Тема 3. 2. Познание как философская проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2. Познание как философская проблема



План:

1. Основные гносеологические понятия и их философский анализ.

2. Гносеологическая проблематика в истории философии.

3. Гносеология в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром».

1

Гносеология как раздел философии, занимающийся изучением познания, основывается на четырех главных понятиях. Это: истина, правда, ложь, заблуждение.

Истина в структуре познания занимает важное место: она выступает в качестве цели научного исследования, и, естественно, в качестве ее результата.

Этимологию понятия истины исследовал философ П.А. Флоренский. Он в своем исследовании отмечал, что слово «истина» происходит от слова «есть», быть, существовать. Флоренский констатировал, что неслучайно слово «есть» имеет несколько значений: физиологическое – кушать и онтологическое существовать, бытийствовать. В эпоху первобытного общества так и было: есть еда – ты существуешь. Философ утверждал, что понятие истина укорена в бытии, оно глубоко онтологическое понятие.

В учебной философской литературе наиболее часто можно встретить следующее определение истины. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Характеристики истины:

1) объективность: истина соответствует объекту, совпадает с ним;

2) динамичность: знания о мире меняются. Поэтому то, что считалось истинным в древности, не является таковым в сегодняшнее время. Например, утверждение  Демокрита о том, что атом – это неделимая частица, было истинным вплоть до двадцатого века, пока не расщепили ядро атома.
В связи с динамичностью истины выделяют ее формы.

Формы истины:

1) абсолютная - полное, исчерпывающее знание о
действительности, предмете.
Например: человек смертен;

2) относительная - истина, выражающая изменчивость
знаний.
Например: атом – неделимая частица.

Единственным критерием истины, согласно философии марксизма, является практическая деятельность человека. Практика - активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности.

Следует отметить, что практику как единственно верный критерий истины признают не все исследователи. В истории философии существуют различные концепции. Представители классической концепции истины (Платон) трактуют истину как соответствие мыслей и высказываний действительности. С их точки зрения, критерием истины выступает чувственно воспринимаемый опыт.

Сторонники концепции когерентности (Нейрат, Гемпель) истину рассматривают как согласованность знаний. Главным критерием истины в этой концепции является согласованность, непротивореичвсть.

Релятивисткий характер истины подчеркивают приверженцы конвенциональной конепции (Пуанкаре, Полани). С их точки зрения, истина – это достигнутое соглашение между исследователями, своеобразный компромисс, существующий в научной среде. В качестве критерия истины, таким образом, рассматривается всеобщее согласие.

Сторнники прагматизма (Джеймс, Рорти) считают критерием истины эффективность знаний, их практичность. Следовательно, в концепции прагматизма истина интерпретируется как практически полезное знание.

Разные воззрения на истину были у представитлей рационализма и сенсуализма. Если сенсуалисты (Гольбах, Фейербах) критерием истины провозгласили чувственный опыт, то рационалисты (Декарт, Спинноза) – рациональное мышление, которое трактовалось ими как ясное, отчетливое.

Таким образом, в истории философии не существует однозначного определения истины. Это, в первую очередь связано с тем, что исследователи испытываеют определенные трудности в поиске основного критерия истины. Однако наибольшее количество сторонников у классической концепции определения истины.

Истина – не единственное гносеологическое понятие. Теория познания изучает помимо истины такие понятия как правда, ложь, заблуждение.

К понятию истины более близко понятие правды. Но правда не совпадает с истиной, поскольку включает моральную составляющую. Правду можно определить как соединение объективной истины и моральной справедливости. Неслучайно говорят: поступить по правде. Проблему взаимоотношения истины и правды можно рассмотреть на проблеме соотношения моральных и правовых норм.

Понятиям правды и истины противостоят понятия ложь и заблуждение. Ложь и заблуждение – это то, что не соответствует действительности. Однако между этими понятиями есть существенные различия: ложь – это преднамеренное возведение неистинных суждений в истинные, а заблуждение – непреднамеренное. Таким образом, можно дать следующие определения: заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Следовательно, критерий различения между ними – в преднамеренности.

Ложь – это не только аморальное понятие, полскольку, в конечном итоге противостоит добру, справедливости. Ложь тесно связана с обманом, жульничеством, мошеничеством, лжесвидетельствованием. Ложь, таким образом, может оцениваться и с точки зрения права, правовых норм, с позиции неправомерных действий. Например, в уголовном праве существует статья за лжесвидетельствование.

Понятие «ложь» является центральным в этике. Можно выделить следующие подходы к этическому анализу сущности лжи. Первый подход – абсолютно-этический. Его представителем является немецкий философ И. Кант, полагающий, что ложь аморальна, противоречит морально-нравственному категориальному императиву («поступай с людьми также, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой»), и поэтому не допустима в любых обстоятельствах. Следовательно, для Канта не существует такого понятия как ложь во спасение.

