Орфоэпические нормы русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпические нормы русского языка



Задание 59. Прочитайте слова, следите за правильным произношением ударных звуков [э] и [’ó].

Опéка, совремéнный, двоежéнец, хребéт, шедéвр, осéдлость, избéгнуть, гренадéр, равнобéдренный, гололéдица, афéра, недоумéнный, зацвéтший, блéф, всеобъéмлющий, изобрéтший, женоненавистник, крéстник, околéсица, преéмник, одновремéнный, бытиé, зéв, пéкло, вычéрпывать.

Безнадёжный, трёхведёрный, манёвры, осуждённый, заём, осёдланный, блёклый, белёсый, издёвка, свёкла, решётчатый, новорождённый, платёжеспособный, никчёмный, блёклый, жёлоб, остриё, одноимённый, затёкший, принёсший, дарёный, наперчённый, щёлка, замёрзший, длинношёрстный, углублённый, вменённый, заворожённый, отключённый.

 

Задание 60. Разделите приведенные слова на две группы, в зависимости от варианта произношения ЧН: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн] или [шт]. Отдельно выпишите слова, в произношении которых возможны оба варианта.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, вторично, горчичник, горничная, гречневый, двоечник, девичник, единичный, заочный, Ильинична, с суконным рылом в калачный ряд, конечно, конечный, копеечный, коричневый, Кузьминична, лихорадочный, лавочник, мелочность, молочный, научный, нарочно, нечто, ночной, очечник, отличник, однозвучный, перечница, печной, подсолнечник, потому что, полуночник, почечный, порядочный, прачечная, пустячный, пшеничный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, скучно, съемочный, скворечник, солнечный, сливочный, спичечный, точность, тренировочный, уличный, убыточный, к шапочному разбору, шуточный, чулочный, ячневая, яблочный, яичница.

 

Задание 61. Определите, какое слово лишнее.

1. Конечно, нарочно, игрушечный. 2. Что, чтобы, нечто. 3. Типичный, яичница, молочный. 4. Горчичник, калачный, коричневый. 5. Ильинична, очечник, пряничный. 6. Скворечник, вечность, скучно.

 

Задание 62. Правильно поставьте ударение в кратких формах имен прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы.

Бледный – блéден, блéдно, блéдны, бледнá; белый; близкий; бедный; быстрый; верный; веселый; глубокий; глупый; гневный; горький; грубый; дерзкий; добрый; дорогой; живой; красный; крепкий; малый; молодой; мягкий; низкий; правый.

Задание 63. Поставьте ударение в глагольных формах (глаголах прошедшего времени).

Звать – звáл, звáло, звáли, звалá; брать; гнать; дать; задать; занять; начать; отнять; понять; принять; снять; создать.

Задание 64. Поставьте ударение в глагольных формах (причастиях). Сформулируйте правило постановки ударения в подобных формах.

Начáть – начáвший, нáчатый, нáчат, нáчато, нáчаты, начатá; взять – взявший, взятый, взят, взято, взяты, взята; занять – занявший, занятый, занят, занято, заняты, занята; отнять – отнявший, отнятый, отнят, отнято, отняты, отнята; поднять – поднявший, поднятый, поднят, поднято, подняты, поднята; понять – понявший, понятый, понят, понято, поняты, понята; принять – принявший, принятый, принят, принято, приняты, принята; развить – развивший, развитый, развит, развито, развиты, развита.

 

Задание 65. Произнесите слова: а) с взрывным [г]; б) с фрикативным [h]; в) с [х] вместо [г]; г) с [в] вместо [г]:

а) герой, гимн, герб, гений, гербарий, круги, Гена, Евгений, Георгий, гимнаст, шаги, деньги; гуща, газета, город, гость, гол, гарантия, гармония, гуманитарный, гордый, голоден, гуси, гардероб, голос, гром, галстук, говорит, государство, гусь; груб, гром, гремит, гроза, группа, грипп, грибы, график, программа, грим, грунт, графин, когда, где, глухой, глупый, гвалт, загнал; Волга, нога, могу, дорогая, дорогой, другой, тугой; могут, много, строго, дорога, вьюга, отвага, влага, бумага, тревога, заслуга, супруга, бродяга, скряга;

б) ага, ого, господи, бухгалтер;

в) лёгкий, мягкий, легче, смягчить, облегчить, когти, бог, мягче, налегке, мягкошёрстный, легчайший, мягчайший;

г) сегодня, первого, у него, итого, скучного, зеленого.

