Тема 3. Функциональные стили 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Функциональные стили



Современного русского литературного Языка

Справочные материалы

Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются закономер-ности использования средств языка в процессе коммуникации.

Функциональные стили – это исторически сложившиеся разновид-ности литературного языка, обслуживающие коммуникацию в различных сферах общественной деятельности и наиболее адекватно выражающие характерные для этой сферы смыслы. Каждый стиль имеет свою систему языковых средств и единую норму их употребления.

С 50-х годов ХХ в. выделяется пять функциональных стилей русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический (язык СМИ), разговорный и художественный (художественно-беллетрис-тический). С 90-х годов к традиционно выделяемым пяти функциональным стилям добавляется церковно-религиозный стиль.

Тексты научного стиля обслуживают сферу научной деятельности. Типовое содержание – научная информация. Цель коммуникации – изложение и передача научного знания (сообщение); доказывание (обоснование). Подстили научного стиля – научно-популярный, научно-учебный, собственно научный, технический. Общие стилевые черты текстов научного стиля: обобщенно-отвлеченный характер, точность, объективность, подчеркнутая логичность изложения, неличный характер.

Научный стиль реализуется в письменной форме, но также и в устном общении (дискуссии по научным проблемам, доклады, лекции и т.д.).

В научных текстах выделяются первичные, которые представляют собой оригинальные сочинения исследовательского характера (монография, статья), и вторичные, которые создаются на основе исходного текста-первоисточника (конспект, тезисы, реферат,  аннотация, рецензия,  отзыв).

Тексты официально-делового стиля обслуживают сферу права, управления, коммерции, внутри- и межгосударственных отношений. Содержание деятельности, которая соотносится с такой формой сознания, как право, – выработка законов, решений, обеспечение их выполнения, регулирование отношений внутри государства, а также между государствами. Цели и задачи официально-деловых текстов – выражение предписаний государства, властных структур, лиц, констатация состояния кого-либо, чего-либо (общение). Осуществляется в основном в письменной форме. Общие стилевые черты официально-деловых текстов: точность, исключающая инотолкования; стандартизованность в оформлении, в использовании языковых средств; предписывающе-долженствующий, императивный характер изложения; неличный характер.

В рамках официально-делового стиля выделяют следующие подстили: законодательный (обеспечивает координацию деятельности людей в сфере создания нормативных актов); юрисдикционный (действует в сфере применения законов в практике правоохранительных органов); административный (собственно административный и административно-коммерческий) – в сфере управления; дипломатический.

Тексты публицистического стиля обслуживают сферу массовой информации и пропаганды. Цель и задачи коммуникации – повышение уровня массового общественного сознания (сообщение и воздействие). Условия создания текстов – оперативность. Публицистический стиль осуществляется в письменной и устной форме. Общие стилевые черты – документализм (журналист говорит о конкретных фактах); обобщенность, абстрагированность (факты подвергаются анализу, осмыслению в контексте времени, жизни страны или мира в целом); экспрессивность (эмоциональность и субъективная оценочность); доступность и ясность изложения, логичность, последовательность повествования.

Подстили публицистического стиля: язык СМИ, политический, рекламный. Основные жанры публицистического стиля: информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж); аналитические (статья, корреспонденция, рецензия); художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Тексты художественно-беллетристического стиля связаны со сферой эстетической деятельности, которая соотносится с искусством как формой общественного сознания. Цель – эстетическое воздействие на читателя. Главные стилевые черты художественных текстов – художественно-образная конкретизация (достигается посредством детализации, выдвижения, акцентирования каких-нибудь моментов повествования; динамики); эмоциональность, экспрессивность.

Церковно-религиозный стиль – это функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности, соотносящейся с религиозной формой общественного сознания. Цели и задачи – просвещение аудитории, предложение вариантов решения общественных проблем в соответствии с положениями вероучения. Общие стилевые черты: экспрессивность, приподнятость, отсутствие категоричности, архаичность.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытового общения; соотносится с обыденным сознанием. Осуществляется в устной форме (устный диалог), а также находит отражение в бытовых письмах, в том числе и через Интернет; его особенности воспроизводятся в диалогах художественных произведений. Коммуникативные цели и задачи – передача информации о внешнем мире, о личных переживаниях, а также воздействие на собеседника. Неофициальность общения, его личный характер, спонтанность речи, тесная связь речевого события с ситуацией обусловливает следующие черты разговорного стиля: чувственно-конкретный характер речи; непосредственность, фамильярность; эмоциональная насыщенность; оценочность; экспрессивность; логическая непоследовательность; роль невербальных средств общения (интонация, жесты, мимика, поза). Речевые жанры – монолог, диалог, полилог.

