Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уш всероссийский конкурс учителей русского языка и

Поиск

УШ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«УРОК ПО ТЕМЕ: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ И

СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕСВОБОДЕ В СССР»

ТЕМА УРОКА: «СКОЛЬКО СТОИТ СТРАХ?..»

                        РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТРАНИЦАМИ РАССКАЗА

                        П.С. РОМАНОВА «ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

                                                                   Соколова Елена Альбертовна,

                                                                   учитель русского языка и

                                                                   литературы

                                                                   МОУ «СОШ № 6 с углубленным

                                                                   изучением иностранных языков»

                                                                   27 января 2010 года

 СЕВЕРОДВИНСК

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.С. РОМАНОВА

«ХОРОШИЕ ЛЮДИ».

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска Соколова Елена Альбертовна.

Тема: «Сколько стоит страх?..»

       Размышления над страницами рассказа П.С. Романова «Хорошие люди».

 

Цели: 1. Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ рассказа 

          П. С. Романова.

2. Закрепление навыков работы с текстом.

3. Воспитание души, сострадания и стремления к действию.

 

Оборудование: 1. Интерактивная доска с подготовленными к уроку слайдами.

                       2. Тексты рассказа на столах у детей.

                       3. Рабочие листы для работы детей по ходу урока.

                       4. Иллюстрации к уроку, выполненные ученицей этого класса.

 

                                                             Ход урока:

1. ОРГМОМЕНТ: тема, цели урока;

2. ВСТУПЛЕНИЕ.

       Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о творчестве русского писателя П.С. Романова и поведем речь о его рассказе «Хорошие люди», вы знакомитесь с текстом произведения, письменные задания в ходе урока выполняете на рабочих листах, домашнее задание пишете здесь же. Но прежде мне хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам (далее идет работа со «словом-раздражителем - совесть»):

          - Как вы понимаете слово «совесть»?

         - Какие ассоциации оно у вас вызывает?

           - Почему?

                   - Нужна ли совесть нам сейчас, в наше такое непростое время?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Совесть – понятие вечное, это то, что помогает нам оставаться людьми, это наш внутренний контролер; какие бы ни наступили времена, совесть «никто не отменит». Ассоциации,

                                                             - 2 -

которое это слово вызывает, – душа, страдание, боль, радость, счастье, облегчение…

ПРИЕМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

 Обратимся к теме урока на доске: «Сколько стоит страх?..» Вопрос философский, очень сложный, вопрос вечный. Мы сегодня попробуем дать на него ответ, знакомясь с произведением П.Романова – рассказом «Хорошие люди». Но сначала сделайте предположения:

 О чём пойдёт разговор у автора с читателем?

 О чем этот рассказ?

 Что вы можете сказать об этом по названию произведения?

 Кто такие «хорошие люди»? Где они живут?

  Каковы их взаимоотношения?

ЗАДАНИЕ: Запишите свой прогноз в предложенный вам для заданий рабочий лист.

(Дети начинают выполнять задание на выданных рабочих листах, очень коротко записывая ответ).

3. РЕАЛИЗАЦИЯ:

1). А теперь перейдём к конкретному разговору – знакомству с рассказом «Хорошие люди».

. Читаем 1 часть. Работа по отрывку: «В квартире №6 живут хорошие люди...»

- Что это за квартира?

- Докажите, что они «приятные и дружные люди».

- Составим ментальную карту. (Дети на рабочих листах составляют ментальную карту, в центре ее слова «квартира № 6»).

-Какой цвет вы выбрали для обозначения жильцов квартиры? Почему?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В этой квартире живут хорошие люди, автор с самого начала так говорит о них: «Жильцы квартиры № 6 были на редкость приятные и хорошие люди…»Далее о соседях сказано очень немного, но у читателя пока нет сомнений в искренности автора. Дети выбирают для ментальной карты теплые цвета или самые ими любимые: оранжевый, голубой, светло-зеленый.

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ - СЛАЙД № 1.

 

- Посмотрите на слайд: я сделала ментальную карту, выбрав только два цвета - черный и красный.

- Как вы думаете: почему?

                                                               - 3 –

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Вы разделили жильцов квартиры на две группы: А.А. Обрезков и его Аринушка противопоставлены всем остальным.

 

- Итак, в квартире №6 всё хорошо. Сравните то, что вы узнали из 1 отрывка, с вашим прогнозом в тетради. Проанализируйте!