 

Задание 66. Правильно прочитайте слова с конечной буквой «г», которая произносится [к].

Вдруг, флаг, снег, друг, шаг, луг, пирог, лёг, берег, творог, долг, сапог, дорог, стоматолог, рейтинг, филолог, порог, круг.

 

Задание 67. Выберите слова, которые будут рифмоваться с данными, если соблюдать нормы произношения. Подчеркните их.

1. Бег – снег, смех, Олег, пробег. 2. Рог – грог, долг, крох, мог, бог, бок. 3. Враг – брак, маг, мак, шаг, флаг, прах. 4. Биолог – порох, геолог, дорог, посох. 5. Бог – блох, лёг, мох, сапог, стог, строг, оглох, творог. 6. Друг – стук, вдруг, подруг, двух, луг, мух, вокруг. 7. Книг – бриг, лик, пик, тик, тих, лих. 8. Сапог – дорог, порог, оглох, плох.

 

Задание 68. Прочитайте слова: а) с твердым согласным перед буквой «е»; б) с мягким согласным перед буквой «е». Объясните значения иноязычных слов.

а) д емпинг, ко д екс, мо д ель, мо д ерн, т ен д енция, ше д евр, вун д еркинд, и д ентичный, ин д екс, кон д енсатор, стюар д есса, Д екарт, ин т ервьюер, компью т ер, с т енд, фор т епьяно, пас т ель, метрополи т ен, ин т ерпретация, д еколь т е, гро т еск, д е т ектив, сви т ер, Амс т ердам, С т ендаль, ку з ен, с епсис, ла з ер, мед р е с е, диспан с ер, продю с ер, с екс, с енбернар, каш н е, н ейрохирургия, биз н ес, ге н езис, кибер н етика, пенс н е, а н ес т езия, со н ет, р еквием, к р едо, рено м е, ст р есс, Р ерих, Р ембо, Р ембрандт, т ест, аль т ернатива, а д екватный, нон с енс, э н ергия, ло т ерея, т емп, ме н еджмент;

б) с ервис, д екан, д ебют, д еп р ессия, па т ент, ба сс ейн, д емократия, д емон, д екларация, к р ем, инци д ент, ака д емия, д е г е н ерат, т енор, т ермин, т еррор, т ерапевт, му з ей, п р есса, р ейс, с ейм, п р е з ент, О д есса, ши н ель, В е н есуэла, р еликвия, аг р ессия, бе р ет, р ейтинг, прог р есс, п р есс, Р емарк, б естселлер, р езюме, ком п е т енция, п р еце д ент, фа н ера, с ессия.

 

Задание 69. Прочитайте, правильно поставьте ударение.

Алкоголь, апостроф, алфавит, аргумент, аристократия, баловать, безудержный, библиотека, валовой, включим, газопровод, диалог, диспансер, добыча, договор, договорный, договорник, документ, жалюзи, завидно, закупорить, значимость, звонит, индустрия, искра, каталог, каучук, квартал, километр, красивее, кремень, кухонный, магазин, медикамент, мельком, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый, осведомить, откупорить, пломбировать, похороны, на похоронах, приговор, приданое, призыв, принудить, сантиметр, свекла, средства, статуя, столяр, танцовщица, туфля, углубить, украинский, умерший, факсимиле, феномен, форзац, ходатайствовать, цыган, черпать, шофер, щавель, эксперт, экспертный.

Апокалипсис, благовест, вероисповедание, Тайная вечеря, догмат, духовник, евангелие, еретик, знамение, иконопись, послушник, тотем, христианин, фетиш.

 

Задание 70. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Б á нт – б á нты, нет б á нта, с б á нтом; т ý фля – нет левой т ý фли, пара т ý фель, в т ý флях; шпр и ц – шпр и цы, шпр и цем, нет шпр и ца, пять шпр и цев; т ó рт – т ó рты, с т ó ртом, нет т ó рта; кр é м – кр é мы, с кр é мом, нет кр é мов; ш á рф – ш á рфы, без ш á рфа, ш á рфом; прог ý л – прог ý лы, без прог ý лов, отг ý л – отг ý лы, нет отг ý лов.

