Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Основы гносеологии, логики и методологии.

Поиск

Тема 3.1.    Познание: структура, уровни, виды, функции.

План:

1. Познание и его  структура и функции.

2. Виды познания.

3. Ступени чувственного и рационального познания.

1.

Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека.  Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается как нечто целое. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Возможно и другое определение предмета: предмет – это совокупность вопросов, которые задает исследователь объекту; 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.

Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъекта, объекта, предмета, методов, цели. Главным элементом в познании выступает субъект: именно он выделяет из окружающего мира объект познания, вычленяет предмет, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, то есть методы, ставит перед собой цель – получение достоверных знаний о действительности, то есть истины. В качестве субъекта может выступать только человек или люди (социальные группы, например, группа исследователей, либо все человечество). В качестве объекта могут выступать как человек, так и общество, природа.

Познание играет большую роль в жизни человека и общества. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только адаптировался к окружающей среде, но и приступил к ее преобразованию. Познание и жизнь человека фактически одно и тоже: жить означает познавать. «Век живи – век учись», - гласит народная мудрость.

Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности. На основе познавательной деятельности человечества осуществляется социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед.

2

  На основе различных объектов и методов познания можно выделить следующие   его виды: 1) обыденное  - формируется на основе жизненного опыта человека; 2) мифологическое формируется не на основе прочтения древнегреческих мифов или мифов древнего Египта, как можно было подумать, а на основе некритического осмысления действительности вследствии слабого развития саморефликсии. Об «идолах», господствующих в нашем сознании писал Ф. Бэкон: «идол пещеры», «идол рода», «идол театра», «идол рынка»; 3) художественное  - в качестве основы познания выступают продукты художественного творчества: художественная литература, фильмы, музыка, изобразительное искусство. Когда человек приобщается к искусству, то есть слушает музыку, читает художественную литературу, смотрит картины, он занимается художественным познанием); 4) религиозное -  в качестве основы – Священные книги. Наиболее известные из них – Тора, Библия, Коран. Если человек приобщается к религии: читает религиозную литературу, ведет беседы на религиозную тематику, посещает церковь, беседует с верующими в Бога, то такой человек занимается религиозным познанием; 5) научное  - основа – научная литература. Научное познание бывает естественнонаучным, когда объектом познания является природа, социальным – общество, гуманитарным – человек, техническим – техника; 5) самопознание – когда субъект и объект познания совпадают; когда человек познает самого себя. О большой роли самопознания известно с древних времен. У древних греков был призыв: «познай самого себя!». Заниматься самопознанием нужно, чтобы понять, в чем люди схожи, чем они отличаются друг от друга, какие у них достоинства и недостатки. Самопознание формирует самоконтроль, развивает самосознание; 6) чувственное познание — это такое познание, которое осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния; 7) рациональное познание осуществляется на основе разума, мышления. Мышление осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения в действительности.

Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления. Если например, человек читает художественную литературу, то он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.

Таким образом, познавательная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Виды познания – это не параллельные прямые, они взаимосвязаны.

3

Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.

Ступени чувственного познания

1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма.
Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущуние боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущуния – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;

2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании
. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;

3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом.
Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

  Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Относительно чувственного познания отметим следующее.

Во-первых, природа дала человеку столько чуств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».

Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с  рациональным познанием, абстрактным мышлением.

Ступени рационального познания:

1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях.
Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменая принадлежность, состоящая из стержня, наполненного черниалами и остова.

2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения.
Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощь, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;

3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.

Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощь.

Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.

Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.

Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершенолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.

В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному, от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.

Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.

Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.

Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.

Вопросы и задания:

1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?

2. Какие виды познания вам известны?

3. Какими видами познания вы занимаетесь? Ответ дайте в развернутой форме.

4. Докажите, что виды познания взаимосвязаны.

5. Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.

6. Почему древние греки призвали человека познавать себя? Как связаны друг с другом такие понятия как самопознание, самосознание, самоконтроль, самосовершенствование, личность?

7. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.

8. Назовите ступени чувственного познания, дайте им характеристику.

9. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.

10. Какие ступени рационального познания вам известны? Почему чувственное познание не достаточно?

11. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.009 с.)