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Написанное нами соответствует услышанному в 1 части рассказа.

Обращение к рисунку на доске: девочка Аринушка, солнечная, милая, радостная, трогательная в своем взрослом языке… На рисунке счастливый ребенок, не знающий горя, беды и несправедливости…

 

2). Идём дальше и читаем 2 часть. Работа по следующему отрывку.

- Что изменилось?

- Как показана атмосфера в квартире после ареста Обрезкова? Найдите слова, рассказывающие об этом. (Дети работают с текстом, размышляя над тем, что происходит в квартире № 6).

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: В квартире испуг, соседи взволнованы, они не понимают, что происходит, за что могли арестовать инженера, сначала Марья Петровна счастлива оказанным доверием и помогает ребенку от всей души, затем в разговоре с комендантом отрекается от родства с Обрезковыми. В квартире постепенно становится очень трудно жить: нет радушия, счастья и радости, все двери закрыты, нет больше стремления помогать, сочувствовать и сострадать.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Для меня после чтения второго отрывка уже нет тех «приятных и дружных» людей, они очень боятся за себя, поэтому отношение к ним меняется, оно становится настороженным и даже брезгливым после отречения Марьи Петровны.

 

3). Читаем 3 часть рассказа.

- Что происходит с «на редкость приятными и дружелюбными людьми»?

- Что делают все они?

- Пребывают в бездействии, боясь приблизиться к ребенку и проявить какие-то чувства к нему. Но все они совершают действие по отношению к Аринушке.

- Каким словом можно это действие обозначить, определить?

    - Это слово – отстранённость.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: После чтения 3 части рассказа к соседям Обрезковых одно чувство – презрение, от которого недалеко до ненависти, а еще есть чувство жалости: их очень жаль, таких взрослых, таких умных и таких слабых, трусливых и жалких в своей заботе о себе.

 

4).  Идём дальше и читаем 4 часть.

- Хотя во всех предыдущих трёх частях идёт разговор об Аринушке, я считаю, что

4 часть больше посвящена ей. Давайте посмотрим, что происходит с ребёнком, оставшимся один на один на один с миром взрослых.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые допускают такое противоестественное состояние ребенка, потому что испытывают почти животный страх за самих себя, они боятся, что за сочувственное отношение к ребенку арестованного инженера они окажутся в тюрьме, соседям проще не замечать страдания Аринушки, чем помогать ей. Их, может быть, и мучает совесть, но страх сильнее всего.

СТРАХ

За себя, за семью                                          встретиться взглядом с её глазами -

                                                                        «синими, как небеса…»

5). Рассуждение о героинях рассказа:

 

- В рассказе две героини: Надежда Петровна и Марья Петровна, у них одинаковое отчество – Петровна от имени Пётр.

- Как вы думаете, почему обеим женщинам автор даёт отчество от имени Пётр?

                                                              - 6 -

 

Страх.

Холодный, давящий.

Слабость.

Страх.

Всеобъемлющий, подавляющий.

Совесть.

                                                          - 7 -

 

- Готовясь к уроку, я написала свой синквейн, послушайте его:

 

Страх.

Непобедимый, вечный.

Смерть.

 

- Последнее слово в моем синквейне – «смерть», смерть души. Смерть – это финал жизни всего живого.

- А есть ли финал у рассказа, прочитанного нами? Каким вы его себе представляете?

- Запишите в рабочих листах свой прогноз финала. Зачитайте его. Обсуждение вариантов финала детей.

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Девочка медленно умирает от истощения; в соседях все-таки просыпается совесть: она выжила, но никогда не простила; комендант забрал ее к себе; ее отдали в детский дом; произошло чудо – отец вернулся…

- Давайте послушаем, каким автор делает финал своего рассказа?

                                                      

5. ЧТЕНИЕ ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ.

Беседа:

- Что произошло со взрослыми? (работа с текстом).

- Верите ли вы в их искренность?

- Чему они так радуются?

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые рады тому, что закончились их страдания, что не надо больше бояться, следовательно, можно «вернуться» к ребенку…

- Поверить жильцам квартиры № 6 очень трудно, так как с ними не происходит самого главного – покаяния, а значит, нет очищения души, нет её возрождения.

- Каково теперь ваше отношение к соседям?