 

Задания

 

Задание 21. Определите стилевую принадлежность текстов. Какие характерные признаки того или иного стиля можно в них обнаружить? Аргументируйте свой ответ.

1. Снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Последние представляют собой шестиугольные пластинки и шестилучевые звездочки. Снег выпадает из облака при температуре воздуха ниже 0º С.

2. Густейший снег шел 14 декабря 1918 года и застилал Город.

А в верстах в восьми от предместья Города, на севере, в сторожке, заваленной наглухо белым снегом, сидел штабс-капитан. На столике лежала краюха хлеба. В печке догорал огонек.

Кругом капитана, верст на пять, не было ничего, кроме тьмы, густой метели и сугробов.

Еще час просидел штабс-капитан, а потом вышел в снежную тьму. Очень сильно мело, крутило и вертело, и капитан тыкался в холодном визге метели, как слепой… Так, утопая в снегу, он дошел до шоссе, ведущего в Город…

3. По сведениям Гидрометцентра в Москве ожидается снегопад и ме-тель. Возможны заносы на дорогах. Температура воздуха минус 18-20º С.

 

Задание 22. Определите стилевую принадлежность слов и сочетаний, распределите слова и сочетания по четырем группам (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

Нижеследующий, каюк, военщина, газировка, формулировать, сгущенка, дифференциальный, температура кипения, вояж, иметь место, подвергать анализу, драндулет, вверенный, стать на вахту, шаром покати, блажь, привлечь к ответственности, в истекшем году, вывести формулу, зачетка, припарадились, чаяния, таковой, дисперсия, изотермический, маловат, самоотверженный, вышеназванный, шумиха, завалить (экзамен), оказать содействие, закатить выговор, в случае неявки, постоянная величина.

 

Задание 23. Напишите тексты различной стилевой принадлежности на тему: «Спорт», «Мода», «Театр», «Смысл жизни», «Образование», «Информатика», «Личность человека» и др.

 

Выделяют типы речи.

Описание – тип речи, который служит для выражения качественной определенности предмета путем перечисления его признаков, сосуществующих в одно и то же время. Отвечает на вопрос: «Предмет – какой?»

Повествование – тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Мир в повествовании предстает изменяющимся во времени. Отвечает на вопрос: «Что произошло?»

Рассуждение – тип речи, в котором ставится цель убедить читателя в существовании причинно-следственных отношений между явлениями, аргументировать высказанную мысль. Отвечает на вопрос: «Почему?»

 

Задание 24. Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры. Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно-медленно, прямо-таки не превышая скорости роста былинки, начал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник остановился, слегка пошевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросился вперед, прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья.

2. Паук – членистоногое животное с ядовитыми железами, плетущее паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде – они освоили все природные зоны Земли. Их отличительная особенность – способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться пауки могут только жидкой пищей. Для ловли жертвы они используют специальное приспособление – паутину. На конце брюшка паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее через них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Поймав в паутинные сети добычу, паук прокусывает кожу жертвы и впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, оставляя пустую оболочку.

3. Многие люди боятся пауков, считают их вредителями. Конечно, с одной стороны, неприятно жить рядом с пауком (противный очень!), а с другой – не было бы пауков, нас бы заели мухи (вот они-то уж еще противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, паук все-таки хорошее животное.

 

Задание 25. Напишите тексты на одну и ту же тему: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

 

Задание 26. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Газопров ó д, мусоропров ó д, водопров ó д; катал ó г, некрол ó г, диал ó г; цыг á н, стол я р, танц ó вщица.

