Занятие № 1. Тема: семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Тема: семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем.



Занятие № 1. Тема: Семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем.

Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид проростка сосны. 2. Изучить и зарисовать семена и проростки однодольных и двудольных растений с запасанием питательных веществ в эндосперме и перисперме. Указать названия растений. 3. Изучить и зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения. 4. Изучить и зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.). 5. Изучить и зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани. 6. Изучить и зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы.

Вопросы для контрольной работы: 1. Основные понятия морфологии высших растений. Вегетативные и генеративные органы. 2. Корень, типы корней и корневых систем. Зоны корня. Метаморфозы корня. 3. Анатомическое строение корня. Его первичное и вторичное строение. 4. Развитие и строение семян. Типы семян с эндоспермом, без эндосперма, с периспермом.

 

Занятие № 2. Тема: Побег. Стебель. Типы анатомического строения стеблей: стволов хвойных и двудольных древесных растений.

Задания: 1. Изучить и зарисовать многообразие побегов по направлению роста. 2. Изучить и зарисовать укороченные и удлиненные побеги древесных растений. 3. Изучить и зарисовать типы ветвления побегов. 4. Изучить и зарисовать примеры верхушечных, пазушных и придаточных почек. 5. Изучить и зарисовать внутреннее строение вегетативной и генеративной почек. 6. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей древесных растений на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) и липы мелколистной (Tilia cordata). Обозначить ткани и годичные кольца.

Вопросы для контрольной работы: 1. Понятие о побеге. Элементы побега. Закономерности и типы листорасположения. 2. Стебель, строение и функции. Формы стеблей. 3. Анатомическое строение центрального цилиндра стебля и типы стел. Эволюция стел. 4. Строение стебля древесного растения на примере липы сердцелистной. 5. Строение стебля древесного растения на примере сосны обыкновенной.

Занятие № 3. Тема: Типы анатомического строения стеблей травянистых однодольных и двудольных растений.

Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей однодольных растений на примере ржи посевной (Secale cereale) и кукурузы (Zea majs). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение стеблей двудольных травянистых растений на примере льна (Linum sp.), подсолнечника однолетнего (Helianthus annuus) и кирказона (Aristolochia sipho). Обозначить ткани.

Вопросы для контрольной работы: 1.Анатомическое строение стебля. Особенности строения стеблей травянистых растений. 2. Строение стебля ржи посевной. 3. Строение стебля кукурузы. 4. Строение стебля льна. 5. Строение стебля подсолнечника однолетнего. 6. Строение стебля кирказона.

Занятие № 4. Тема: Лист и его строение. Морфологическое разнообразие листьев. Листорасположение. Анатомия листа разных экологических групп.

Задания: 1. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа однодольного растения на примере ириса (Iris sp.). Обозначить ткани. 2. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа двудольного растения на примере камелии японской (Camellia japonica). Обозначить ткани. 3. Изучить и зарисовать анатомическое строение листа голосеменного растения на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Обозначить ткани. 4. Изучить и зарисовать примеры простых и сложных листьев.

Вопросы для контрольной работы: 1. Лист и его части. Листья простые и сложные. 2. Строение листа ириса. 3. Строение листа камелии японской. 4. Строение листа сосны обыкновенной.

Занятие № 6. Итоговый тест по разделу «Анатомия и морфология растений».

Занятие № 18. Тема: порядок лилиецветные: семейство триллиевые. Порядок: спаржевые: семейства орхидные, лилейные и спаржевые. Порядок чешуецветные, или мятликоцветные: семейство осоковые и семейство злаки, или мятликовые.

Систематическое положение изучаемых представителей:

Литература

· а) основная литература

Учебники:

Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. Учебник для вузов. – С-Пб.: СпецЛит, издательство СПХФА, 2001. 680 с.

Сигла    Кол-во: кх-1, мед.-7кх. Всего:8.

Барабанов Е.И., Зайчикова С.Г. Ботаника. Руководство к практическим занятиям. – М.: М.: ГЭОТАР-медиа, 2014. 304 с.

Сигла    Кол-во: кх-1, мед.-7кх. Всего:8.

Яковлев, Г.П. Ботаника [Электронный ресурс]: учеб. / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько, В.И. Дорофеев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: СпецЛит, 2008. — 687 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/59876. — Загл. с экрана.