Другой подход – релятивно-этический, или культурологический. Сторонником такого подхода можно назвать французского философа Ж. – Ж. Руссо. Согласно этому подходу, ложь является основой человеческой культуры и цивилизации. Быть культурным – означает лгать. Таким образом, ложь является неотъемлемым атрибутом бытия человека.

Ложь можно оценивать не только этически, то есть с позиции моральных норм и  не только юридически, то есть с позиции правовых норм. Ложь можно оценивать онтологически. Одну из таких попыток предпринял А.И. Солженицын.

А.И. Солженицын в статье «Жить не по лжи!» доказал губительбность лжи, ее донтологическую сущность. Солженицын подметил, что ложь связана с насилием, насилие всегда прекрывается ложью. Пример – тоталитарные режимы в сталинском СССР и фашисткой Германии. На аморальность лжи указывал еще И. Кант, считавший, что человек всегда должен следовать морально-нравственному категориальному императиву. Следовательно, по Канту, человек всегда, при любых обстоятельствах должен говорить правду.

Современные специалисты по социальной психологи и конфликтологии, интерпретируют ложь как мощный конфликтогенный фактор, поскольку она способствует эскалации конфликта, увеличению деструктивной составляющей в конфликтных ситуациях.

Ложь является также основой манипулятивного общения. Суть манипуляции – скрытое управление, когда человека используют также, как используют вещь. Манипулятивное общение встречается в рекламах, в общении детей с родителями, в различных формах взаимодействия между людьми.

Таким образом, такие основные гносеологические понятия как истина, правда, ложь, заблуждение имеют этическое, юридическое, онтологическое, гносеологическое измерения. Одна из главных этических проблем – это решение вопроса: существует ли ложь во спасение, что собой представляет жизнь по правде?

2

Основной вопрос гносеологии или теории (философии) познания звучит следующим образом: познаваем ли мир? И если познаваем, то что лежит в основе познания?

В истории философии можно выделить следующие гносеологические концепции:

1) гносеологический пессимизм – сомнения в возможности познания мира:

А) скептицизм – мир познаваем, но не до конца, поскольку чувства могут обманывать, на них нельзя положиться, чувства могут вызывать различные ощущения - М. Монтень, Э. Роттердамский. «На вкус и цвет товарищей нет», - гласит народная мудрость.

    Б) агностицизм – более сильный, чем скептицизм, вариант гнсеологического пессимизма. Агностики исходят из убеждения, мир не познаваем, поскольку человек может познать феномены – видимые явления, а ноумены – невидимые являения, которые не доступны органам чувств, он познать не может. Некоторые представители агностицизма (субъективные идеалисты) сомневались вообще в возможности познаваемости мира, видя в нем коплекс наших ощущений, деятельность нашего сознания. Иными словами: а кто сказал, что мир, который мы видим, выглядит на самом деле именно так? Кто уверен в том, что цвет, причины существуют объективно, а не являются результатом деятельности сознания? Где разница между сном и явью? Жизнь и сны – это страницы одной книги, - напишет А. Шопенгауэр. С достаточной доли уловности в сторонники агностицизма можно записать таких видных философов как Д. Юма и И. Канта;

2) гносеологический оптимизм — мир в принципе познаваем. Но как?

A) в основном с помощью чувств - сенсуалисты – Т. Гоббс, Д. Локк, Л. Фейербах. К ним можно записать эмпиристов, полагающих, что истина достижима с помощью чувственно воспринимаемого опыта. Например, Ф. Бэкон;

Б) с помощью разума - рационалистыР. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель. Обратите внимание: в основном математики являются сторонниками рационализма, что не случайно, так как все видят дифферернцалы, интегралы, уравнения Бернули. А кто разбирается в этом? Отсюда вывод: чувственное познание явно недостаточно;

B) с помощью интуиции – иррационалисты, интуитивисты – А. Бергсон. С позиции интуитивизма на страницах своих проиведениях выступал А.И. Солженицын. Мыслитель отмечал, что художественная интуиция - верный путь к достижению истины. При этом художественную интуицию Солженицын связывал с тунелем.

Таким образом, в философской литературе нет однозначного ответа на основной вопрос философии о познаваемости мира. Заметим, что вопрос о познаваемости мира тесно связан с онтологической проблематикой. Например, сторнники скептицизма и агностицизма основывают свои гносеологические концепции с помощью субъективного идеализма. Раз сознание человека первично, то именно оно и конструирует материальную действительность: «Я» создает «Не - Я» (Фихте). Такая философская позиция нацеливает человека, с одной стороны, на активность: «действовать! Действовать! Действовать!» (Фихте), «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» (Макаревич), а с другой стороны, служит основанием для волюнтаризма (хрущевская кукурузная кампания, кампания «Догоним и перегоним Америку»).

Представители гносеологического оптимизма обосновывают свои позиции либо с помощью диалектического материализма (К. Маркс), либо с помощью диалектического идеализма (Гегель).

