Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Король Г.Н., методист отдела русского языка и литературы ДонРИДПО

Поиск

Рубинская Н.О., методист отдела русского языка и литературы ДонРИДПО

 

Особенности организации образовательного процесса по литературе в

Учебном году (5-11 класс)

 

Планирование образовательной деятельности в общеобразовательных организациях:

В связи с принятием новых стандартов изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.

В современном образовании одной из актуальных проблем является проблема социализация личности и ее активность в процессе обучения. Главной задачей учителя является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Признавая социализацию в качестве одной из задач современного образования, важно вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Задачами развития системы изучения и преподавания литературы в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции преподавания русского языка и литературы названы следующие:

1) модернизация содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания литературы;

2) повышение качества работы преподавателей литературы;

3) развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;

4) популяризация русского языка и литературы.

В связи с действием режима повышенной готовности обучение в течение апреля – мая проводилось в дистанционном режиме. Вследствие этого не вычитаны темы по зарубежной литературе в 6 -10 классах. Нормы контрольных работ за этот период обучения были выполнены.

Проанализировав предложения по коррекции основных образовательных программ на 2019-2020 учебный год, полученные от методических служб городов и районов, рекомендуем начать 2020-2021 учебный год с организации уроков повторения тем по зарубежной литературе в 6-11 классах и проведения тестовых проверочных работ на знание текстов изученных произведений зарубежной литературы:

6 класс Д. Дефо «Робинзон Крузо»Андерсен «Снежная королева»,Дж. Лондон «Сказание о Кише

7 класс Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

8 класс Роберт Бёрнс «Честная бедность», Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..», Японская поэзия. Басё и Исса. Хайку

9 класс Русские поэты 20 в. о родине, родной природе и о себе, Поэты русского зарубежья о Родине

С.Лукьяненко «Чужая боль»

10 класс « Катулл»Гораций, Данте Алигьери «Божественная комедия» Шекспир «Гамлет» Гёте «Фауст

11 класс Г. Ибсен «Кукольный дом» Б. Шоу «Пигмалион»

 

Рекомендуем следующую структуру тестовой контрольной работы по зарубежной литературе: Приложение№1 и Приложение№2 (образец)

Учебная деятельность в 2020-2021 уч.г., будет осуществляться по примерной основной образовательной программе:

Примерная программа по учебному предмету «Литература. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 186 с.

Примерная программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл. (базовый уровень)» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 149 с.

Примерная программа по учебному предмету «Литература. 10-11 кл. (углублённый уровень)» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 149 с.

Пособия:

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметная область "ФИЛОЛОГИЯ"

Литература

1.    Комплексный анализ текста на основе краеведческого материала. 5 класс / сост. Г.Н. Король, О.В. Рыжикова, В.В. Лысяк. – ГОУ ДПО "ДонРИДПО". – Донецк: Истоки, 2020. – 46 с.

2.    Литература: Технологическая карта урока. 5 класс / сост.: Рубинская Н.О., Хитун М.Ф., Гуфенко Е.Н.., Болотникова О.А.., Крюкова А.В., Левченко Е.Я.., Панова Е.В.., Иноземцева О.Л.,/ Волкова Л.В. Ступак Л.В., Макареева О.С., Добровольская Е.А., Украинская Е.В., Захарченко Н.Ю. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 230 с.

3.    Литература. 5 класс. Контрольно-измерительные материалы: для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н.; под ред. Мельниковой Л.В.. – Донецк: Истоки, 2020. – 82 с.

4.    Литература родного края. Учебное пособие. 8 класс / сост. Король Г.Н., Пеньков В.Н., Чёрная Г.Л., Савченко Е.А. – Донецк: Истоки, 2020. – 165 с.

5.    Литература. Программы самореализации личности. 10 класс. Составители: Соколова Т.Е., Ионова Ю.В., Иванова И.П. / под общ. ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 165.

6.    Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. - 116 с.

7.    Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учащихся "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. - 166 с.

8.    Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В 2-х частях. – Часть I. – Донецк: Истоки, 2020. – 116 с.

9.    Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя "Книжное путешествие": для общеобразоват. организаций / сост. Рыжикова О.В., Лысяк В.В., Оксанюк Е.В., Колосова Е.В.; под общей редакцией Мельниковой Л.В. – В = 2-х частях. – Часть II. – Донецк: Истоки, 2020. – 154 с.

10.  Сборник творческих работ победителей Республиканского заочного конкурса эссе "Я помню. Я горжусь". Серия "Чтобы помнили…": для общеобразоват. организаций / сост. Рубинская Н.О. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 300.

11.  Сборник творческих работ победителей Республиканской заочной акции памяти "Письмо солдату". Серия "Чтобы помнили…": для общеобразоват. организаций / сост. Король Г.Н. – Донецк: Истоки, 2020. – с. 270 с.

 

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно-тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии. В 7 классе курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов. В 8 классе курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов. В 9 классе программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения и навыки учащихся, но и способствовать постижению наиболее существенных сторон литературного процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте. Существенной для данного этапа работы с учащимися является возможность использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка. Примерная программа для 9 класса предусматривает темы монографические (посвященные творчеству одного писателя) и обзорные (кратко характеризующие обширный историко-литературный материал, дающие представления об определенном этапе и явлении в развитии литературы). Курс литературы этого класса строится на историко-литературной основе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и организован с учетом возможной допрофильной подготовки учащихся. В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. На этом этапе изучения углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и системой теоретических понятий. Главной идеей предлагаемой примерной программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, ХХ и XXI веков.

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы). В 10 и 11 классах – линейный курс на историко-литературной основе (русская и зарубежная литература XIX, ХХ и XXI веков).

«Литература родного края» предполагает изучение литературной жизни исторически сложившегося региона – донецкого края; чтение художественной литературы об этом крае и его людях; пристальное вглядывание в жизнь и творчество писателей, которые родились на донецкой земле, здесь формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства, и тех писателей, которые посещали наш край и оставили о нем литературное наследие, а порой и детальное их изучение. Цель уроков изучения литературы родного края – осмысление учащимися глубинной сути наследия мыслителей родного края, реалий действительности, восприятие и признание литературно-художественного наследия, воспитание чувства гордости и патриотизма.

Программа курса «Литература родного края» будет расширена и обновлена за счет изучения творчества писателей-современников Донецкой Народной Республики.

С информацией по литературному краеведению можно ознакомиться на блоге Отдела русского языка и литературы:

http://kabruss.blogspot.com

К новому учебному году готовится издание Антологии творчества писателей Донецкой Народной Республики.

 

Возможны такие виды контрольных работ, как тест; литературный диктант; развернутый ответ на вопрос; комбинированная контрольная работа; разноуровневые тестовые задания.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся: планы статей учебников, сочинения, изложения, письменные ответы на вопросы и т.д. По литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.01 с.)