Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.3. Методология научного познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Ненаучные методы познания. 2. Познание как процесс. 3. Эмпирические методы. 4. Теоретические методы. 5. Общефилософские методы. 6. Методология в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром». 1 Существует раздел в философии тесным образом связанный с гносеологией и логикой – методология. Методология – это раздел философии, изучающий методы, то есть способы, средства познания. В методологии можно выделить два подраздела: 1) методология ненаучного познания (художественное познание, религиозное познание; 2) методология научного познания. Критерий деления – факт наличия научных и ненаучных методов познания. Существуют научные и ненаучные методы познания действительности. К ненаучным методам познания относят шизоанализ С. Дали, художественную интуицию Солженицына, методы персонификации и экстраполяции, широко применяемый в художественной литературе, в частности, в художественных, публицистических произведениях Солженицына. Эти методы могут претендовать на достижение истины, но как показывают современные исследования по философии литературы, методы художественного исследования плохо согласуются с объективной действительностью, с историческими фактами. Для того чтобы разобраться в методе шизоанализа С. Дали, рекомендую, воспользовавшись интернет-ресурсами, посмотреть его картину «Лицо войны». На картине не изображена военная баталия, своеобразная панорамная массовка, к которой мы привыкли. На переднем плане картины изображен череп – символ и образ войны. Внутри ротового отверстия черепа, в его глазницах, по матрешечному принципу изображены множество черепов. Тем самым, как я полагаю, С. Дали проиллюстрировал следующую мысль: война – это умножение трупов. Рядом с черепом – лужа крови, в ней плавают тельца неродившихся младенцев. Художник иллюстрирует наглядным образом, что война убивает не только живых людей. Она в их лицах уничтожает неродившихся детей, ничтожит будущее человечества. Череп с черепами, неродившиеся дети изображены на фоне пустыни – безжизненного, опустошенного пространства. Пустыня – главное последствие войны. Интересно отметить, что когда М. Хайдеггер писал о том, что с изобретением атомной бомбы оказались смертным не только люди, но и все человечество, немецкий философ использовал образ пустыни. «Пустыня растет, пустыня растет», - предостерегал нас М. Хайдеггер. Метод шизоанализа С. Дали основан не на классическом способе отображения действительности. С изобретением фотографии, телевидения пейзажи, натюрморты, портреты ушли в прошлое. Художникам не интересно отображать то, что уже может делать техника. Творчество С. Дали – это абстракционистское искусство, в основе которого лежит определенная философия. Философия З. Фрейда. З. Фрейд, как известно, является автором концепции об индивидуальном бессознательном. Он полагал, что бессознательное занимает большое место в структуре сознания, играет важную роль. С. Дали «взял на вооружение» философские идеи З. Фрейда. Художник рисовал те образы, которые являлись ему во сне, а затем, проснувшись, переносил их на холст, и потом подвергал их анализу, то есть интерпретации. Если С. Дали в основу своего творчества положил концепцию З. Фрейда, то А. И. Солженицын – идею о том, что засилие коммунистической идеологии не дает развиваться гуманитарному научному познанию. Статистике, исторической науке верить, согласно А. И. Солженицыну, нельзя. Поэтому взамен научному методу, который тиражирует ложь, писатель предложил художественный метод познания, основанный на интуиции, которую Солженицын трактовал как непосредственное постижение истины, а также на взаимосвязанных методах песонификации и экстраполяции. Таким образом, ненаучные методы познания актуализируют мировоззрение художника, субъективную составляющую исследовательской деятельности. Неслучайно, что эти методы имеют названия, которые содержат фамилии авторов: метод шизоанализа С. Дали, метод художественного исследования А. И. Солженицына. Первостепенная задача применения этих методов – не аутентичное отображение бытия, а методическое, системное, концептуальное выражения своего мнения о нем. На адекватное изучение бытия претендуют научные методы познания. 