 

Задание 71. Раскройте скобки.

(По)меньше, зачем(то), (пол)мандарина; (иссиня)черный; (кое)где, (научно)исследовательский, бок(о)бок, голубо(глазый), (полу)легальный; взгляни(ка), (вот)вот, знай(же).

(Не)доумевающий взгляд; (не)рад встрече; (не)везение; (не)замужняя дама; перейти в (не)бытие; путь (не)близок, а далек; (не)обладающий тактом; в описании (не)доставало красок; (не)надежность; читать (не)интересно, но необходимо; (не)навидевший, (не)смотря на непогоду.

 

Задание 72. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Гипотеза «горячего» происхождения Земли и гидросферы господствовала до середины ХХ в. Она основывалась на теории П. Лапласа полагавшего что все планеты солнечной системы возникли из солнечного вещества вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты которые затем долго остывали. Земля охлождалась до тех пор пока на ее поверхности не образовалась кора и лишь потом из остывшей атмосферы полелись дожди образовавшие разнообразные водоемы. Таким образом возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. Но постепенно накапливались факты противоречившие этой гипотезе.

 

Грамматические нормы

Задание 73. Образуйте от данных слов (существительных) формы множественного числа родительного падежа.

1. Чулки; сплетня; будни; носки; туфля; макароны; свеча; помидоры; грузины; мандарины; килограммы; полотенце.

2. Рельсы; сапоги; простыня; георгины; томаты; яблоко; басня; цыгане; немец; плечо; сумерки; граммы; шарф; место.

3. Брызги; оладьи; джинсы; грабли; колено; ясли; гланды; зубы; армянин; шприц; баклажаны; ботинки; апельсины; шорты; кочерга.

Задание 74. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

1. Вульгарн___ арго; широк___ авеню; звучащ___ банджо; выдержанн___ бри; опасн___ динго; ярк___ индиго.

2. Юн___ кабальеро; больш___ гну; забавн___ гризли; вкусн___ какао; крошечн___ колибри; остроумн___ конферансье; строг___ жюри.

3. Горяч___ кофе; уважаем___ кюре; сочн___ манго; молод___ марабу; сед___ маэстро; прекрасн___ пери.

4. Сер___ пони; стар___ рантье; заброшенн___ ранчо; справедлив___ рефери; маленьк___ цеце; огромн___ шимпанзе.

5. Увлекательн___ шоу; установленн___ эмбарго; нов___ сабо; ярк___ бикини; истинн___ денди; таинственн___ зеро; весел___ караоке.

Задание 75. Определите род каждого слова. Распределите слова по группам (слова м. р., слова ж. р., слова ср. р., слова общ. р.). Найдите и подчеркните слова, род которых определить нельзя. Объясните, почему.

Тюль, иваси, тушь, тёзка, авеню, мозоль, вуаль, бра, табель, кенгуру, воевода, купе, банкнот(а), США, белоручка, жалюзи, виски, ИНН, какаду, юноша, дитя, шимпанзе, толь, пони, сливки, неряха, МРОТ, клише, багет(а), кофе, спагетти, ЖКХ, бандероль, сирота, пани, МВФ, протеже, фамилия, ЕГЭ, повидло, мышь, очки, шампунь, ЦРУ, моль, коллега, Сочи, фрау, Миссисипи, ВГУ, змея, сутки, МХАТ, салями, тамада, ООН, Сухуми, рагу, ГАИ, староста, НИИ, обои, Баку, атташе, ВВП, рефери,   алоэ, РУВД, рантье, фламинго, НДС, кольраби.

Задание 76. Образуйте от данных имен существительных формы множественного числа именительного падежа. Распределите слова на две группы: слова, с окончанием -ы(и), и слова с окончанием -а(я). Отдельно запишите слова, имеющие вариантные окончания.

1. Директор, корпус, крем, мех, сорт, трубач, шарф, торт, шрифт, цех, вор, вексель, пояс, пропуск, год, свитер, шофер, ректор, фронт, месяц, паспорт, учитель, скорость.