 

Задание 27. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Пуст…шь, пуска…шь, обессил…шь в пути, обессил…шь кого-либо, удерж…т, отгон…т, выздорове…те, прикле…шь, меч…тся, выраст…шь (кого-либо), выраст…шь (сам), бре…т, кол…т, колыш…щийся, клокоч…щий, грохоч…щий, плач…щий, мерещ…щийся, жал…щий, брезж…щий, муч…мый, кле…мый, навеш...(н/нн)ая дверь, навеш…(н/нн)ые портреты, обвеш…(н/нн)ый автоматами, обвеш…(н/нн)ый покупатель, мер…(н/нн)ое платье, пристрел…(н/нн)ое оружие, пристрел…(н/нн)ый хищник, выкач…(н/нн)ая коляска, накач…(н/нн)ые мускулы, скач…(н/нн)ая информация, замеш…(н/нн)ое тесто, смеш…..(н/нн)ый лес, леч…щий врач, подерж…(н/нн)ый, замасл…(н/нн)ый, испис…(н/нн)ый, разжёв…(н/нн)ый, назва(н/нн)ый брат, посаж…(н/нн)ый отец, корч…ва(н/нн)ый, печ...(н/нн)ый, толч...(н/нн)ый, кош…(н/нн)ый крестьянами луг, свежеморож...(н/нн)ая рыба, стир…(н/нн)ый, нестир…(н/нн)ый, пут…(н/нн)ый, запут…(н/нн)ый.

Задание 28. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите пять орфографических ошибок.

Наполеон очень любил читать что было довольно необычно для военного. В каждой резеденции у него имелась библиотека составленная из одних и тех же книг и поэтому император мог продолжить чтение любой книги переехав с места на место. Он пристрастился к чтению еще в детстве в военном училищи отношения со сверсниками у него не слажились и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских непреятностях.

 

► Единство литературного языка объясняется существованием стилистически нейтральной (межстилевой) лексики. Она употребляется во всех стилях и разновидностях языка и включает в себя приблизительно 85% всех слов литературного языка. Однако, кроме межстилевой лексики, в литературный язык входит и стилистически окрашенная лексика, ограниченная по своему употреблению, присущая тому или иному стилю языка.

Выделение в литературном языке книжных и разговорных функциональ-ных стилей подразумевает деление стилистически окрашенной лексики на книжную и разговорную.

Книжная лексика обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения; строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны между собой; среди слов используются отвлеченная лексика, научная терминология, официально-деловая лексика; преобладание сложных и распространенных предложений.

Разговорная лексика используется в обиходно-бытовой речи, на полуофициальных заседаниях, совещаниях, юбилеях, при доверительных беседах, в семейной обстановке; характерно менее строгое соблюдение норм литературного языка; преобладает общеупотребительная лексика; предпочтение отдается простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.

 

Задание 29. Распределите слова на нейтральные, книжные и разговор-ные.

Окно; шлифовка; коллизия; доходяга; утро; контекст; восемь; конфигурация; поезд; второклашка; нетленный; зеленый; баловень; пилить; передавать; парадокс; стружка; дерзновенный; летучка; деклара-ция; путь; товарооборот; соль; картошка; десница; дождь; интеграл; калякать; лошадь; стезя; уместно; современный; юлить; пригожий; позарез; ложе; диагностировать; отлынивать; доверие; симпатяга; сроду; учиться; корпеть; книжка.

 

Задание 30. Распределите фразеологические обороты на нейтральные, книжные и разговорные. Объясните значения данных фразеосочетаний.

Держи карман шире; между Сциллой и Харибдой; типун на язык; иметь место; железная дорога; губа не дура; марионеточное правительство; валять дурака; море по колено; головной убор; дать стрекача; сизифов труд; шевелить мозгами; командировочное удостоверение; ума не приложить; ничтоже сумняшеся; попасть впросак; прямой угол; попасться на удочку; остаться с носом; умыть руки; ходить на задних лапках; единовременное пособие; тертый калач; избиение младенцев; уши вянут; ахиллесова пята.

 

Задание 31. Сформулируйте значения данных слов. Определите их стилевую принадлежность.

Кукла, телега, челнок, сеть, рука, мышь, парить, тащиться, сечь, мыло, колеса, тачка, фишка, точка, базар, толкнуть, гореть, косить, горбатиться, кипеть, кинуть, западать, отмывать, въезжать, конкретный, вешалка.

