Итоговое сочинение по литературе как методическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговое сочинение по литературе как методическая проблема



(магистерская диссертация)

Квалификация - магистр

Направление подготовки - 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность - Филологическое образование

Форма обучения - заочная

РУКОВОДИТЕЛЬ __________                    д.п.н., проф. И.Е. Брякова

«___»_____________2019 г.

Нормоконтроль пройден______           д.филол.н., проф. С.М. Скибин

 «_____» ______________2019 г.

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Зав.кафедрой литературы, журналистики и методики преподавания литературы __________д.филол.н., проф. С.М.Скибин____________________

«_____» ______________2019 г.

Оренбург, 2019

Оглавление

Введение.................................................................................................... 4

Глава 1. Итоговое сочинение в школе: история и современность... 11

1.1. Школьное сочинение по литературе. Исторический аспект............ 11

1.2. Система письменных работ по литературе как подготовка к выпускному сочинению по литературе................................................................................. 21

1.3. Проблемы возврата выпускного сочинения в школу.................... 29

Глава 2. Система работы в школе по подготовке к итоговому сочинению 36

2.1. Обучение созданию письменного высказывания на заданную тему как обязательное условие подготовки к итоговому сочинению............................ 36

2.2. Система работы в основной школе по подготовке к итоговому сочинению..................................................................................................................42

2.3. Система работы в старшей школе по подготовке к итоговому сочинению..................................................................................................................51

Заключение............................................................................................. 58

Список литературы.......................................................................................62

Приложение

Приложение А Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования................................................................................................................68

Приложение Б Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года …..................................................... 71

Приложение В Работа по написанию сочинений различных жанров в 9 «А» классе..................................................................................................................75

Приложение Г Работа по написанию сочинений различных жанров...

в 10 «А» и 11 «А» классах..............................................................................78

Приложение Д Примерные темы факультативных занятий........................................................................................................................80

Приложение Е Диагностические работы по литературе для учащихся

10-11 классов...................................................................................................82

Приложение Ж Сводная таблица результатов написания итогового сочинения...................................................................................................................89

 

Введение

 

Данная работа посвящена проблемам и методике подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Как и в самoй жизни, в современном шкoльнoм литературнoм oбразoвании cлoвo является для ученика главным средствoм выражения мыслей и чувств, своей читательской и жизненной позиции, мировоззрения, то есть основным инструментом самореализации личности в общении с людьми и искусством, универсальным средством освоения культуры. Чрезвычайно актуальной определённой проблемой сегодня является проблема развития у читателя-школьника потребности и умения отвечать на прочитанное произведение текстом.

Чтение художественного произведения как «труд и творчество» (В. Ф. Асмус) всегда диалогично и призывает читателя к ответу и ответственности, и именно поэтому творческие работы по литературе являются неотъемлемой частью системы литературного развития читателя-школьника. Современная методическая наука включает в это понятие продукты интерпретационной деятельности учащихся, воплощенные в текстах, и, прежде всего, в словесном. При этом творческие работы рассматриваются в методике не только как результат, но и как действенный пусть воспитания читателя.

Проблема творческих работ по литературе в методической традиции обозначилась как проблема школьного сочинения. Итоговое сочинение вернулось в школу в декабре 2014 года и обозначило круг актуальных проблем, которые мы выделили в работе.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что экзаменационная работа для выпускников – итоговое сочинение – не является сочинением по литературе, а носит надпредметный характер. Школьное сочинение на литературно-критическую тему уже много лет не является формой итогового контроля и лишь частично входит в состав заданий ЕГЭ по литературе. Поэтому создание сочинения на публицистическую тему с привлечением литературного материала сегодня представляет значительную трудность для выпускников.

Проблема исследования - методика подготовки обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Степень изученности проблемы исследования. Данному вопросу посвящен ряд исследований. Вопросам методики написания сочинения как методической проблеме посвящены работы В. В. Голубкова, Т. Г. Браже, лучшие методические работы В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, А. Д. Алферова, М. А. Рыбниковой, Н. В. Беляевой и других русских педагогов-словесников.

Непосредственным изучением смыслового и других видов чтения посвящены научные изыскания В.Я. Коровиной, Н.В. Колокольцева, С.А. Леонова, Ю.А. Озерова, В.И. Капинос, Н.Л. Карнаух, Е.С. Романичевой, И. В. Сосновской, Е. Р. Ядровской, О. В. Богдановой, В. Г. Маранцмана и др.

В разрезе изучения данной проблематики важным аспектом выступает исследование общих периодов психического развития школьников, которые наиболее убедительно представлены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Валлона, В. В. Давыдова и др.

Противоречия - каждый школьник пишет итоговое сочинение, однако не все обучающиеся владеют связной письменной речью на достаточном уровне;

- в итоговом сочинении надо показать умение обобщать и делать выводы, умозаключения по теме, однако школьники затрудняются в понимании заданных границ темы сочинения;

- в сочинении необходимо определить тезис и систему доказательств (аргументов) - обучающиеся затрудняются в выделении главного;

 - в сочинение следует включить анализ одного художественного текста - школьники недостаточно начитаны и затрудняются в привлечении текста к анализу.

Выше обозначенные противоречия определили актуальность исследования и тему - Итоговое сочинение по литературе как методическая проблема.

Цель исследования – обобщить методику подготовки обучающихся к итоговому сочинению, выявить наиболее эффективные методы подготовки. Объект исследования – пропедевтическая подготовка учащихся к итоговому сочинению по литературе.