 

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Их простить трудно, невозможно, и еще тяжелее от такого лицемерия.

- Почему рассказ называется «Хорошие люди»?

- Как бы вы его озаглавили?

 

                                                      - 8 -

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (Дети озвучивают свои заголовки и комментируют их). «Хамелеоны», «Любовь и страх», «Узы страха», «Цена страха», «Кто твой ближний..,», «Экзамен на человечность», «Жизнь по обстоятельствам», «Квартира»…

 

6 ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

- Возвращаемся к теме сегодняшнего урока: «Сколько стоит страх?»

Мы знаем, что рассказ написан в эпоху грандиозного строительства новой жизни, жаль только, что место в этой новой жизни нашлось не всем, жаль, что огромное количество людей долгие годы жило в страхе, уничтожая в своих душах самое лучшее: доброту, мужество, чуткость, сострадание, любовь… Хочется верить, что ничего подобного в жизни маленькой героини, оказавшейся сильнее и мудрее взрослых, больше не произойдет, что заживет этот ожог на ее добром сердце и оно никогда не утратит способности любить, сочувствовать, сострадать…

 

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Дома вы на своих рабочих листах выполните следующее задание: напишете сочинение-рассуждение «Сколько стоит страх?», не забудьте свои мысли, чувства, появившиеся на этом уроке во время чтения и обсуждения текста произведения

П.С. Романова.

 


ФОРМА № 1 – ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНКУРСА:

 

1. Фамилия, имя, отчество – Соколова Елена Альбертовна.

2. Дата рождения – 14 ноября 1961 года.

3. Полное наименование ОУ – Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска Архангельской области.

4. Должность, предметы – учитель русского языка и литературы.

5. Область интересов – педагогика, история литературы, история русского языка, история России; в педагогике – новые имена и новые технологии проведения урока; воспитание души ученика, интереса и любви к своему отечеству, его культурному наследию.

6. Почтовый индекс – 164500

7. Почтовый рабочий адрес – Архангельская область, город Северодвинск, улица М.В. Ломоносова, дом № 83.

8. Телефон служебный – 534404.

9. Почтовый индекс – 164500.

10. Почтовый домашний адрес – город Северодвинск, улица Трухинова, дом 16, кв. 20.

11. Телефон домашний – 597353.

12. Телефон мобильный – 8 952 254 89 71

13. Электронный адрес –

14. Подпись участника -

ФОРМА № 2 – СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА:

Тема урока, краткое обоснование данной темы урока в системе работы учителя. Тема: «Сколько стоит страх?..» Размышления над страницами рассказа П.С. Романова «Хорошие люди». Урок посвящен небольшому рассказу сейчас мало кому известного писателя Пантелеймона Сергеевича Романова, на занятии во время беседы с детьми нет разговора о политических репрессиях, но ученики, уже хорошо знакомые с произведениями других поэтов и писателей о создании и укреплении тоталитарной системы в СССР, понимают, о чем идет разговор, почему так сформулирована тема урока, что читатель должен увидеть между строчками произведения. Урок такой смысловой направленности далеко не первый, дети много знают об этом периоде в истории СССР из исторических материалов и литературных произведений. Очень важным на уроке был момент восприятия текста, т.к. ученики знали о писателе и его творчестве с предыдущего урока, а данное произведение услышали только сейчас, реакция детей превзошла мои ожидания: не часто у современных молодых людей на уроке можно увидеть слезы. Урок продолжил цикл занятий по теме «Свобода и несвобода личности в СССР»: ранее были уроки по рассказу А.И. Солженицына «Эго», по циклу миниатюр «Крохотки», по повести «Матренин двор», по рассказу Е.И. Замятина «Дракон», далее будут уроки по изучению поэмы «Реквием» А.А. Ахматовой, лирики М.И. Цветаевой, повести «Один день Ивана Денисовича», повести Л.К. Чуковской «Софья Петровна».

План урока.

Класс – 11 А.

Подпись участника.

 

 

Рабочий лист

 

Совесть:

 

 

«Хорошие люди» – прогноз: о чём рассказ.

Кто такие? Место обитания
     

 

 

 

 


Отношение к героям, прогноз финала:

2 часть 3 часть 4 часть финал
       

 

Синквейн с слову «страх»:

 

 

Варианты заголовка рассказа:

 

УШ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.009 с.)