Задание 32. В предложениях найдите стилистически неуместное употребление слова. Замените его на более подходящее по контексту.

1. Самое трудное – установить диагноз, определить характер хвори.  2. Над получением этих результатов ученый корпел несколько лет. 3. На грядущей неделе надо бы заплатить за кредит. 4. Доколе мы будем терпеть ваше хамство? 5. На зеленых насаждениях появились зеленые листочки. 6. Монастыри в средние века были не только носителя знаний, но и рассадниками книг и любви к философии. 7. Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луг. 8. Не люблю, когда в букете превалирует красный цвет. 9. Нас встретил седой величественный старичок. 10. Из очей малыша потекли слезы. 11. Князь оседлал боевую лошадь и отправился в путь. 12. Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.

 

Задание 33. Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний.

Санкт-Петербург, Волгоградская область, почтовый ящик №25, хозяйство, город Пермь, озеро Байкал, кандидат психологических наук, заместитель декана, ХХ-ХХI века, господин Иванов, поселок Масловка, то есть, заведующий кафедрой, Бутурлиновский район, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор, смотри на странице 754, и так далее, тому подобное, и другие, акционерное общество, специальный заказ, десять экземпляров, улица Никитинская, Московский проспект, десять миллионов рублей, 1980-1990 годы, научно-исследовательский институт, налог на добавленную стоимость, расчетный счет, высшее учебное заведение, Воронежский государственный университет.

 

Задание 34. По данным определениям назовите документы, используемые в официально-деловой сфере общения.

1. Описание жизни какого-либо лица, составленное им самим.            2. Документ, дающий право кому-либо действовать от лица, которое его написало. 3. Документ, который содержит просьбу о чем-либо. 4. Доку-мент, подтверждающий получение чего-либо. 5. Документ о выполнении какого-либо задания.

 

Задание 35. Укажите, какие документы требуется написать в следующих ситуациях:

1) вам необходимо досрочно сдать экзамены; 2) вы нарушили распоря-жение декана; 3) вы хотите перевестись на другой факультет; 4) вам необходимо, чтобы вашу стипендию получил староста; 5) вы собираетесь пройти собеседование и получить работу в фирме; 6) вы должны устроиться на работу и в отделе кадров вас попросили изложить полную информацию о себе; 7) вам необходимо сообщить некоторую информацию администрации.

Задание 36. Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности.

 

Доверенность

Я, Петрова Т.Н., доверяю моему мужу получить зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.

Т.Н. Петрова

 

Задание 37. Напишите заявления с просьбой: а) перевести вас на другой факультет; б) разрешить вам академический отпуск; в) принять вас на работу; г) о переводе на вечернее отделение.

 

Задание 38. Напишите автобиографию, объяснительную записку, докладную записку, доверенность, расписку, телеграмму.

 

Резюме – это документ, содержащий краткие сведения о кандидате на какую-либо вакансию. Структура резюме: личные данные (ФИО, дата рождения, прописка и место проживания), цель написания резюме, контактный телефон, e-mail, образование, опыт работы в подобных облас-тях, дополнительные навыки (степень владения иностранным языком, компьютером, наличие автомобиля и умением им пользоваться), професси-ональные и личные качества, достижения, наличие рекомендаций.

Задание 39. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) секретарь-референт; б) продавец-консультант салона связи; в) психолог детского сада; г) рекламный агент «Русское радио».

Задание 40. Составьте письма-приглашения с предложением принять участие: а) в студенческой научной конференции; б) в вечере встречи выпускников; в) в выставке-продаже бытовой техники; г) на банкете по случаю юбилея финансовой компании.

Задание 41. Отредактируйте текст: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки; исправьте ошибки. Определите стиль и тип текста. Измените стиль текста, запишите.

Д...водим до Вашего свед...ния, что вчера после (полу)ночи над     райо(н/нн)ым центром гор..дом Нижний Ломов и пр...лягающей к нему сельской мес...ностью про...неслась сильная гр…за продолжавшаяся около (полу)часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в с…кунду. Прич...нён значительный материальный ущерб собстве(н/нн)ости колхозов и деревен... Ивановка, Щепилово и Вязники исчисляемый по предварительным данным в десятки тысяч… рублей. Имели место п...жары возникшие (в)следстви... удара молнии. Сильно пострадало здание вос...милетней школы в деревне Бурково для восстановления понадобиться к…питальный р...монт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад зат...пила значительную площадь. Человеческих жертв (не)было. Образованна спец…альная к...ми(с/сс)ия для выяснения размеров прич...нё(н/нн)ого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему мес...ному населению.

