Начинай работать над рисунками.» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начинай работать над рисунками.»



Если во время выполнения субтеста психолог замечает, что неко­торые обследуемые начинают волноваться, так как не успевают вы­полнить все задания, необходимо сказать следующее:

«Я заметил (а), что вы все работаете по-разному. Некоторые быстро рисуют все картинки, а затем возвращаются к ним и до­бавляют некоторые детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько изображений, но превращают их в сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравиться и как вам удобнее.»

После окончания времени работы с субтестом обследуемых просят перевернуть страницу и перейти к инструкции для следующего задания.

СУБТЕСТ №3 «Повторяющиеся линии».

«На этих трех страницах изображены пары прямых линий. Нарисуй как можно больше предметов или историй, используя эти линии.

Прямые линии должны стать основной частью того, что ты хо­чешь нарисовать. К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так, чтобы получились за­конченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями — везде, где ты захочешь.

Старайся придумать такие рисунки, которые бы не смог при­думать никто, кроме тебя. Нарисуй как можно больше различных картинок, вырази все идеи, которые у тебя появятся.

Придумай интересное название для каждого рисунка и напи­ши его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся рабо­тать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопро­сы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунками.»

В процессе тестирования обследуемым необходимо напомнить, что задания занимают три страницы. Если потребуется, можно повторить инструкцию о возможности разных стилей работы (см. Субтест №2).

По истечении десяти минут психолог объявляет окончание рабо­ты, хвалит обследуемых за проявленные творческие способности и собирает Тестовые тетради. Необходимо быстро проверить, все ли рисунки подписаны. Если обследуемый не успел написать названия ко всем рисункам, их обязательно надо уточнить. В противном случае могут возникнуть проблемы на этапе обработки результатов.

Вернуться к оглавлению

Обработка результатов.

Предварительные замечания.

В данном руководстве описывается ускоренная обработка резуль­татов образных субтестов, предложенная Е. Торренсом в 1984 году. Предыдущая система обработки занимала слишком много времени. Кроме этого, она недостаточно улавливала суть творческих способно­стей. Поэтому Е. Торренсом была предпринята попытка создать новую систему обработки для образных субтестов, которая бы обеспечила максимум информации о творческой деятельности обследуемого при минимуме усилий, затрачиваемых на подсчет результатов.

Ускоренная обработка результатов предполагает оценку пяти по­казателей: «Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Аб­страктность названий» и «Сопротивление замыканию».

Содержание показателей «Беглость», «Оригинальность», «Разра­ботанность», которые оценивались и в первоначальном варианте об­работки, не изменилось. Беглость так же, как и раньше, раскрывает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)». Оригинальность — «способность давать необыч­ные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». Разрабо­танность — «способность детально разрабатывать возникшие идеи».

В новом варианте обработки подсчет параметра «Оригиналь­ность» несколько упрощен. Вместо трехбалльной Е. Торренс ввел двухбалльную шкалу оценки: 0 баллов — банальные, часто встреча­ющиеся ответы, 1 балл — все остальные ответы.

Показатели «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыка­нию» являются новыми, они были введены Е. Торренсом в 1983 году. Новые показатели отражают еще две креативные способности, кото­рые не были учтены в предыдущем варианте обработки теста. Введе­ние показателя «Абстрактность названий» было основано на идее о том, что творческий подход предполагает понимание сути пробле­мы, того, что действительно существенно. В тесте об этом можно су­дить по уровню абстрактности названий к выполненным рисункам. Кроме этого, процесс называния отражает способность к трансфор­мации образной информации в словесную форму.

Показатель «Сопротивление замыканию» отражает способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться откры­тым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. В тесте об этом можно судить по способности сопротивля­ться образованию привычных образных гештальтов. Новые показа­тели оцениваются не во всех образных субтестах.

Перейдем к описанию принципов оценки отдельных показателей образной креативности.

Беглость.

Показатель «Беглость» отражает «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)» (Дж. Гилфорд).

Показатель «Беглость» оценивается в Субтесте №2 «Незакончен­ные фигуры» и Субтесте №3 «Повторяющиеся линии» в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки Беглости необходимо подсчитать общее количество ответов (идей в форме рисунков), данных обследуемым. В Субте­сте №2 — это количество рисунков, получившихся в результате за­вершения предложенных незаконченных фигур. В Субтесте №3 — это количество рисунков, в основу которых были положены предло­женные стимулы — пары параллельных линий.

2. При подсчете Беглости учитываются только адекватные ответы.