Вышегуров, С.Х. Практикум по ботанике [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Х. Вышегуров, Е.В. Пальчикова. — Электрон. дан. — Новосибирск: НГАУ, 2016. — 179 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/90992. — Загл. с экрана.

б) дополнительная литература

Барабанов, Евгений Иванович. Ботаника: учеб. для студ., обуч. по спец. "Фармация": рек. УМО по мед. и фармац. образованию вузов России / Барабанов, Евгений Иванович, Зайчикова, Светлана Геннадьевна. - М.: Академия, 2006. - 464 с. кх-1.

Баландин, Сергей Александрович. Общая ботаника с основами геоботаники: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. "Биология" и спец.: "Биология", "Антропология", "Зоология", "Физиология", "Генетика", "Биофизика", "Биохимия", "Микробиология", "Биоэкология": рек. Минобразования и науки России / Баландин, Сергей Александрович, Абрамова, Людмила Ивановна, Березина, Наталья Александровна. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2006. - 296 с.

Сигла    Кол-во: кх-1, абн-6, абу-12, биол-13, сх-31. Всего:64.

Сосудистые растения Республики Мордовия (конспект флоры): монография / МГУ им. Н. П. Огарева, МГУ им. М. В. Ломоносова, Рус. ботан. о-во; под ред. Т. Б. Силаевой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 352 с.

Сигла    Кол-во: кх-1, абн-2, биол-13, мед-2. Всего:18.

 Пятунина, С.К. Ботаника. Систематика растений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.К. Пятунина, Н.М. Ключникова. — Электрон. дан. — Москва: Издательство "Прометей", 2013. — 124 с. https://e.lanbook.com/book/64255. — Загл. с экрана.

Ботаника курс альгологии и микологии [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007. — 559 с. https://e.lanbook.com/book/10120. — Загл. с экрана.

Потокин, А.Ф. Ботаника. Морфология и систематика растений: учебное пособие для студентов направления 250700 «Ландшафтная архитектура» заочной формы обучения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Ф. Потокин, О.В. Игнатьева. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2013. — 60 с. https://e.lanbook.com/book/45203. — Загл. с экрана.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.ipni.org/ – The International Plant Names Index (IPNI); http://www.plantarium.ru/ – открытый атлас сосудистых растений России и сопредельных стран; http://www.rbge.org.uk/ – The Royal Botanic Garden Edinburgh; http://www.bgbm.org/BGBM/garden/default.htm – Botanic Garden and Botanical Museum Berlin-Dahlem, Freie Universität Berlin; http://www.biodat.ru/db/vid/index.htm – Флора и фауна России; http://www.binran.ru/biodiv/ – Информационная система по биоразнообразию России; http://zapovednik-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=95&Itemid=63 – база данных по гербарию Мордовского заповедника.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

база данных по флоре Республики Мордовия и сопредельных территорий.

Информационно-справочные и поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.ru

 

Учебное издание

 

Составители Силаева Татьяна Борисовна

Ершкова Елена Вячеславовна

 

Ботаника

Ботаника. Методические указания к лабораторным работам по ботанике для студентов I курса направления подготовки 06.03.01 – Биология и специальности 33.05.01 – Фармация

 

 

Печатается в авторской редакции в соответствии

с представленным оригинал-макетом

 

        

Занятие № 1. Тема: Семена и проростки. Корень и корневая система. Морфолого-анатомическое строение корня. Типы корней и корневых систем.

Задания: 1. Изучить и зарисовать внешний вид проростка сосны. 2. Изучить и зарисовать семена и проростки однодольных и двудольных растений с запасанием питательных веществ в эндосперме и перисперме. Указать названия растений. 3. Изучить и зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения. 4. Изучить и зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.). 5. Изучить и зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани. 6. Изучить и зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы.

Вопросы для контрольной работы: 1. Основные понятия морфологии высших растений. Вегетативные и генеративные органы. 2. Корень, типы корней и корневых систем. Зоны корня. Метаморфозы корня. 3. Анатомическое строение корня. Его первичное и вторичное строение. 4. Развитие и строение семян. Типы семян с эндоспермом, без эндосперма, с периспермом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.232 (0.013 с.)