Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура в человеческой деятельности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: Студенты должны: знать сущность и функции культуры, иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации; представлять, как соотносятся между собой истина, добро и красота; понимать соотношение моральных и эстетических критериев в деятельности человека; иметь представление о роли науки и научного познания, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; знать место религии в культурной истории человечества.
Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.
Понятие «культура» одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки. Это: история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к её изучению, теоретических концепций, моделей культуры. Это приводит к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизации наиболее распространённых и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру. И, тем не менее, объективно возможно определить культуру как совокупность знаковых систем и через это определение выявить функции культуры, которые она выполняет в обществе. Для этого необходимо выделить самое главное, основное, определяющее в культуре как общественном феномене и осознать важность овладения как можно большим культурным богатством человечества. Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках литературы, истории и обществознания. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии. В конце занятия целесообразно заслушивание сообщений, подготовленных на основе рефератов: 1. Русская культура как культурно-исторический тип. 2. Наука и искусство: общее и особенное. 3. Наука и религия: история противостояния. 4. Искусство и религия: взаимопроникновение и отчуждение. Время каждого сообщения не должно превышать 7 минут.
Вопросы для обсуждения.
1. Что такое культура? 2. Какие функции выполняет культура в обществе? 3. Чем отличается материальная и духовная культура? 4. Что составляет устойчивую сторону культуры? 5. Как происходит развитие культуры? 6. Какое место занимает культура в цивилизации? 7. Каковы основные признаки Восточной культуры? 8. Что характерно для Западной культуры? 9. Какое место в культурно-исторических типах занимают национальные культуры? 10. Чем характеризуется массовая культура? 11. Насколько необходимо взаимодействие культур в современной цивилизации? 12. Что представляет собой наука как сфера культурной деятельности человечества? 13. Каковы специфические признаки науки? 14. Как происходило развитие науки в процессе истории? 15. Что представляет собой мораль как сфера духовной культуры? 16. Почему в процессе истории происходило изменение этических норм? 17. Как регулируют социальные отношения политика и право? 18. Что включает в себя эстетическое? 19. Каковы специфические свойства искусства? 20. Как изменялась эстетическая культура в истории человечества? 21. Что такое религия? 22. Почему возникает религия в человеческом обществе? 23. Каковы характерные черты религии? 24. Какие вы знаете мировые религии? 25. Что характерно для современного религиозного сознания? 26. Чем философия отличается от религии?
Задание для самостоятельной работы.
Сравнить религиозное, художественное и научное произведения по следующим критериям: обоснованность, аргументированность, динамичность, широта и глубина знания. Тексты для самостоятельной работы. Текст № 1.
«1 И поднялось всё множество их, и повели Его к Пилату. 2 И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царём. 3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. 4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в Этом Человеке. 5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. 6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? 7 И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. 8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 И предлагал Ему многие вопросы: но Он ничего не отвечал ему. 10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. 11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. 12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. 13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14 Сказал им: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл Человека Сего виновным ни в чём том, в чём вы обвиняете Его; 15 И Ирод также: ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нём достойного смерти; 16 Итак, наказав Его, отпущу. 17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. 18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. 19 Варавва был посажен в темницу за произведённое в городе возмущение и убийство. 20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. 21 Но они кричали: распни, распни Его! 22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. 23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. 24 И Пилат решил быть по прошению их, 25 И отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. 26 И когда повели Его, то захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом. 27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; 29 Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодоносные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» 30 Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» 31 Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жеребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 И говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? 41 И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твоё! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. 44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45 И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине. 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. 47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник. 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бил себя в грудь. 49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 Не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царства Божия, 52 Пришёл к Пилату и просил Тела Иисусова; 53 И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где ещё никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; 56 Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.» (От Луки святое благовествование. Глава 23.)
