Материалы для си систематизирован ия и описани я педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для си систематизирован ия и описани я педагогического опыта



Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией.

Обобщить педагогический опытзначит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое.

При использовании рефлексивного подхода педагог анализирует и обосновывает свои педагогические находки, обобщает их и объясняет их действенность на основе синтеза теории и практики.

Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Структура текста описания опыта произвольная, но его содержание должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.

Задание для студентов:

· Составить реферат (часть ВКР, п. 2.1), содержащий описание опыта работы учителя (учителей) по теме ВКР.

· Объем реферата 8 – 9 страниц.

· Требования оформления см. методичку по написанию КР и ВКР.

· Примерная структура описания опыта учителя:

1.Сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., образование, квалификационная категория и год присвоения.

2.Условия формирования опыта (описание школы, класса, оборудования, коллектива класса, уровня подготовки класса и т.д.)

3.Теоретическая база опыта (основные научные источники, концепции и идеи со ссылками на авторов)

4.Актуальность и перспективность опыта (в какой мере опыт отвечает запросам времени, возможно – ли его использование в будущем).

5.Новизна опыта (насколько ново содержание опыта по сравнению с известными аналогами).

6.Адресность опыта (кому будет интересен данный опыт, для кого полезен).

7.Трудоёмкость опыта (насколько сложно реализовать данный опыт, каким требованиям должен отвечать специалист, чтобы успешно его использовать).

8.Технология опыта (последовательное описание технологии: цель, задачи, планируемые результаты, основные формы, методы, приемы).

9.Результативность опыта (сравнение планируемых и полученных результатов).

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при описании педагогического опыта:

Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания, и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.

Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.

Выводы и рекомендации.Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки, как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

При описании опыта необходимо ответить на вопросы:

· Что нового, своего внесено?

· Чем актуально это новое?

· Уверен ли учитель в нём?

· Проверено ли на практике?

· Каковы результаты?

При ознакомлении с ученическими работами выяснить:

· Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов?

· Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?

· Правильно ли поставлены, решены задачи?

При оценке содержания, приёмов и методов обучения и воспитания:

· Соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной позиции;

· Какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения приёмами?

· Научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии;

· Выработаны ли умения и навыки?

При описании деятельности учителя:

· Соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы?

· Как активизируется познавательный интерес учащихся?

· Как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках?

· Как воспитывается трудолюбие?

· Каков стиль работы учителя, педагогический талант?

При описании деятельности учащихся:

· Как работают?

· Владеют ли приёмами познавательной деятельности?

· Какие формируются нравственные качества?

· Способны ли учащиеся всё сделать, освоить?

· Нет ли перегрузки учебным материалом?

Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования.

При описании результатов обучения: 

· Умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и самостоятельно их приобретать?

· В чём, по мнению и наблюдению учителя, проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся?

 

Педагогический опыт описывают в документе - методическая справка

Это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в учреждениях системы образования. В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

·​ тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательного учреждения;

·​ цели, формы и методы изучения;

·​ анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины);

·​ выводы, предложения;

·​ кто изучал вопрос.

Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный. Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе самого образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.

Признаки передового опыта

1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

  • сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности;
  • образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их общественности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - вычислительных, графических, грамотного письма, и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности;
  • воспитанность учащихся (по сдвигам в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития). Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
  • трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.

2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся, и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).

3. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту.

4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другим, расширения этого опыта до массового.

5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.

6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но, в любом случае, такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый признак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформированных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеурочного чтения, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, регулярное слушание и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по собственной инициативе), вопросов к преподавателю, участие в олимпиадах, число и качество решенных конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений учащегося к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во внеурочное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, выходящего далеко за пределы учебного курса.

Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

Стоит заметить, что новизна и актуальность - не одно и то же.

Новизна характеризует, насколько ново содержание опыта по сравнению с известными аналогами, а актуальность - в какой мере выступление отвечает запросам времени. Оптимальный вариант, когда опыт обладает новизной и актуальностью. Если опыт актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решённую проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если описание опыта не актуально, но ново, оно может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на «передовой» педагогических новшеств.

Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.

Критерии передового опыта

1.Результативность работы:

  • высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
  • оптимальный уровень управленческой деятельности.

2.Актуальность и социальная значимость:

  • эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • усовершенствование содержания управленческой деятельности

3. Новизна опыта:

  • новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
  • успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
  • рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

4.Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
5.Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
6.Преемственность.
7.Перспективность:

  • всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.

8.Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.028 с.)