2. Средство, профессор, зуб, сектор, драйвер, тормоз, суп, тон, адрес, шифр, лист, округ, джемпер, якорь, ордер, бухгалтер, муж, герб, договор, почерк, отпуск, лагерь, тополь.

Задание 77. Укажите фамилии, которые не склоняются. Устно расположите фамилии людей в алфавитном порядке. Назовите фамилии ваших однокурсников, которые а) склоняются; б) не склоняются.

Леонид Гайдай; Альбер Камю; Василий Лановой; Мигель де Сервантес; Александр Лукашенко; Наталия Герцен; Алексей Крученых; Эрнест Хемингуэй; Александр Живаго; Нина Коршук; Чарльз Дарвин; Алексей Кузьменко; Георгий Данелия; Алексей Голубь; Татьяна Вишня; Валентин Фоминых; Дитмар Эльяшевич Розенталь; Александр Буре; Мишель Пфайфер; Марсель Пруст; Лилиан Войнич; Валентина Черняк; Валентин Черняк; Штирлиц; Анна Сердюк; Сергей Маршак; Оноре Бальзак; Галина Польских; Юрий Нагибин; Лев Толстой; Джон Леннон; Джузеппе Гарибальди; Михаил Жванецкий; Илья Ильф.

 

Задание 78. Составьте словосочетания, используя нужные формы топонимов.

Быть в городе (Москва), жить в (Москва), со станции (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), в деревне (Ивашково), на улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), над горой (Казбек), на озере (Селигер), у реки (Лена), в (Воронеж), из города (Воронеж), прибытие к станции (Воронеж-1), купаться на (Дон), сплавляться по реке (Дон), за селом (Каменка), из (Каменка).

Задание 79. Образуйте простые и сложные формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Объясните те случаи, когда это сделать невозможно (такие слова подчеркните).

Бесконечный, блестящий, боевой, богатый, больной, веселый, ветхий, второстепенный, выдающийся, глубокий, гнедой, гордый, громкий, дальний, деловой, дешевый, жаркий, жестокий, жирный, звонкий, знакомый, красивый, крепкий, младший, могучий, плохой, слабый, спорный, старый, тихий, тонкий, узкий, хитрый, храбрый, честный, яркий.

 

Задание 80. Образуйте краткие формы следующих прилагательных.

Безукоризненный, близкий, бессмысленный, голый, длинный, добрый, искренний, мужественный, долговременный, острый, полный, умный, родственный, сильный, таинственный, теплый, торжественный, хитрый, хриплый, чуткий, яркий, ответственный, естественный, полноценный.

 

Задание 81. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательного.

1. Пуловеры и шарфы сделаны из самой тончайшей шерсти. 2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. 3. Он привязался к Анюте, как к самой младшей сестре. 4. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 5. Компот был кисл.          6. Эверест – самая высочайшая точка планеты. 7. Я больной. 8. Сардельки показались ему более вкуснее, чем пельмени. 9. Суп был слишком солён. 10. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим. 11. Конь пег и каур. 12. Учебник мне просто необходимен. 13. Я сытый. 14. Мясо уже почти готовое. 15. Он был больной ангиной.

 

Задание 82. Вспомните правила склонения имен числительных. Устно просклоняйте следующие словосочетания, образуйте формы род., дат., творит. и предл. падежей.

642 журнала, 97 студентов, 1401 день, 23 февраля, 5174 библиотеки,        1,5 рубля, 2007 год, оба студента, обе руки, 1/3 стакана, пятеро друзей, полтораста человек, 0,25 доллара, семеро козлят.

Задание 83. Прочитайте предложения, употребляя числительные в правильной форме.