Не трудно заметить, что представители агностицизма и скептицизма «стоят» на метафизических философских позициях. Например: по Канту, я могу описать, а, следовательно, познать внешность человека: его рост, телосложение, цвет глаз и волос, то есть то, что относится к феноменальному миру. Его же духовный мир я постигнуть не могу: это ноумены. Но разве духовный мир человека, его мировоззрение не проявляется в его поведении, не материализуются, не объективируются в нем? Следовательно, феноменальный и ноуменальный миры взаимосвязаны подобно человеку, который смотрится в зеркале и видит свое отражение. Например: если студент систематически опаздывает на занятия, пропускает их по неважительным причинам то, следовательно, знания, учебная деятельность для него не являются ценностью, а самого студента можно охарактеризовать как безответственного, безволевого, безалаюерного, инфантильного человека, не реагирующего на замечания. 

Отметим: подобный психологический портрет рано или поздно займет свое достойное место в характеристике, которую напишет классный руководитель этому студенту для предъявления ее в районный военный комиссариат. В свою очередь, призывная комиссия примет соответсвующее решение, распределяя призывника в ВС РФ.

3

Гносеология как один из основных разделов философской науки связан с профессиональной деятельностью. Поэтому знания, полученные в процессе изучения теории познания, могут быть рассмотрены в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром».

Например, чтобы работать в структуре ПАО «Газпром», необходимо иметь ощущение гордости за выбранную профессию, воспринимать ее как нужную, необходимую, ощущать сопричасности к корпорации ПАО «Газпром», осознавать значимость своей профессиональной деятельности, представлять приницп работы ГТУ, КС, знать их понятия, устройство, понимать простые суждения, касающиеся важнейших приницпов эксплуатации.

Особую роль играет абстрактное мышление в профессиональной деятельности работника. Если у работника отсутствует абстрактное мышление, он не сможет «читать схемы», понять принцип работы ГТУ, ротора, компрессорного насоса.

В нестандартных ситуациях работник ПАО «Газпром» должен уметь быстро, гибко, логически рассуждать, делать правильные, грамотные умозаключения. Например, бысро выянить причину снижения давления в газопроводе, предпринять совевременные, адекватные действия в целях предотвращения аварийной ситуации на производстве.

О недопустимости лжи в профессиональной коммуникации можно привести в качестве примера следующий случай. Инженер дал задание сващику заварить свищ, образовавшийся в газопроводе. Сварщик сказал, что работу выполнил. Инженер не проверил. Подали газ. В результате – авария. Отсюда – выводы: 1) ложь может привести к аварийным ситуациям; 2) ложь связана с отсутствием добросовестности, исполнительности, сознательности и других духовных качеств работников.

Подведем итоги. Гносеология, или философия познания, базируется на четырех главных понятиях. Это: истина, правда, ложь, заблуждение. Главным из этих понятий – истина. Все остальные – производны от него. Неслучайно, что некоторые современные философы (например, профессор ВолГУ А.И. Макаров) предлагает рассматривать истину в качестве предмета философии.

Действительно, истина – это цель любого познания, в том числе и философского. Поскольку истина изменчива, динамична, но, с другой стороны, отражает существующую реальность, то есть объективна, выделяют две ее формы – абсолютную и относительную. Абсолютная истина, по большому счету, выступает в качестве недостижимого идеала, к которому стремится субъект познания. Познавательная деятельность есть не что иное, как взаимодействие этих двух форм истин – абсолютной и относительной.

Философские концепции трактовки истины отражают определенные ее свойства. Так, например, классическая концепция истины отражает объективность как характерную черту истины, а также абсолютную ее форму. Тоже можно сказать и о концепции когерентности, актуализирующую  логичность как характерную черту аутентичного знания. Все остальные концепции, а именно - конвенциальная, прагматическая подчеркивают изменчивый, динамичный характер истины и отражают относительную ее форму.

Гносеология, как это уже подчеркивалось, тесным образом связана с онтологией, ибо познание не только бытийствует, но и познание как основная форма деятельности является субстанциальной основой существования как человека, так и общества. Гносеология также связана и с методологией, то есть со способами, методами познания. Гносеологическая проблематика имеет «выходы» на этическую проблематику (проблема допустимости лжи), на эстетику (искусство как художественное выражение правды), а также на логику (связь с рациональным познанием). Иначе говоря, гносеология наряду с онтологией занимает ведущее место в структуре философских знаний.

Вопросы и задания:

1. Какие основные гносеологические понятия вам известны? Что такое истина, правда, ложь, заблуждение, истина?

2. Что общего, а что различного между правдой и истиной?

3. Почему в России любят не истину, а правду? Свое мнение обоснуйте.

4. Что общего и что различного между ложью и заблуждением?

4.Существует ли ложь во спасение? В чем состоит опасность лжи?

5. Какие концепции трактовки истины вам известны? Какой из них вы придерживаетесь?

6. Какие философские позиции по основному гносеологическому вопросу вам известны? Какую философскую позицию вы разделяете? Точку зрения аргументируйте.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.02 с.)