Если какой-либо рисунок из-за своей неадекватности не получает оценку по параметру «Беглость», он вообще исключается из всех да­льнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие ответы:

а. Рисунки, при создании которых предложенный стимул (неза­конченная фигура или пара параллельных линий) не был использо­ван (рис. 1а, 16).

 

 

б. Рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название или не имеющие названия вооб­ще (рис. 2а, 26). (Однако, прежде чем отнести рисунок к бессмыслен­ной абстракции, важно подробно расспросить обследуемого о том, что он нарисовал. Часто при этом обнаруживается совершенно опре­деленный смысл рисунка.)

 

в. Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки счита­ются за один ответ (рис. 3).

3. Если две (или более) незаконченные фигуры в Субтесте №2 ис­пользованы обследуемым при создании одной картинки (объедине­ны в одну картинку), то за Беглость начисляется количество баллов, соответствующее числу использованных незаконченных фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в Субтесте №3 использованы обследуемым при создании одной картинки (объеди­нены в одну картинку), то за Беглость начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

Объединение нескольких пар линий, а также нескольких незакон­ченных фигур может быть осуществлено путем создания на их основе одного рисунка, а также нескольких рисунков, объединенных после­довательностью развития единого сюжета или с помощью названия (см. п. 3.3.3).

Вернуться к оглавлению

Оригинальность.

Показатель «Оригинальность» отражает «способность давать не­обычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы» (Дж. Гилфорд).

Оригинальность оценивается только в тех ответах, которые при подсчете показателя «Беглость» были признаны адекватными.

Показатель «Оригинальность» подсчитывается во всех образных субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Оценка за Оригинальность основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оценивают­ся в 0 баллов. (Списки таких ответов для каждого субтеста, полученные на американской и российской выборках, приводятся в конце данного раздела.) Все остальные ответы оцениваются в 1 балл.

2. При сравнении ответов обследуемого с приведенными списка­ми банальных, часто встречающихся ответов внимание акцентирует­ся на том, как использован стимул (незаконченная фигура или пара параллельных линий), а не на названии. Е. Торренс иллюстрирует это положение следующим примером. Если в списке неоригинальных от­ветов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая неза­конченная фигура превращается у обследуемого в лицо, то данный рисунок получает за Оригинальность оценку 0 баллов. Однако, если эта же незаконченная фигура превращается у обследуемого в губы или усы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается положительно в 1 балл. При этом названия рисунков и в том, и в дру­гом случаях могут быть одинаковыми.

Аналогично, если первая незаконченная фигура превращается у обследуемого в птицу — часто встречающийся ответ (см. список), — то рисунок получает оценку 0 баллов (рис. 4а). Но если этот же сти­мул станет какой-то частью головы птицы, то оценка за Оригиналь­ность будет 1 балл (рис. 46). При этом названия рисунков могут быть одинаковыми.

3. Оценка за Оригинальность в каждом субтесте равна количеству ответов, получивших 1 балл. Общая оценка за Оригинальность получа­ется в результате сложения оценок по всем невербальным субтестам.

4. За Оригинальность предусматривается начисление поощрите­льных баллов (бонуса), если при создании рисунка объединяются несколько исходных стимульных фигур. Рассматриваются три спосо­ба объединения:

а) ЕДИНЫЙ РИСУНОК: при создании одного рисунка используют­ся сразу несколько стимульных фигур (несколько незавершенных фигур или несколько пар линий) (Рис. 5).

б) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ: на основе двух или нескольких стимульных фигур (незаконченных фигур или пар параллельных ли­ний) нарисовано несколько картинок, последовательно развиваю­щих единый сюжет (Рис. ба, б, в).

в) ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ: на основе двух или нескольких стимульных фигур (незаконченных фигур или пар параллельных линий) нарисова­но несколько картинок, объединенных общим названием (Рис. 7а, б, в).

5. Количество поощрительных баллов (бонус) зависит от количе­ства объединенных стимулов (незаконченных фигур или пар парал­лельных линий) (Таблицы №№5 и 6, стр. 135).

6. Поощрительные баллы начисляются за Оригинальность, даже если отдельные рисунки, входящие в комбинированный сюжет, не являются оригинальными (Рис. 8).

Количество объеди­ненных стимулов Бонус
0 3
3 4
4 5
5 6

Таблица №6. Начисление поощрительных баллов в Субтесте №3.

 

Количество объеди­ненных стимулов Бонус
2 1
3-5 2
6-10 3
11-15 4
16 5

Вернуться к оглавлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.016 с.)