1. Пирамида Хеопса, сооруженная около 4600 лет тому назад, имела первоначально более 146,7 м в высоту и объем около 2520000 м³, а на ее строительство пошло около 2350000 известняковых монолитов. 2. Задание было выполнено 283 учениками. 3. Температура на поверхности Меркурия днем поднимается до 427 градусов, а ночью падает до 183 градусов. 4. На 6 декабря 1991 года армия располагала 491 вертолетом. 5. Австралийская стрекоза может развивать скорость до 58 км/ч. 6. Рисунок находится на 529 странице. 7. Рассказ был написан в 1927 году. 8. Разница между 6865 и 1387 равна 5478. 9. Большие перемены ожидаются к 2010 году.            10. Скорость автомобиля достигла 297 км/час. 11. Они управляют     1523 банками. 12. Бородинское сражение произошло в 1812 году.        13. Довольно трудно издать книгу с 7643 чертежами в этом издательстве. 14. В 1949 году у берегов Пакистана была поймана китовая акула длиной 12,65 м и весом около 15 т. 15. В начале 1739 года 38-летнему механику Анри Котюа из французского городка Ламбера, что в 245 милях от Парижа, удалось создать и расположить на плате длиной не более 299,3 см и шириной, равной 4148,67 см, макет своего родного города в           3/236 натуральной величины, в котором нашлось место 6584 амбарам, 3849 лавкам, а на 687 улицах и 226 переулках, наполненных 4787 челове-ческими фигурами, «росло» не менее 2857 деревьев и 456 кустов, только на изготовление которых ушло 25 суток. 16. Площадь Франции составляет около 547030 м², а численность ее населения более 59,2 млн. человек. Средняя продолжительность жизни француза приближается к 77 годам. Национальный валовой продукт страны составляет около 1334 млрд. долларов. Состав сухопутных вооруженных сил Франции – более   241000 человек. Средняя летняя температура в Париже колеблется между 23,4 и 25,6 градуса. При въезде в страну турист обязан декларировать сумму более 7576 евро. Стоимость среднего гостиничного номера колеблется от 76 до 91 евро.

 

Задание 84. Исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1. Олимпиада длилась трое дней. 2. Для школьной мастерской было куплено двадцать двое тисков и сорок четыре кусачек. 3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. 4. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 5. Добрые люди взяли на воспитание три сироты. 6. В семье было шесть детей. 7. На корабле их было семь. 8. Впереди десятеро дней отдыха. 9. По полю скакали трое красивых коней.          10. Шестеро глаз уставились на меня. 11. У бабушки жили семеро котов. 12. У Мурки родились три котенка. 13. В саммите участвовали трое президентов европейских стран. 14. Из дверей университета вышли пятеро студентов, трое студенток и двое профессоров.

 

Задание 85. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Р…стительность, водор…сли, отр…сль; изл…гать, сл…жить, к…снуться; подр…внять (волосы), р…внение, р…весник; приг…реть, покл…ниться, пром…чить.

С…эконом…те время, свежий борщ…, из-за туч…; ляг…те на пол, выйти замуж…, прийти лиш… вечером; упасть навзнич…, береч… от напастей, неукротимая мощ…; костюм хорош…, красивая брош…, попасть в глуш…

 

Задание 86. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1. Мать велела дочери налить себе молока. 2. У его нет ни минуты свободного времени. 3. Я услышал мое имя. 4. У него была собака, его звали Султаном. 5. Сколько времени? 6. Профессор попросил студента прочитать его доклад. 7. Вокруг их разгорелся спор. 8. Перед нами рисунок к рассказу, который я сейчас опишу. 9. Директора школы мы застали в своем кабинете. 10. В ихнем доме было уютно. 11. Из сколько частей состоит этот предмет? 12. Поезд останавливался на всякой станции.

 

Задание 87. Прочитайте. Раскройте скобки, выберите подходящую глагольную форму; укажите возможные синонимические варианты, дайте их стилистическую оценку.

1. Лодки стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Студенты выбирают старосту и (уполно-мочивать) его представлять их интересы в университете. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Никто не (уполномочить) его выступать от имени ректората. 7. В темноте засветилась яркая точка, (вспыхнуть) и тут же (погаснуть). 8. Я обязательно (победить) в этом конкурсе. 9. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 10. Врачи сказали, что я скоро (выздороветь). 11. Мечтаю о том времени, когда снова (очутиться) у родного порога. 12. Не будем (оспорить) его мнение. 13. Кот греется у плиты, (мяукать) и (мурлыкать) от удовольствия. 14. Холодно, морозец (щипать) щеки и нос. 15. Лак быстро (сохнуть). 16. Я (переубедить) тебя. 17. Она (мерить) новое платье. 18. Густо (сыпать) снег. 19. (Приезжать) ко мне. 20. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

 

Задание 88. Найдите ошибки в предложениях. Устно исправьте их.