О принятых мерах будет (не)замедлительно доложено.

 

Задание 42. Напишите краткий отзыв об одной из прочитанных Вами книг.

 

Задание 43. Напишите рецензию на один из учебников, соблюдая все стилистические требования к тексту этого жанра и функционального стиля.

 

Задание 44. Составьте аннотацию книги на ваш выбор. Укажите полное библиографическое описание данной книги.

 

Задание 45. Найдите в средствах массовой информации (газете, журнале, радио, TV) рекламный текст. Оцените текст рекламы. Что вам особенно понравилось? Что бы вы исправили? Что добавили?

Задание 46. Прочитайте тексты. Предложите различные варианты работы с ними (конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия).

1. Виктор Чумаков. Народное образование в России. Исторический альманах / В. Чумаков. – М.: Народное образование, 2000. – С. 187.

Общее развитие культуры, появление все новых и новых знаний об окружающем мире, географические открытия, рост городов и увеличение народонаселения Земли, торговые обмены между отстоящими на тысячи километров территориями – все это в конце средних веков способствовало распространению грамотности и усилению спроса на книгу. Существовавшие тогда рукописные книги были слишком дороги и редки, чтобы удовлетворить этот спрос.

Нужда в книге привела к изобретению книгопечатания. Началом его одни считают печатание с деревянных досок, на которых вырезался рельефно текст (ксилографические книги), другие – изобретение наборных литер.

Иоганн Гуттенберг (1394-1468), который был специалистом по шлифовке драгоценных камней и зеркальных стекол, уже в зрелом возрасте задался мыслью о печатании книг. Он провел первые опыты печатания с отдельных выпуклых букв, из которых делался набор. Это давало возможность по окончании печатания разбирать буквы, а затем набирать ими другой текст. Это стало переворотом в изготовлении книг, упростив, ускорив и удешевив его в сотни раз.

2. Цуканов А.Л. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия / А.Л. Цуканов. – М., 1999.

Миф об Андрогине Платон изложил в диалоге «Пир», посвященном проблеме любви. Когда-то все люди были другими – Андрогинами (мужеженщинами). Их тело было шаровидным, они имели по четыре руки и ноги, на круглой шее – одна голова с двумя лицами. Андрогины были сильны и могущественны, так что однажды задумали даже захватить Олимп. Тогда Зевс решил их наказать и разделил каждого Андрогина пополам. С тех пор люди являются лишь половинками изначальных людей, поэтому и бродят они по свету и ищут свою вторую половину. Так возникает любовь – тяга к обретению изначальной целостности.

Таковы основы философии Платона, его системы идеализма, которая охватила практически все стороны человеческой жизни и легла в основу огромного количества последующих философских систем.

3. Газета «Воронежский университет» (31 августа 2005 г.).

Тайна подземелья

Стоило только «Воронежскому курьеру» рассказать о строительстве нового входа в главный корпус ВГУ, как тут же последовало продолжение этой истории. В вырытом котловане обнаружилось старинное подземелье.

…Место это – самое, что ни на есть, историческое. В семнадцатом веке здесь была лицевая часть деревянной крепости. С 1682 года (дата образования Воронежской епархии) на этом месте складывался архитектурный комплекс архиерейского подворья, в который вошел и главный собор города – Благовещенский. В 1836 году архиерейское подворье превратили в Митрофановский монастырь, куда стекались паломники со всей России на поклон мощам святителя Митрофана…

Если бы у кого-нибудь из знатоков воронежской истории была возможность постоянно наблюдать за работой экскаватора, он получил бы полное представление о том, остатки каких исторических сооружений или захоронений были превращены в содержимое самосвалов и увезены из воронежской святыни. Но теперь удается лицезреть только развороченную кладку их кирпичей и больших песчаниковых блоков по краям котлована. Да еще следы воронок, засыпанных после войны грудами кирпичей.

