Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и общество: проблемы взаимодействия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: Студенты должны: иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке; об условиях формирования личности; о свободе и ответственности личности за сохранение жизни, культуры, окружающей и природной среды; о смысле жизни человека. Они должны знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми, «золотое правило» нравственности.
Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.
Проблема бытия человека в обществе всегда была в поле зрения профессиональной философии, но не всегда осознавалась как одна из основных. Многие проявления человеческой деятельности интересовали философов постольку, поскольку могли служить примерами в их умозаключениях. И, поэтому философия зачастую воспринималась как нечто оторванное от жизни и практически неважное. Проблемы человеческого существования отражались в произведениях искусства, религиозных учениях и некоторых философских направлениях, занимающихся конкретными практическими вопросами. Таким образом, необходима живая практическая оценка места человека в обществе, рассмотрение важных человеческих категорий: свобода, любовь, творчество, счастье, смерть и смысл жизни. Необходимо рассмотрение указанных категорий в диалектической взаимосвязи. Установив связь между этими категориями, можно составить целостный взгляд на человеческую жизнь. Осмысление жизни каждого конкретного человека уникально и субъективно, но вместе с тем, существует всеобщий, глобальный, вселенский смысл человеческого бытия, который может быть оценён только объективно. Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках литературы и истории. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии. Обсуждение материалов семинара целесообразно начинать с сообщений, подготовленных на основе рефератов: 1.Проблема соотношения биологического и социального в человеке в экстремальной ситуации. 2. Социальный выбор личности в кризисные моменты истории общества. 3. Поиски смысла жизни в русской литературе. 4. Влияние космических процессов на человеческую деятельность. Время каждого сообщения не должно превышать 7 минут.
Вопросы для обсуждения.
1. Как осмысливалась проблема человека в истории философской мысли? 2. Какова современная точка зрения на человека? 3. Как происходило становление человека в обществе? 4. Какими основными характеристиками обладает человек как общественно-историческое существо? 5. Какими общественными качествами обладает человек? 6. В чём состоит сущность человека? 7. Как соотносится природное и социальное в человеке? 8. Какие составляющие включает в себя личность? 9. Что такое личность? 10. Каковы нравственные основы человеческого существования? 11. Какое место занимала личность в обществе в разные исторические времена? 12. Какое значение имеет свобода в жизни личности? 13. В чём заключается социальный выбор личности? 14. Как понимался смысл жизни в различных философских и религиозных теориях? 15. Как соотносятся свобода, любовь, творчество, счастье и смысл жизни? 16. Делает ли смерть жизнь осмысленной или наоборот лишает её смысла? 17. Какое место в биосфере занимает деятельность человека? 18. Как эта деятельность соотносится с космическими принципами? 19. Как это соотносится с прежними представлениями философии и религии? 20. Какие выводы можно сделать из сказанного?
Проблемные задания. 1. Как вы относитесь к словам Ф. Ницше:«…человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом…»? 2. К. Маркс отмечал: «…сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество, и что государственные функции и т. д. – не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека. Понятно, следовательно, что индивиды, поскольку они являются носителями государственных функций и властей, должны рассматриваться по своему социальному, а не по своему частному качеству». Насколько вы согласны с этими словами? Можете ли предложить свою формулировку? 3. Н.А. Бердяев писал: «Я» может реализовать личность, стать личностью. Реализация личности всегда предполагает самоограничение, свободное подчинение сверхличному, творчество сверхличных ценностей, выход из себя в другого». Что это значит? Насколько это реально? Как вы к этому относитесь? 4. Л.Н. Толстой отмечал:«…Ну, а если есть цель жизни, то ясно, что жизнь должна прекратиться, когда достигнется цель… Вы заметьте: если цель человечества – благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и так далее, то ведь достижению этой цели мешает что? Мешают страсти… Пока же человечество живёт, перед ним стоит идеал и, разумеется, идеал не кроликов или свиней, чтобы расплодиться как можно больше,…а идеал добра, достигаемый воздержанием и чистотою. К нему всегда стремились и стремятся люди». Что хотел он сказать этими словами? Согласны ли вы с ними? Можно ли этого достичь?
Тема 7.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.005 с.) |