П. С. Романова.

2. Закрепление навыков работы с текстом.

3. Воспитание души, сострадания и стремления к действию.

 

Оборудование: 1. Интерактивная доска с подготовленными к уроку слайдами.

                       2. Тексты рассказа на столах у детей.

                       3. Рабочие листы для работы детей по ходу урока.

                       4. Иллюстрации к уроку, выполненные ученицей этого класса.

 

                                                             Ход урока:

1. ОРГМОМЕНТ: тема, цели урока;

2. ВСТУПЛЕНИЕ.

       Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве русского писателя П.С. Романова и поведем речь о его рассказе «Хорошие люди», вы знакомитесь с текстом произведения, письменные задания в ходе урока выполняете на рабочих листах, домашнее задание пишете здесь же. Но прежде мне хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам (далее идет работа со «словом-раздражителем - совесть»):

          - Как вы понимаете слово «совесть»?

         - Какие ассоциации оно у вас вызывает?

           - Почему?

                   - Нужна ли совесть нам сейчас, в наше такое непростое время?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Совесть – понятие вечное, это то, что помогает нам оставаться людьми, это наш внутренний контролер; какие бы ни наступили времена, совесть «никто не отменит». Ассоциации,

                                                             - 2 -

которое это слово вызывает, – душа, страдание, боль, радость, счастье, облегчение…

ПРИЕМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

 Обратимся к теме урока на доске: «Сколько стоит страх?..» Вопрос философский, очень сложный, вопрос вечный. Мы сегодня попробуем дать на него ответ, знакомясь с произведением П.Романова – рассказом «Хорошие люди». Но сначала сделайте предположения:

 О чём пойдёт разговор у автора с читателем?

 О чем этот рассказ?

 Что вы можете сказать об этом по названию произведения?

 Кто такие «хорошие люди»? Где они живут?

  Каковы их взаимоотношения?

ЗАДАНИЕ: Запишите свой прогноз в предложенный вам для заданий рабочий лист.

(Дети начинают выполнять задание на выданных рабочих листах, очень коротко записывая ответ).

3. РЕАЛИЗАЦИЯ:

1). А теперь перейдём к конкретному разговору – знакомству с рассказом «Хорошие люди».

. Читаем 1 часть. Работа по отрывку: «В квартире №6 живут хорошие люди...»

- Что это за квартира?

- Докажите, что они «приятные и дружные люди».

- Составим ментальную карту. (Дети на рабочих листах составляют ментальную карту, в центре ее слова «квартира № 6»).

-Какой цвет вы выбрали для обозначения жильцов квартиры? Почему?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В этой квартире живут хорошие люди, автор с самого начала так говорит о них: «Жильцы квартиры № 6 были на редкость приятные и хорошие люди…»Далее о соседях сказано очень немного, но у читателя пока нет сомнений в искренности автора. Дети выбирают для ментальной карты теплые цвета или самые ими любимые: оранжевый, голубой, светло-зеленый.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ - СЛАЙД № 1.

 

- Посмотрите на слайд: я сделала ментальную карту, выбрав только два цвета - черный и красный.

- Как вы думаете: почему?

                                                               - 3 –

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Вы разделили жильцов квартиры на две группы: А.А. Обрезков и его Аринушка противопоставлены всем остальным.

 

- Итак, в квартире №6 всё хорошо. Сравните то, что вы узнали из 1 отрывка, с вашим прогнозом в тетради. Проанализируйте!

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Написанное нами соответствует услышанному в 1 части рассказа.

Обращение к рисунку на доске: девочка Аринушка, солнечная, милая, радостная, трогательная в своем взрослом языке… На рисунке счастливый ребенок, не знающий горя, беды и несправедливости…

 

2). Идём дальше и читаем 2 часть. Работа по следующему отрывку.

- Что изменилось?

- Как показана атмосфера в квартире после ареста Обрезкова? Найдите слова, рассказывающие об этом. (Дети работают с текстом, размышляя над тем, что происходит в квартире № 6).

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В квартире испуг, соседи взволнованы, они не понимают, что происходит, за что могли арестовать инженера, сначала Марья Петровна счастлива оказанным доверием и помогает ребенку от всей души, затем в разговоре с комендантом отрекается от родства с Обрезковыми. В квартире постепенно становится очень трудно жить: нет радушия, счастья и радости, все двери закрыты, нет больше стремления помогать, сочувствовать и сострадать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.006 с.)