Текст №2. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат… …На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону. Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил: - Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали? - Да, прокуратор,- ответил секретарь. - Что же он? - Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение,- объяснил секретарь. Прокуратор дёрнул щекой и сказал тихо: - Приведите обвиняемого. И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора… …Пилат заговорил по-гречески: - Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ? Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески: - Я доб… - тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился, - я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие… …- А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре? Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил: Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее… …- Не знаешь ли ты таких, - продолжал Пилат, не сводя глаз с арестанта, - некоего Дисмаса, другого – Гестаса и третьего – Вар-равана? - Этих добрых людей я не знаю, - ответил арестант. - Правда? - Правда. - А теперь скажи мне, что это ты всё время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь? - Всех, - ответил арестант, - злых людей нет на свете. - Впервые слышу об этом, - сказал Пилат, усмехнувшись, - но, может быть, я мало знаю жизнь! Можете дальнйшее не записывать, - обратился он к секретарю, хотя тот и так ничего не записывал, и продолжал говорить арестанту: - В какой-нибудь из греческих книг ты прочёл об этом? - Нет, я своим умом дошёл до этого. - И ты проповедуешь это? - Да… …В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль вить там гнездо. В течение её полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл не малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесари Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. Оставалось это продиктовать секретарю. Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль. - Всё о нём? – спросил Пилат у секретаря. - Нет, к сожалению, - неожиданно товетил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента. - Что ещё там? – спросил Пилат и нахмурился. Прочитав поданное, он ещё более изменился в лице… …Мысли пронеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!,,» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть– и с кем?! – бессмертии, причём бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску. Пилат напрягся, изгнал видение, вернулся взором на балкон, и опять перед ним оказались глаза арестанта. - Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. - Правду говорить легко и приятно, заметил арестант. - Мне не нужно знать, - придушенным, злым голосом отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе говорить правду. Но тебе придётся её говорить. Но, говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не только неизбежной, но и мучительной смерти. Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то намекающий взор. - Итак, - говорил он, - отвечай, знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа, и что именно ты говорил ему, если говорил, о кесаре? - Дело было так, - охотно начал рассказывать арестант, - позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил… - Добрый человек? – спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах. - Очень добрый и любознательный человек, - подтвердил арестант, - он выказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно… - Светильники зажёг…- сквозь зубы в тон арестованному проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали. - Да, - немного удивившись осведомлённости прокуратора, продолжал Иешуа, - попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал. - И что же ты сказал? – спросил Пилат, или ты ответишь, что ты забыл, что говорил?– но в тоне Пилата была уже безнадёжность. - В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. - Далее! - Далее ничего не было, - сказал арестант, - тут вбежали люди, стали вязать меня и повели в тюрьму. - На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся. Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой. - И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – Тут Пилат вскричал: - Вывести конвой с балкона! – И, повернувшись к секретарю, добавил: - Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело. Конвой поднял копья и, мерно стуча подкованными калигами, вышел с балкона в сад, а за конвоем вышел и секретарь. Молчание на балконе некоторое время нарушала только песня воды в фонтане. Пилат видел, как вздувалась над трубочкой водяная тарелка, как отламывались её края, как падали струйками. Первым заговорил арестант: - Я вижу, что совершилась какая-то беда из-за того, что я говорил с этим юношей из Кириафа. У меня, игемон, есть предчувствие, что с ним случится несчастье, и мне его очень жаль. - Я думаю, - странно усмехнувшись, ответил прокуратор, - что есть ещё кое-кто на свете, кого тебе следовало бы пожалеть более, чем Иуду из Кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем Иуде! Итак, Марк Крысобой, холодный и убеждённый палач, люди, которые, как я