2 Познание - это деятельность человека, представляющая собой процесс, то есть движение от незнания к знанию. С точки зрения процессуального подхода познание осуществляется следующим образом. Первая ступень познавательного процесса – это обнаружение и формулировка проблемы. Проблемой называют сложный и противоречивый вопрос, который требует разрешения. Второй ступенью в познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки, то есть верификации. Третья ступень познания – сама процедура проверки, или верификация. Не все гипотезы можно верифицировать. Например, нельзя верифицировать гипотезу о существовании Бога. В связи с этим гипотезы подразделяют на верифицируемые, то есть те, которые можно проверить, экспериментально доказать, и неверифицируемые, то есть на те гипотезы, которые доказать невозможно. Если гипотеза доказывается с привлечением большого количества фактов, то она становится теорией. Теория – это высшая форма организации теоретических знаний. Теория состоит из верифицируемых гипотез. Если гипотезу доказать невозможно, то в этом случае можно говорить о концепции. Концепция – это форма организации теоретических знаний, представляющая собой совокупность взаимосвязанных идей и взглядов, которые несут в себе ярко выраженную печать авторской индивидуальности. Проще говоря, в концепции больше, чем в теории выражено мировоззрение субъекта познания, его ценностное отношение к миру. Концепция, как правило, состоит из неверифицируемых гипотез. Формулировка проблемы, выработка гипотез, их верификация осуществляется с помощью определенных приемов, правил и способов познания, то есть методов. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать объект. Например, объект можно исследовать с помощью наблюдения, измерения, сравнения. Целью всякого познания, как уже говорилось, является истина. Истину можно определить как знания, которые соответствуют действительности. Подведем итоги. Познание как форма человеческой деятельности может быть рассмотрена с точки зрения процессуального подхода. Познавательный процесс включает в себя обнаружение проблемы, ее формулировку, затем – выработку и проверку (верификацию) гипотез. Познавательная деятельность осуществляется на основе методов. Цель познавательного процесса – получение истины, а методы – это средства, инструменты познания. Концепцию и теорию можно рассматривать как формы выражения знаний, претендующих на истину. Но если концепция отражает динамический характер истины, ее процессуальную природу, относительную ее форму, то теория – объективный характер истины. Роль методов в познавательной деятельности очень важна. С помощью методов выбирается объект исследования, вычленяется его предмет. Методы можно рассматривать как средство превращения знаний о предмете исследования в концепцию или теорию. 3 К основным научным методам относят эмпирические методы – методы, основанные на чувственном познании: 1) наблюдение - целенаправленное систематическое 2) сравнение - метод сопоставления объектов с целью 3) эксперимент - метод исследования объекта, при котором Главное отличие наблюдения от эксперимента заключается в том, что наблюдение трактуется как целенаправленный сбор информации об объекте без вмешательства. Эксперимент такое вмешательсво поддразумевает (вспомним про эксперименты на уроках химии, физики). 4) Измерение – определенное отношение измеряемой величины к эталону. Например, магистральные газопроводы измеряются километрами. Измерение позволяет выявить, номально ли функционирует тот или иной агрегат, насколько безопасна его дальнейшая экспутация. Существуют измирительные приборы, функционирующие в автоматическом режиме. Их устройство, приницп работы изучают на факультете автоматики и вычислительной техники колледжа; 4 В методологии научного познания выделяют еще и теоретические методы – методы, основанные на обработке эмпирических данных, на рациональном мышлении: 1) идеализация - мысленное конструирование идеальных 2) формализация - метод, при котором происходит процесс 3) исторический — детально воспроизводит развитие объекта: историческая наука достаточно подробно воспроизводит развитие общества; 4) логический - воспроизводит историю объекта в главном, 5) индукция – движение мысли от частного к общему, от фактов к выводу. Например: падение производства, рост инфляции, снижение уровня реальных заработных плат, рост цен. Вывод: это проявления экономического кризиса. Огромную роль индуктивного познания продемонстрировал в своих философских исследованиях Ф. Бэкон. Он считал, что в научном познании не допустим «метод паука», то есть догматизм, когда исследователь выводит умозаключения исключительноопираясь на свое сознание, на свой опыт. Критически относился Бэкон к «методу муравья» - некритическому иссделования действительности. И только «метод пчелы», служащий у него моделью научно обоснованного индуктивного метода заслуживает высокой оценки Бэкона. 