1. Командирочный отчитался в израсходовании полученного аванса. 2. Он уделял внимание на каждую мелочь. 3. Подследственный был уверен в торжество справедливости. 4. Оплата за проезд составляет уже           11 рублей. 5. Управляющий банка предложил всем сесть. 6. Турист мечтал съездить в Болгарию и Францию, Украину и Кавказ, Сибирь и Урал.       7. Учебные занятия проходят согласно расписания. 8. Была высказана критика о том, как обслуживают в библиотеке. 9. Открылся новый магазин, ориентированный специально для школьников. 10. В журнале опубликован отзыв на книгу. 11. На девочку одели костюм «снежинки». 12. По окончанию переговоров представители фирм подписали договор.         13. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 14. Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы помочь пациенту. 15. Детство и юность Евгении прошло в Башкирии.   16. Часть людей копало траншею. 17. Родители беспокоились за сына.  18. Было отмечено превосходство новых TV перед старыми. 19. Мы должны помогать и заботиться о ветеранах войны. 20. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 21. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался. 22. Анна Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал матери, чтобы она зашла в школу. 23. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Задание 89. Объясните характер допущенных ошибок в предложениях. Устно отредактируйте предложения.

1. Прошу оплатить за проезд в транспортном средстве во время командировки. 2. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.        5. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора. 6. Выступивший на совещании заместитель директора Иванова зачитал новый приказ. 7. Провожая сына в армию, у матери по щеке медленно катилась слеза. 8. Первый год по приезду в Воронеже жизнь студента достаточно трудна. 9. Вчера брат приехал с Москвы. 10. Преподаватель написал рецензию о работе студента. 11. Это решение сыграло большое значение в его жизни. 12. Он стал новым заведующим нашей кафедры. 13. Он закончил университет в 1995 году. 14. Для его жены присущ тонкий вкус. 15. Я по вам соскучился. 16. Наши спортсмены всегда имели преимущество над китайскими фигуристами.

 

Задание 90. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Орфоэпия – это раздел науки о языке, изучающий …

а) нормы правописания; б) звуковую систему языка; в) произноси-тельные нормы.

2. Нормы изменяются в связи …

а) с социокультурными изменениями; б) с деятельностью ученых-филологов; в) с мнением широких масс.

3. Грамматические нормы подразделяются…

а) на морфологические и синтаксические нормы; б) на словообразовательные и морфологические нормы; в) на морфологические, синтаксические и словообразовательные нормы.

4. Словарь, которым вы воспользуетесь при выборе варианта «ску[чн]о – ску[шн]о», – это …

а) орфографический словарь; б) словарь омонимов; в) словарь паронимов; г) орфоэпический словарь.

5. Ряд, в котором во всех словах ударение падает на второй слог, – …

а) банты, корысть, черпать; б) балованный, включишь, пуловер; в) заку-порить, углубить, звонит; г) гербы, сливовый, хвоя.

6. П ример, в котором нарушена морфологическая норма, – …

а) стакан крепкого чая; б) директора; в) большая мозоль; г) пушистый боа.

7. Наиболее быстро изменяются…

а) орфографические нормы; б) орфоэпические нормы; в) грамматические нормы; г) лексические нормы.

8. Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими…

а) лиц женского пола; б) лиц мужского пола; в) взрослых животных.

9. Синтаксические нормы связаны…

а) с правильной расстановкой знаков препинания; б) с правописанием слов; в) с грамматическим строем предложения.

10. Ряд, в котором во всех словах ударение падает на третий слог, – …

а) валовой, диспансер, исчерпать; б) запломбировать, исповедание, пуловер; в) красивее, заселенный, газопровод; г) апостроф, бюрократия, еретик.

Задание 91. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Ц…трусовый, ц…ган, ц…фры; груш…вый, еж…вый, крыж…вник; подж…г дома, открыть сч…т, прич…ска; капюш…н, смеш…н, сгущ…нка.

Мороже(н/нн)ое, авиацио(н/нн)ый, лимо(н/нн)ый; гости(н/нн)ая, веществе(н/нн)ый, труже(н/нн)ик; серебря(н/нн)ый, овчи(н/нн)ый, сангви(н/нн)ик; совреме(н/нн)ик, раскалё(н/нн)ый, стари(н/нн)ый.

