Назначение и устройство вертикальной передачи с эластичной муфтой и торсионным валом дизелей типа Д100. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и устройство вертикальной передачи с эластичной муфтой и торсионным валом дизелей типа Д100.



Вертикальная передача - служит для соединения верхнего и нижнего коленчатых валов и обеспечения синхронности их вращения.

Вертикальная передача дизелей типа Д100 размещена в отдельном отсеке блока со стороны тягового генератора. В процессе работы часть мощности передается от верхнего коленчато-го вала к нижнему. По конст-рукции верхняя и нижняя части вертикальной передачи пример-но одинаковые и соединены между собой эластичным уст-ройством – либо муфтой (Рис.7.7), либо торсионным валом (Рис.7.8).

Каждая часть передачи состоит из корпуса, в котором установлены роликовый подшипник и радиально-упорные шариковые подшипники. Между внутренними кольцами роликового и радиально-упорного под-шипников устанавливается распорная втулка. Стопорное коль-цо предохраняет наружное кольцо роликового подшипника от выпадения из корпуса. Наружные кольца радиально-упорных подшипников закреплены в корпусе передачи на-жимным фланцем. Верхний и нижний валы передачи вращаются на подшипниках качения, внутренние кольца которых на-сажены на валы с натягом.

Рис. 7.7. Вертикальная передача с эластичной муфтой:

1 - коническая шестерня; 2 - стойка; 3 - малая коническая шестерня; 4 - верхний вал; 5 - стопорное кольцо; 6 - роликоподшипник; 7 - верхний корпус; 8 - регулировочная прокладка;
9 - распорная втулка; 10 - регулировочное кольцо; 11 - шарикоподшипник; 12 - проставочное кольцо; 13, 32 - гайки; 14, 33 - нажимные фланцы; 15, 22 - щеки; 16 - конический штифт;
17 - ступица; 18, 27 - фланцы; 19, 21 - втулки; 20 - крестовина; 23 - проставочная труба;
24 - упорное кольцо; 25 - пята; 26 - стяжной болт; 28 - коническая муфта; 29 - стопорная планка; 30 - конусная муфта; 31 - нажимное кольцо; 34 - нижний корпус; 35 - нижний вал.

Соосность верхнего и нижнего валов обеспечивается точностью расточки гнезд в блоке под корпуса передачи. Между внутренними и наружными кольцами радиально-упорных подшипников установлены регулировочное и проставочное (внешнее) кольца, подобранные по толщине с таким расчетом, чтобы в собранном подшипниковом узле был обеспечен осевой натяг 0,03...0,05 мм, благодаря которому вал зафиксирован от осевого перемещения в корпусе. Это необходимо для обеспечения нормальной работы конического зубчатого зацепления с нижним и верхним коленчатыми валами.

На свободном конце вала вертикальной передачи с натягом (на шпонке) устанавливается малая коническая шестерня. Большое коническое зубчатое колесо прикреплено двенадцатью болтами (из них шестью призонными) к фланцу коленчатого вала. Зазор между зубьями конической пары регулируется стальными прокладками (между фланцем коленчатого вала и привалочной плоскостью большого зубчатого колеса и между фланцем корпуса и платиками блока). Конусная ступица с осевым натягом 0,6...0,8 мм, посаженная на шпонке, закрепляется гайкой, застопоренной планкой, на валу верхней части вертикальной передачи. На вал нижней части с таким же натягом устанавливается конусная муфта, состоящая из верхней и нижней частей.

Конусная муфта – обеспечивает возможность регулирования угла опережения нижнего коленчатого вала относительно верхнего. Между конусной ступицей и конусной муфтой устанавливается эластичный узел.

В вертикальной передаче с торсионным валом верхняя головка этого вала связана шлицевой втулкой со шлицевой муфтой, которая соединена шестью болтами и четырьмя коническими штифтами с корпусной ступицей. Шлицевая втулка крепится к торсионному валу восьмигранными болтами и гайками. Наличие разных шагов во внутренних и наружных шлицах втулки обеспечивает легкую её установку в процессе регулировки угла опережения нижнего коленчатого вала относительно верхнего.

Торсионный вал(эластичный узел) – предназначен для связи верхнего и нижнего коленчатых валов, для предохранения от разрушения шатунно- поршневой группы, коленчатых валов, цилиндровых втулок и блока дизеля при возникновении недопустимых режимов работы – гидравлических ударов, разноса дизеля, а также неравномерного вращения коленчатых валов при неисправной топливной аппаратуре.

Смазка подшипников и шестерен вертикальной подачи осуществляется струями масла, поступающими из общей масляной системы через сопла с калибровочными отверстиями.

Наиболее часто встречающиеся неисправности вертикальном передачи:

Ø ослабление гаек крепления внутренних колец опорно-упорных подшипников;

Ø излом зубьев зубчатых колес;

Ø излом торсионного вала;

Ø разрушение крепления шлицевой втулки и ее падение;

Ø обрыв шпилек;

Ø трещины в корпусе передачи.

Перечисленные неисправности возникают:

Ø вследствие нарушения порядка пуска и остановки дизеля;

Ø несоблюдения технологии сборки и регулировки зацепления зубьев передачи;

Ø ослабления шплинтовых болтов шлицевой втулки;

Ø отключения двух и более топливных насосов высокого давления в процессе эксплуатации;

Ø перемещения вручную тяг привода реек топливных насосов при пуске дизеля.

При проведении технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 запускают дизель и проверяют работу вертикальной передачи на шум и стук. Течь масла по прокладкам крышек отсека вертикальной передачи не допускается. После остановки дизеля обнаруженные неисправности устраняются.

При проведении технического обслуживания ТО-3 после прослушивания работы вертикальной передачи дизель останавливают. Через 10...15 мин. Открывают крышки отсека вертикальной передачи и люки верхнего и нижнего картера дизеля и проверяют крепление всех деталей верхней передачи. Путем обстукивания гаек легкими ударами молотка убеждаются в надежности крепления верхнего и нижнего корпусов передачи к блоку. Осматривают торсионный вал, крепление шлицевой втулки, конические шестерни и их зубья. Проверяют и при необходимости регулируют прокладками боковые зазоры в зацеплении. Индикатором проверяют осевое перемещение верхнего и нижнего валов передачи, наличие которого не допускается. Проверяют также угол опережения нижнего коленчатого вала относительно верхнего. В случае отклонения угла от 12° более чем на 0,5° вертикальную передачу разбирают и осматривают. Изношенные и поврежденные детали шлицевых соединений, торсионного вала и шлицевой муфты демонтируют и заменяют. По окончании сборки и регулировки вертикальной передачи проверяется состояние трубок подвода масла к подшипникам передачи и их крепления.

При проведении ТР-1 выполняются все работы, предусмотренные ТО-3 и, кроме того, проверяется величина камеры сжатия у одного из цилиндров при повороте коленчатого вала по часовой и против часовой стрелки. Разница полученных значений не должна превышать 0,2 мм. При большей разнице вертикальную передачу разбирают и ремонтируют

При проведении ТР-2, помимо работ, предусмотренных при ТР-1, вертикальную передачу или часть ее при необходимости демонтируют для ремонта.

При проведении ТР-3 вертикальную передачу демонтируют, разбирают полностью и ремонтируют.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.006 с.)