Особенности современного урока литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности современного урока литературы



Российский учёный-методист Н. И. Кудряшев полвека назад писал: «Хороший урок по литературе – это такой урок, на котором учащиеся не только полно и глубоко воспринимают, переживают художественные образы, но и учатся работать над текстом, размышлять над ним, привлекая имеющиеся у них жизненные впечатления и полученные знания, и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме» (К методике урока литературы // Уроки литературы в старших классах (Из опыта работы) / Под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской. М., 2008).

Именно на уроках литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием у школьника универсальных учебных действий. Основой универсальных учебных действий является системно-деятельностный подход.

В связи с этим, учителя должны внести значительные изменения в свою деятельность, реализуя системно-деятельностный подход к обучению, как концептуальную основу ГОС. Системно-деятельностный подход на уроках литературы обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, учит действовать, чувствовать, принимать решения, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это наиболее эффективно способствует достижению предметных, метапредметных, и личностных результатов, что в итоге направлено на развитие универсальных учебных действий: осознание уникальности своей личности, умение давать оценку своим действиям, ориентация в человеческих качествах, осознание значимости нравственных категорий (добро, красота, истина), умение выражать собственное мнение. УУД на уроках литературы предъявляет свои требования к используемым технологиям обучения.

Поэтому для эффективной организации процесса обучения учитель должен обладать способностью к самостоятельному конструированию системы предметного обучения, умением гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать приемы и средства педагогической техники. От использованных на уроке и внеурочное время средств, методов, технологий обучения во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся.

В практической деятельности следует использовать различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества, нельзя забывать и репродуктивные методы обучения, служащие для формирования ЗУН, но в то же время не забывать уделять внимание применению проблемно–поисковым, которые служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.

Рекомендуем в практической деятельности использовать различные формы организации и проведения урока:

· урок-мастерская, экскурсия, исследование, конференция, путешествие, суд, семинар, лекция;

· урок развития речи по обучению анализа поэтического текста или эпизода художественного произведения с применением метода концептуализации;

· урок-изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный урок;

· использование на уроке коллективной, индивидуальной и групповой форм работы;

· урок по определённой технологии.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться – был обозначен ещё Л.Н. Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Бесспорно, начинать необходимо с развития творческих способностей и продуктивного мышления ребёнка, формирования приемов продуктивной деятельности, привития навыков исследовательской и проектной работы, развития логического мышления, формирования умения работы со справочной и научной литературой, с современными источниками информации. Очень важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип универсальных учебных действий: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием у школьника универсальных учебных действий.

В связи с этим, учителя, должны внести значительные изменения в свою деятельность, реализуя системно-деятельностный подход к обучению, как концептуальную основу ГОС. Универсальные учебные действия на уроках литературы обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к самореализации, организуют учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, учат действовать, чувствовать, принимать решения, формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это наиболее эффективно способствует достижению предметных, метапредметных, и личностных результатов, направлено на развитие универсальных учебных действий: осознание уникальности своей личности, умение давать оценку своим действиям, ориентация в человеческих качествах, осознание значимости нравственных категорий (добро, красота, истина), умение выражать собственное мнение.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе УУД, на уроках литературы предъявляет свои требования к используемым технологиям обучения.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. На уроках литературы системно-деятельностный подход можно реализовать, используя самые популярные современные технологии: технологию развития критического мышления, технологию французских мастерских, технология контекстного обучения, технология модульного обучения, технология полного усвоения и др. Остановимся более подробно на технологии французских мастерских. Мастерская – это не просто новый вид урока, это особая педагогическая технология – одна из технологий личностно – ориентированного, развивающего обучения. Технологию мастерских называют антропоцентрической, диалоговой, рефлексивной. По определению одного из современных учёных, «мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач». Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века. Почему данная технология получила название «Мастерская»? По мнению А.К. Колеченко («Энциклопедия педагогических технологий»),«Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические состояния и учатся ими управлять». И ещё своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Исходя из целей мастерской, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. В работе педагогической мастерской учителю (мастеру) отводится большая роль:

1. Он создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Он включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3. Он работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

4. Он необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5. Он исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание. И.А. Мухина в своих работах чётко сформулировала принципы и правила ведения мастерской:

  • Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя мастерской.

· Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.

  • Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
  • Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  • Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны интерес, психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  • Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотворчества. Не спор, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  • Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
  • Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися.

Принципы и правила ведения мастерской позволяют сделать вывод, что в мастерской коренным образом меняется процесс усвоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя, решаются они самими учениками в одиночестве, потом в парах, далее в группах. Учитель оказывается помощником на пути к знанию.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией – от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это – в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит тогда, когда возникают серьёзные проблемы с поиском информации у участников мастерской.

По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев. (Приложение№2)

 

Рекомендуем для более детального изучения:

Мухина И. А. Что такое педагогическая мастерская? - http://www.lelien.org/spip.php?article56&lang=fr

Левитская А. Н. Технология «французских мастерских» - http://pacad.ru/files/kaf_filologii/metodproblemy/fr_masterskie.pdf

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что сформированность УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Результатом сформированных УУД является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.015 с.)