До(л/лл)ар, профе(с/сс)ор, ко(м/мм)ерция, а(к/кк)уратность, те(н/нн)ис, а(н/нн)естезия, а(с/сс)и(м/мм)етрия, иску(с/сс)ный, ко(л/лл)о(н/нн)а, гра(м/мм), то(н/нн)ель, га(л/лл)ерея.

 

Задание 92. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Всем известно что разнобой в написании мешает чтению тормозит понимание читаемого. Но ведь произвол в произношении почти также недопустим как и анархия в письме язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению.

Дело в том что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению как и неграмотное письмо. Это обьясняется тем что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне а непосредственно воспринемаем смысл. Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла заставляя его обращать внимание на внешнюю звуковую сторону речи и тем самым являются помехами на пути общения. Поэтому единообразное произношение так же важно как и единообразное письмо.

 

 

Коммуникативный аспект культуры речи

 

Справочные материалы

 Коммуникативный аспект культуры речи отражает умение выбирать языковые средства в зависимости от конкретного содержания и цели общения.

Коммуникативные качества речи – это такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. В основе формирования коммуникативных качеств лежит правильность речи, соблюдение всех языковых норм. Вместе с тем наличие коммуникативных качеств речи свидетельствует о более высокой ступени освоения литературного языка, чем элементарная правильность. Ученые называют такую ступень «уровнем речевого мастерства» (Л.И. Скворцов).

Главные коммуникативные качества речи – точность, уместность, чистота, богатство, выразительность.

Точность как качество правильной речи предполагает: умение логично мыслить; знание предмета речи; знание значения слова; знание сочетаемости слова.

  Чистота присуща речи, свободной от лексики, которая находится за пределами русского литературного языка: просторечия, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов, варваризмов, канцеляризмов.

Богатство речи – это показатель степени разнообразия речевых и языковых средств, которые используются в той или иной ситуации общения. Богатство речи определяется 1) большим словарным запасом;      2) знанием и умением использовать синонимы и антонимы, многозначные слова, неологизмы и устаревшие слова, фразеологизмы и т.п.; 3) владением словообразовательными ресурсами; 4) владение разнообразием синтакси-ческих конструкций и фигур (форм синтаксической организации слов в тексте).

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес читателя или слушателя. Выразительна образная, живая, эмоциональная речь, в которой отсутствуют штампы, слепое следование «языковой моде».

Выразительными средствами языка являются тропы – слова и высказывания, употребляющиеся в переносном, образном значении и фигуры речи – стилистический оборот, конструкция, основанная на характерном сочетании языковых единиц и служащая для создания экспрессивности и образности целого текста или высказывания

 

ЗАДАНИЯ

 

Задание 93. Определите правильное значение следующих слов.

1. Пресс-секретарь – 1) помощник высокопоставленного лица, пишущий для него тексты выступлений; 2) ответственный секретарь какого-либо печатного издания; 3) представитель высокопоставленного лица или учреждения, информирующий прессу о действиях и намерениях этого лица или учреждения.

2. Тендер – 1) распределение квот; 2) торговая марка; 3) коммерческий конкурс, торги по заранее поданным заявкам.

3. Электорат – 1) круг избирателей, голосующих за определенную кандидатуру или политическую партию; 2) все имеющие избирательное право; 3) народ.

4. Инаугурация – 1) торжественная церемония открытия чего-либо;   2) торжественная церемония вручения наград; 3) торжественная церемония вступления нового президента в должность.

5. Бартер – 1) товарный обмен; 2) товарно-денежный обмен;               3) безналичный расчет.

 

Задание 94. Определите правильное значение фразеологических оборотов:

1) темна вода во облацех – 1. пасмурная погода; 2. недостижимые высоты; 3. неясно, непонятно;

2) глас вопиющего в пустыне – 1. очень громкий голос; 2. напрасный призыв к кому-либо, остающийся без ответа; 3. инакомыслие;

3) пошла писать губерния – 1. интенсивное развитие каких либо событий, действий; 2. доносительство; 3. отписки чиновников;

4) кануть в Лету – 1. погибнуть; 2. бесследно исчезнуть; 3. пропасть без вести;

5) танталовы муки – 1. нестерпимая боль; 2. угрызения совести;        3. страдания, вызываемые осознанием близости желаемой цели и невозможности ее достичь.