Предмет исследования – смысловое чтение и разбор текстов-образцов как методы подготовки к итоговому сочинению.

Гипотеза исследования - успешное развитие письменной и устной речи школьников, а, следовательно, и успешная подготовка к итоговому сочинению станет возможной при условии грамотно организованной совместной деятельности учителя и учащихся, если:

- будет организована система работы учителя и обучающихся в данном направлении в основной школе;

- будет организована система работы учителя и обучающихся в данном направлении в старшей школе;

- наряду с традиционными сочинениями-рассуждениями, развёрнутыми письменными ответами на вопросы учитель будет использовать в своей работе нетрадиционные виды письменных работ

- если в работе учителя-словесника будут использованы такие методы, как смысловое чтение и разбор текстов-образцов.

Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:

1) дать определение сочинению как виду письменной школьной работы и изучить проблему школьного сочинения на разных исторических этапах развития методики преподавания литературы.

2) Определить, что представляет собой итоговое сочинение и какие образовательные результаты ФГОС оно реализует.

3) Определить круг проблем и сложностей, с которыми сталкиваются выпускники при написании итогового сочинения, и наметить пути их решения.

4) Рассмотреть развитие речи учащихся как главный компонент подготовки к итоговому сочинению по литературе.

5) Рассмотреть на практике эффективность методов смыслового чтения и разбора текстов-образцов как пропедевтической подготовки к итоговому сочинению.

Методологической основой исследования являются идеи:

 - системного подхода (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, Э.Г. Юдин), позволяющего обеспечить изучение проблемы с позиций многообразия факторов и условий;

- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), поскольку деятельность играет ведущую роль в процессе развития личности.

Теоретической основой исследования послужили:

 - концепции творческого развития личности в образовательном процессе (В.И. Андреев, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский и др.)

- методические концепции развития литературно-творческих способностей личности, связанные:

- с литературным творчеством школьников (Н.В. Беляева, И.Е. Брякова, Т.А. Ладыженская, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина и др.);

- с обучением учащихся написанию сочинений разных жанров (В.Я. Коровина, Н.В. Колокольцев, С.А. Леонов, Ю.А. Озеров, В.И. Капинос, Н.Л. Карнаух, Е.С. Романичева, И. В. Сосновская, И.В. Щербина, Е.Р. Ядровская и др.);

- учебные пособия по подготовке к итоговому сочинению по литературе (Н. В. Беляева, Т. О. Скиргайло и др.);

- исследования жанрового своеобразия сочинений по методическим пособиям Власенкова А. И., Текучёва А. В., Ладыженской Т. А., Орлова Б. А., Морозова Н. П., Крундышева А. А., Капинос В. И., Сергеевой Н. Н., Соловейчик М. С., Дейкиной А. Д., Лидман-Орловой Г. К., Никитиной Е. И., Алексеевой Т. В.;

- работы, посвященные исследованию написания итогового сочинения по литературе (Н.В. Беляева, Е. Р. Ядровская, И. Е. Брякова и др.);

- исследования в сфере развития речи (М. А. Рыбникова, Т.Г. Браже, В.Я. Коровина и др.).

Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и задачами в работе использован комплексный метод исследования, включающий анализ теоретической литературы по изучаемым проблемам; анализ учебных пособий с целью выявления заданий, готовящих к итоговому сочинению; метод обучающего эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических знаний по подготовке обучающихся к итоговому сочинению по литературе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для совершенствования устной и письменной речи, учителем русского языка и литературы для объяснения тем и проведения уроков развития речи, материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, итоговому сочинению, экзаменам.

Основные положения, выносимые на защиту:

    Развитие устной и письменной речи школьников – одно из главных направлений в методике преподавания литературы.

- Содержание и методика работы по развитию навыков письменной речи должны быть направлены на развитие у обучающихся различных видов речевой деятельности, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободной передачи мыслей, чувств и эмоций и создания текстов устной и письменной речи.

- Методика работы по формированию навыка написания сочинения в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся должна быть направлена на формирование навыков различных видов чтения, в том числе и смыслового чтения, и практическую проработку этих навыков путем использования активных и интерактивных методов обучения, работы с текстами - образцами.

- Система письменных работ в основной школе по подготовке к итоговому сочинению.

 - Система письменных работ в старшей школе по подготовке к итоговому сочинению.

- Критерии оценивания итогового сочинения по литературе.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88» г.Оренбурга

Этапы работы:

1 этап: Информационно-поисковый (ноябрь – декабрь 2017 г.), в ходе которого изучались труды современных российских ученых, проводивших исследования в области написания итогового сочинения по литературе, научная и учебная литература, публикации в профессиональных изданиях. Это и позволило нам сформулировать проблему работы, выявить цель, объект и предмет, составить план.

2 этап: Организационно-деятельностный (май – июнь 2018 г.), в ходе которого проводилось обобщение материала, который был получен при анализе литературы, а также в процессе прохождения производственной (педагогической) практики.

3 этап: Обобщающий (октябрь – декабрь 2019 г.), в ходе которого обрабатывались и систематизировались полученные результаты. Был проведен анализ практических работ обучающихся, разработана методика обучения навыку написания итогового сочинения. Уточнялись выводы исследования. Работа оформлялась в виде магистерской диссертации.

Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, экспериментальной работы, списка используемой литературы, насчитывающего шестьдесят два источника и семи приложений.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.019 с.)