6) дедукция – мыслительный процесс, обратный дедукции: от общего к частному, от изучаемого являния к предполагаемым умозаключениям - гипотезам. Неслучайно, что этот метод получил название гипотеко-дедуктивного. Сущность этого метода – в художественной литературе (Шерлок Хомс). Например, Ш. Холмс увидел след – явление. По глубине следа он может сделать предположение о весе преступника, по его длине – о росте, по направлению – о маршруте преступника. Но это будут только гипотезы: след может быть глубоким потому, что преступник нес тяжелую ношу, а длинным потому, что обувь была на несколько размеров больше. Ведущую роль дедуктивного метода подчеркивал Р. Декарт. Он показал его большой эвристический потеницал в математических, философских исследованиях, связав при этом аксиомы и дедукцию; 7) анализ – мысленное или реальное расщипление целого на составные части. Что означает выражение «взять кровь на анализ»? Это значит, что кровь как целое будут расщиплять на лейкоциты, трамбоциты, сахар. Когда мы изучаем структуру общества и выделяем его экономическую, политическую, социальную сферы, мы проводим анализ. Исследуя структуру производства, его факторы, мы тоже прибегаем к анализу; 8) синтез – это мысленное или реальное объединение раннее расщепленных частей в единое целое. Например: лаборанты провели анализ крови. Опираясь на показатели, например, сахара в крови, врач ставит диагноз: сахарный диабет. В данном случае врач синтиезировал данные. Другой пример: мы делаем вывод о том, что основными факторами производства являются труд, земля, капитал, то есть тоже синтезируем раннее проанализированный материал; 9) абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некторых свойств исследуемого объекта с целью углубленного изучения одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования – абстрактные понятия: цвет, высота, материя, сознание. Таким образом, не смотря на то, что анализ по сущности противостоит синтезу, они – две стороны одного и того же целого: синтезирование невозможно без проведения анализа, как диагноз врача невозможне без лабораторного забора и исследования крови. 5 В методологии научного познания большую роль играют общефилософские методы – методы, основанные на абстрактном, обобщающем мышлении. Они называются общефилософскими потому, что зардились в недрах философской науки. Однако это не означает, что данные методы применяются только в рамках философии. Другие науки тоже взяли их на вооружение. Итак, к общефилософским методам относят: 1) метафизический – рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике, вне связи с другими объектами, сведение всех изменений к количественным параметрам. Например, когда мы исследуем финансовую систему без учета внешних факторов, или партийную систему рассматриваем вне контекста политического режима, или изучаем семейное право автономно, не выявляя связь с гражданским, административным, уголовным отраслями права, мы применяем метафизический метод. При этом нас не интресует вопрос об институкционализации семейного права как отрасли россйского права, становление норм семейного права, их эволюция, внесение поправок в семейное законодательство. Если мы все эти факторы учитывали, то мы применили бы диалектический метод исследования объекта. Достоинство метафизического метода: позволяет детально исследовать объект, абстрагируясь от несущественных фактов. Недостаток: не учитывает роль внутренних факторов, динамику развития объекта. Религиозное познание основано тоже на метафизическом методе. Вспомним: Библия все изменения сводит не к качественным, а к количественным параметрам. 2) Диалектический – раскрытие законов равзития и изменения объектов в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. При применении диалектического подхода происходит изучение объекта в динамике, во взаимосвязи с другими объектами, ведется учет как внтуренних, так и внешних факторов развития, изменения изучаются как с точки зрения количества, так и качества. Диалектический подход зарождался еще в недрах античной философии. Родоначальником диалектики специалисты по истории философии считают Геркалита. Гераклит учил, что «все течет, все изменяется», «что в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Также философ изучал явление через его противоположность: «болезнь делает сладостным здоровье». Позже диалектический подход применялся как при конструировании идеалистических философских систем (Гегель), так и при построении материалистических философских систем (Маркс). Наиболее полное выражение диалектический метод «нашел» в историческом материализме. Г. Гегель сформулировал три закона диалектики. Первый закон – закон перехода количественных изменений в качественные. Например: если в процессе игры в хоккей удалят одного игрока (количественное изменение), то изменится «рисунок игры»: команда, оказавшаяся в численном большинстве, попытается реализовать это большинство, и перейдет в позиционную атаку. Наоборот, команда, «потерявшая игрока», перейдет в оппозиционную оборону и постарается играть на контратаках. Второй закон диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. Можно привести такой пример. Зайцы и волки представляют собой противоположность: волки – хищники, а зайцы – травоядные. Единство заключается в том, что волки поедают с в первую очередь слабых и больных зайцев, способствуя эволюции популяции зайцев, выступая в качестве «санитаров леса». Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Для того, чтобы понять суть этого закона, необходимо ознакомиться со следующими терминами: тезис – объект в начале развития; антитеза – дальнейшее развитие тезиса, его «отрицание»; синтез – дальнейшее развитие тезиса, содержащее черты как тезиса, так и антитезы, повторное «отрицание», отрицание – новое качество. В соответствии с третьим законом диалектики развивается все живое. Сажаем в землю, например, зерно. Зерно – это тезис. Пройдет определенное время, и из этого зерна вырастит стебель – антитеза. В качестве синтеза будут выступать колосья. Таким образом, мы дали характеристику основным методам научного познания: эмпирическим, общетеоретическим, общефилософским.
6 Все изученные методы научного познания студенты ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» применяют в курсовых исследованиях. Например, при изучении устройства ГТУ: компрессор, лопатки, ротор, статор – анализ и синтез. Изучение различные видов ГТУ – метод классификации. Сравнение ГТУ по мощности, по другим показателям – метод сравнения, компоративный анализ. Расчет себестоимость газа – метод формализации. Выявление причин снижение давления в газопроводе – такие методы как измерение, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Если студент механического факультета колледжа исследует компрессор как часть ГТУ, то объектом изучения будет ГТУ, а предметом – компрессор. Изучая приницп работы ГТУ, как компрессор, лопатки, статор, ротор взаимосвязаны между собой, какие узлы они образуют, студент применяет диалектический метод. Когда преподаватель по ГТУ показывает, как выглядит лопатка, какой она формы, длины, из какого материала сделана, он применяет метафизический метод исследования. Таким образом, все методы научного исследования не только взаимосвязаны, но и широко применяются в учебно-исследовательской деятельности. Подведем итоги. Методы – это способы познания, состоящие из определенных правил и процедур. Методы делятся на ненаучные и научные. К ненаучным методам относят метод шизоанализа С. Дали, художественный метод исследования А.И. Солженицына. Научные методы познания подразделяют на эмпирические, теоретические и общефилософские. Научные методы не представляют собой параллельных прямых, они пересекаются, как в научном исследовании, так и в любой творческой деятельности. Например, метод сравнения связан с анализом, синтезом, классификацией, абстрагированием, индуктивным умозаключением. Методология играет большую роль в жизни человека, так как разнообразные способы познания мы применяем не только в исследовательской деятельности, но и в обыденных практиках. Мы изучили основные разделы философии – онтологию, гносеологию и связанные с ними методологию и логику. Рассмотрели онтологическую, гносеологическую, методологическую проблематику. Мы узнали, что бытие, материя, сознание, познание не только взаимосвязаны между собой, но и имеют системный характер. Вопросы и задания: 1. Какие методы ненаучного познания вам известны? 2. Чем ненаучные методы познания отличаются от научных методов познания? 3. Что представляет собой познание с точки зрения процессуального подхода? 4. Чем концепция отличается от теории? Что общего между ними? 5. Применяли ли вы методологию научного познания в вашей жизни? 6. Что такое эмпирические методы познания? Какие методы эмпирического познания вам известны? 7. Какими эмпирические методы познания вы применяли в жизни? Ответ дайте развернутыми. 8. Что такое теоретические методы познания? Какие методы теоретического познания вам известны? 9. Какие теоретические методы познания вы применяли в своей жизни? Ответ аргументируйте. 10. Какие общефилософские методы вам известны? Чем они отличаются друг от друга? 11. Как вы применяли метафизический и диалектический методы познания бытия в своей жизни? 12. Приведите примеры трех законов диалектики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.01 с.) |