вижу, - прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, - тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырёх солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда – все они добрые люди? - Да, - ответил арестант. - И настанет царство истины? - Настанет, игемон, - убеждённо ответил Иешуа. - Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся… …Он ещё повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: - Преступник! Преступник! Преступник! А затем, понизив голос, он спросил: - Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов? - Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю. - Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем, - тут голос Пилата сел, - это не поможет. Жены нет? – почему-то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит. - Нет, я один. - Ненавистный город, - вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передёрнул плечами, как будто озяб, а руки потёр, как бы обмывая их, - если бы тебя зарезали перед твоим свиданием с Иудою из Кириифа, право, это было бы лучше. - А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить. Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспалённые, в красных жилках белки глаз и сказал: - Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты произнесёшь хотя бы одно слово, заговоришь с кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе: берегись. - Игемон… - Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон, - ко мне! – крикнул Пилат. И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га-Ноцри, и секретарь записал сказанное Пилатом… (Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.) Текст № 3. «…в середине I в. н. э. Римская империя переживала глубокий политический кризис, который вылился в целый ряд восстаний в провинциях и гражданскую войну в 68 – 69 гг. н. э. Особенно остро он отразился на положении в Иудее и других восточных провинциях. Здесь вспыхнуло восстание против римского правления, которое в 66 г. Охватило практически всю страну. Повстанцы изгнали и уничтожили римские отряды в Иерусалиме и других местностях Палестины. Они обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых были весьма распространены пророческие сочинения о близком конце мира и о приходе мессии, который уничтожит господство злых правителей и установит тысячелетнее царство бога в Иерусалиме. Наиболее ярким сочинением подобного содержания является «Апокалипсис Иоанна». После жестокой борьбы римским легионам всё же удалось сломить сопротивление иудейских повстанцев…Иерусалим был взят штурмом и сожжён, восстание было подавлено. Постепенно погасли очаги сопротивления и в других провинциях Римской империи. Следствием этого было то, что многие тысячи иудейских пленных, в том числе и многочисленных сектантов, были проданы в рабство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований (73 г. н. э.). Большинство беглецов осело в богатых торговых домах Малой Азии, а также в Греции, Македонии, Италии и даже в самом Риме. Поражение восстания вызвало среди широких масс населения глубокое разочарование, они увидели тщетность надежд на появление мессии. Вооружённая борьба утихла, и люди стремились найти утешение в вере. Таким образом была создана благоприятная обстановка для проповедей религиозных учений. В это время в западных провинциях Малой Азии, а также в соседней с ними Македонии и в Александрии египетской стали возникать среди городского плебса общины людей, которые верили, что обещанный Яхве мессия – божий помазанник, а по-гречески Христос - приходил на землю, но он явился не в виде победоносного вождя, о чём мечтали сектанты, а как скромный проповедник, который принёс людям духовное освобождение. Он призывал к миру, милосердию и всепрощению. Изучая кумранские рукописи, учёные пришли к выводу, что первые упоминания о подобном проповеднике встречаются в рукописях ессенов, которые были написаны ещё до восстания 66 – 73 гг. н. э. Так, например, в «Комментарии на книгу пророка Хабаккука (Абаккума)», найденном в Кумране, упоминается «учитель справедливости, которому бог поведал тайны слов его пророков – рабо…» Однако «злой жрец» стал преследовать «учителя справедливости» и убил его. Но в «конце дней» «учитель справедливости» вновь появится и наградит верующих, он восстановит попранную справедливость. Правда в рукописи не упоминается имя этого проповедника и время, когда он жил. Кроме этого, среди сектантов ходили сочинения о «конце мира» - апокалипсисы, когда божий посланец воскресит всех умерших и сотворит страшный суд над живыми и мёртвыми. Из подобных верований, а также учения Филона о сыне божьем, посланном на землю, стал складываться культ божьего сына Иисуса Христа, который проповедовал в Иудее во времена принципата императора Тиберия (30 – 33 гг. н. э.). Его имя появилось в источниках не сразу. В «Апокалипсисе» Иоанна упоминается лишь «агнец божий», который явился на землю для суда над живыми и мёртвыми. В другом древнейшем христианском произведении– «Пастырь Ерма», в котором повествуется о видении автора, говорится лишь о сыне божьем, который одновременно является и Духом Святым. Лишь в более поздних письмах (посланиях) апостола Павла называется имя Иисуса Христа как