Задание 95. Отметьте, лексическое значение какого слова сформулировано неправильно.

1. а) Импровизация – словесное или музыкальное произведение, сочиненное во время исполнения, без предварительной подготовки;     б) ингредиент – составная часть какого-либо сложного соединения или смеси; в) импозантный – безучастный, безразличный к чему-либо;         г) иррациональный – непостигаемый разумом, мышлением; такой, какой не может быть выражен понятиями логики.

2. а) Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения; б) ностальгия – неприятные воспоминания; в) геральдика – составление, истолкование и изучение гербов; г) икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.

3. а) Невежа – малообразованный, малосведущий человек; б) буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой; в) меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу; г) скипетр – символ царской власти; жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.

4. а) Адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий; б) закоснелый – утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый; в) криминальный – относящийся к преступлению, уголовный; г) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный.

 

Задание 96. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним (слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения; например, удачный – приносящий удачу и удачливый – человек, легко достигающий удачи). Подчеркните нужное слово.

1. Молодость моей бабушки пришлась на (геройскую – героическую) эпоху Великой отечественной войны. 2. Утомленные туристы решили сделать привал у (лесного – лесистого) озера. 3. (Решимость – решительность) его поступка удивила всех. 4. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских – конструктивных) решений. 5. Ученики 6 класса быстро (усвоили – освоили) компьютер.      6. Друзья живут в одном доме, но на (различных – разных) этажах. 7. В конце книги был приведен список (рекомендательной – рекомендованной) литературы. 8. Я (представляю – предоставляю) вам возможность самостоятельно решать эти вопросы. 9. Учиться он не хотел, вот и вырос (невеждой – невежей). 10. Он дал нам настолько (дипломатичный – дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.

 

Задание 97. Укажите предложения, в которых есть ошибки, связанные с употреблением паронимов. Подчерните неверное слово и напишите правильное.

1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь. 2. Маяковский стоял у истоков советской поэзии. 3. Предложенное в статье решение кажется проблемным. 4. Автор работы не приводит никаких обоснований для своих выводов. 5. С особенным удовлетворением директор отметил помощь учеников в ремонте школы. 6. Люди часто принимают желаемое за действительное. 7. Она пришла в цветастом платье. 8. В искусстве он совершенный невежа. 9. Машина стала посередине дороги. 10. Путин – приемник Ельцина. 11. Все поставили свои росписи на документе.

 

Задание 98. Отметьте, в каких предложениях есть речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения иноязычного слова. Подчеркните неточно употребленное слово.

1. Интерьер нашей улицы очень красив. 2. Спортсмен выполнил все упражнения с апломбом. 3. Радостное известие привело его в минорное настроение – он был готов запрыгать от счастья. 4. Обратите внимание на постскриптум. 5. Настало время подвести резюме работе нашего отдела. 6. Теперь вся плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. 7. Он подал апелляцию на решение областного суда.                 8. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Аристон». 9. Она испытывала ностальгию по детям, оставшимся с отцом. 10. Акции нефтяных кампаний высоко котируются на бирже.

 

Задание 99. Отметьте, в каких предложениях нарушена лексическая сочетаемость слов. Запишите правильное словосочетание.

1. На зимней Олимпиаде спортсменка снова завоевала победу.            2. Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошлом матче. 3. Этот вопрос я хотела бы обратить Диме и Ане. 4. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 5. Студенты пристально слушали лекцию профессора. 6. У нее были огромное каштановые глаза. 7. Автор специально акцентирует внимание читателей на деталях. 8. От этой ситуации голова встает дыбом. 9. Свои преступления он исполнял одинаково. 10. Он был мне подлинным другом.

 

Задание 100. Отметьте предложения, в которых речевые ошибки связаны с внеисторическим употреблением слова (например, Печорин получил путевку на Кавказ). Напишите правильный вариант.

1. Наташа Ростова стремительно пробежала по холлу. 2. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. 3. Чапаевцы тоже не жалели колхозников: забирали у них хлеб и скот. 4. Илья Обломов нигде не работал. 5. Примерно за месяц до декабристского путча, Пушкин приветствовал Пущина из Михайловского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.106 с.)