основоположника новой религии. Мессианизм был одной из главных основ христианской религии. Сторонников Христа объединяла надежда на скорый приход спасителя, кроме этого, членов ранних христианских общин сплачивала ненависть к Риму, они были убеждены, что «великая блудница» - Рим – скоро будет разрушен, все приверженцы Рима будут низвергнуты и заключены на тысячу лет в темницы, а на земле восторжествует царство божье во главе с Христом. Это царство, которое придёт на смену ненавистному Риму, изображалось самыми радужными красками. Послания с поучениями создавались разными проповедниками, которые переходили из одной общины в другую. Они назывались апостолами. Апостолы выступали на собраниях верующих с проповедями, предсказаниями близкого конца мира и прихода грозного судьи, пострадавшего при своём первом нисхождении в виде проповедника. В одном из древнейших христианских сочинений – «Дидахе» («Учение 12 апостолов») – говорится, что истинный проповедник новой веры не должен ничего брать у членов общины, кроме хлеба на дорогу, что ему надлежит оставаться в общине не более трёх дней. Образ мессии – Христа – первоначально упоминался лишь в общей форме и только позже, в конце I и начале II вв. н. э. появились жизнеописания основоположника новой религии. Эти повествования, которые содержат рассказы о некоторых моментах его жизни, проповеди о страданиях, смерти и чудесном воскресении Христа, стали называться Евангелиями. Вначале их было более 10, впоследствии в IV в. н. э. главы христианских религиозных объединений объявили истинными – каноническими (от греч. – порядок, закон) лишь четыре из них: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Большинство других повествований о жизни и деятельности Христа – «Изречения Христа», «Акты Пилата», «Евангелие Петра, Фомы, 12 апостолов, Богоматери» и другие – были объявлены ложными – апокрифическими. Согласно канонической версии, принятой и поддерживаемой до настоящего времени, основателем христианской религии является Иегошуа (греческая форма имени Иисус), прозванный своими последователями Христом и Спасителем. Родился он в древнем, священном для иудеев городе Вифлееме в конце 30 г. Принципата Августа. Семья Иисуса была вынуждена бежать с новорожденным в Египет, так как царь Ирод, прослышав о рождении мессии, приказал перебить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. Позднее Иисус жил на севере Палестины в Назарете. Тридцати лет от роду он ушёл из семьи и явился к проповеднику Иоанну, который предсказал явление мессии и занимался очищением приходивших к нему от грехов омовением в реке Иордан. От Иоанна Иисус начал проповедовать обновлённую религию, постепенно вокруг Иисуса собралась группа учеников – Андрей, Матфей, Пётр, Фома, Иоанн, Иуда, Яков, Филипп и другие – всего двенадцать. Впоследствии в христианской литературе их стали именовать апостолами. В сопровождении апостолов Иисус три года странствовал по Иудее, проповедуя своё религиозное учение и совершая чудеса (превращение воды в вино, насыщение пяти тысяч людей пятью рыбами и хлебами, исцеление больных и воскрешение мёртвых). Вместе с этим он обличал лицемерие, ханжество, корыстолюбие и алчность иерусалимского жречества и учителей закона – фарисеев, чем вызвал против себя их крайнее озлобление. На третий год своих проповедей Иисус вместе с апостолами пришёл на празднование Пасхи в Иерусалим, Но после совершения ритуальной трапезы он был предательски схвачен, благодаря измене одного из своих учеников – Иуды Искариота. Этой же ночью совет жрецов – синедрион, обрадованный поимкой ненавистного им проповедника, приговорил его к смертной казни. Приговор синедриона был утверждён римским прокуратором Иудей Понтием Пилатом. Тот видел полную невиновность осуждённого, но решил, что лучше не ссориться с местной знатью. Иисус был распят на кресте вместе с двумя разбойниками, как самозванец, назвавший себя царём иудейским. Ученики тайно похоронили его. Но на третий день после своей смерти Иисус Христос воскрес, явился своим ученикам, а на сороковой день после воскресенья он вывел их на соседнюю с Иерусалимом гору и в их присутствии вознёсся в небо, обещая вернуться в конце существования мира для суда над живыми и мёртвыми. После вознесения Иисуса Христа на небо апостолы разошлись по разным странам мира и сделались основателями общин, верующих в Иисуса как Христа, и в земное воплощение божества…» (Всемирная история. Том 6).
Вопросы для обсуждения задания.
1. Какой из этих текстов, с вашей точки зрения, наиболее реалистичен? 2. Что вас заставляет поверить ему? 3. Какие аргументы использует наука? 4. Какие приёмы применяются в литературном произведении? 5. На чём строится религиозное знание? 6. В каком тексте действие наиболее динамично? 7. Где достигается наибольшая широта и глубина знания?
Тема 8. Человек и история.
Цель занятия: Студенты должны: понимать и уметь объяснять закономерности исторического процесса человечества; понимать значение исторической памяти для будущих поколений; понимать закономерности этнической истории человечества; понимать сущность и закономерности развития способа производства; иметь представление об исторической эпохе и цивилизации.
Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара. Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Это обстоятельство не отвергалось никем из мыслителей прошлого и не отвергается современными учёными. Одним из теоретических достижений науки XX века можно считать разработку учения о социальной системе, под которой понимается всё относящееся к системной характеристике общества как определённой целостности, объединяющей людей разнообразными связями и отношениями. Социальная система характеризуется открытостью, определённой степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравномерностью. Все возможные способы объяснения развития общества и хода истории имеют нечто общее, а именно представление о системной организации этого явления и закономерностях его саморазвития. Наиболее существенными факторами развития общества являются способ производства материальных благ и этнические закономерности, при учёте особенностей культурного развития. Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках истории и обществознания. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии. Обсуждение материалов семинара целесообразно начинать с сообщений, подготовленных на основе рефератов: 1. Зачем нам надо знать историю. 2. Пассионарии как движущая сила истории. 3. История научно-технического прогресса. 4. Становление и развитие идеи цивилизационного подхода в изучении истории народов.
Вопросы для обсуждения.
1. Что изучает философия истории? 2. Какие бывают виды исторических фактов? 3. Насколько возможно их правильное познание? 4. Почему случаются искажения исторических фактов? 5. Что представляют собой законы развития общества? 6. Что является субъективным фактором в истории? 7. В чём сущность объективного фактора исторического процесса? 8. Как соотносятся субъективный и объективный фактор в истории? 9. Приведите примеры такого взаимодействия. 10. Что такое этнос? 11. Каковы общие принципы этногенеза? 12. Какие выделяют фазы этногенеза? 13. Чем определяются особенности каждой из фаз? 14. Чем характеризуется пассионарный подъём? 15. Что характерно для акматической фазы? 16. Каковы особенности фазы надлома? 17. Какими признаками определяется инерционная фаза этногенеза? 18. В чём суть фазы гомеостаза? 19. Чем заканчивается развитие этноса? 20. Что составляет способ производства материальных благ? 21. Что такое производительные силы? 22. Что представляют собой производственные отношения? 23. Как связаны между собой производительные силы и производственные отношения? 24. Что ещё входит в структуру общественно-экономической формации? 25. Какие существовали в истории человечества общественно-экономические формации и соответственно этому типы обществ? 26. Что представляет собой историческая эпоха? 27. Что предполагает цивилизационный подход в истории? 28. Чем характеризуется цивилизация?
Проблемные задания.
1. На своём примере исторического факта рассмотрите его экзистенциальную, квалифицированную, количественную, пространственную сторону, а также мотивацию данного факта. 2. На конкретном примере покажите взаимосвязь субъективного и объективного фактора исторического процесса. 3. Из истории и литературы приведите примеры пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей. 4. На примере российского этноса проследите этапы этногенеза. 5. Почему происходило развитие производственных отношений в истории человечества?
Тема 9. История цивилизаций.
Цель занятия: Студенты должны иметь представление о развитии и смене локальных цивилизаций древнего мира и средних веков, нового времени и современности; понимать сущность глобальных проблем современности и их значение для будущего человечества; представлять возможные пути решения глобальных проблем.
Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.
Для анализа локальных цивилизаций следует, прежде всего, попытаться соотнести различные факторы, влияющие на ход истории, с конкретным историческим материалом. Цивилизации древности возникали в устьях великих рек. Расцвет многих государств был связан с освоением богатых природных ресурсов. Темпы развития многих стран обусловлены, в том числе их отгороженностью от внешнего мира, более того, существуют этнические и культурные различия в характере производства, его особенностях, и даже темпах. Эти моменты должны быть подвергнуты анализу при учёте особенностей этногенеза каждого конкретного этноса. Важно уделить внимание противоречию природной и культурной организации человека и его сообществ. При любых формах социальности человек остаётся частью природы и космоса, специфическим проявлением жизни. Это обстоятельство необходимо чётко осознавать при всех способах объяснения общественных явлений, особенно в настоящее время. Все проекты устройства и переустройства жизни миллионов людей должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Отсюда вытекает необходимость осознания важности глобальных проблем человечества. Только в этой связи нужно рассматривать комплекс экономических, социально-политических, национальных, религиозных и других проблем человечества. Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках истории, обществознания и экологии. Совсем не обязательно ваша или пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.023 с.) |