Судя по старинным планам города, экскаватор работал точь-в-точь там, где еще в первой половине XVIII века стоял каменный архиерейский дом, перестроенный в конце того же столетия выдающимся зодчим Джакомо Кваренги…

 

Задание 47. Найдите случаи неоправданного употребления иностилевых слов в следующих высказываниях.

1. С грехом пополам депутаты договорились о проведении в среду тайного голосования аж по четырем проектам решения. 2. На Внуковском шоссе трое пассажиров, подсев в тачку, решили маленько экспроприировать ее у водителя. Буквально через час двоих грабителей повязали. Молодняк – пацанам по 16 лет. 3. Мидовское опровержение заместителя главы правительства, стало быть, объясняется тем, что тот в своих высказываниях «напорол». 4. Вице-президент обрушил на зал такую прорву цифр и фактов, что вскоре слушатели потеряли всякую возможность следить за ходом доказательств. 5. Что касается рекламы, то и она не должна безобразить лик стольного града. 6. Идет непомерных размеров растащиловка оцениваемого в несколько миллиардов рублей армейского имущества, которое попадает в руки теневых структур.

Задание 48. «Переведите» на нормальный русский язык отрывок иронического текста журналиста Андрея Кнышева «О великий и могучий новый русский язык!». Объясните, что создает комический эффект.

Добрый ивнинг, уважаемые телевьюеры, уотчеры и лукеры. Начинаем вечерний бродкастинг ньюзостей. В бегининге – шортовый брифинг основных ивентов тудейного афтенуна.

Намедни исполняется 150-летний инверсарий ремаркабельного русского райтера Л.Н. Толстого, его арт, лэнгвидж, narodnaya smekalka в вербализации имиджей сегодня совершает глубокую пенетрацию в душу контемпорального российского ридера.

Партисипация российских хоки-плэйеров в чемпионшине «Голден Шайбен» увенчалась в финальном гейме нашей викторией. Счет –     thru-один.

В дни скульных каникул в Гоки-Паки имени Горького устроен органайзинг катания тинейджеров на копытных компакт-животных…

Задание 49. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

1. Понятие «функциональный стиль речи» связано …

а) с модой на использование тех или иных языковых средств; б) с индивидуальной авторской манерой; в) с функцией языка, характерной для определенной сферы человеческой жизни.

2. Каждый функциональный стиль включает в себя …

а) нейтральные языковые средства и средства, типичные для данного стиля; б) любые языковые средства, способные передать мысль автора; в) только специально отобранные языковые средства, типичные для данного стиля.

3. Традиционно выделяется …

а) 4 функциональных стиля; б) 5 функциональных стилей; в) 6 функцио-нальных стилей.

4. Для разговорного стиля характерны …

а) спонтанность, точность, образность; б) образность, лаконичность, декларативность; в) выразительность, спонтанность, неофициальность.

5. Для научного стиля характерны …

а) точность, стандартизованность, аргументированность; б) логичность, точность, аргументированность; в) унифицированность, спонтанность, убедительность.

6. Для официально-делового стиля характерны …

а) стандартизованность, безличность, императивность; б) точность, лаконичность, неофициальность; в) унифицированность форм, убедитель-ность, выразительность.

7. Для публицистического стиля характерны …

а) выразительность, образность, неофициальность; б) спонтанность, убедительность, безличность; в) выразительность, убедительность, возможность смешения языковых средств разных стилей.

8. Стилистика – это …

а) наука, изучающая особенности литературного языка; б) наука, изучающая словарный состав языка; в) наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста; г) наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

9. К жанрам научной речи относятся …

а) монография, аннотация, статья, рецензия; б) тезисы, очерк, учебник, постановление; в) доклад, статья, репортаж, инструкция.

10. К жанрам официально-деловой речи относятся …

а) постановление, приказ, заявление; б) словарь, письмо-запрос, инструкция; в) докладная записка, мемуары, договор.

11. К жанрам публицистической речи относятся …

а) рецензия, очерк, заявление; б) инструкция, репортаж, заметка;         в) очерк, реклама, статья.

12. К книжным стилям не относится…

а) публицистический стиль; б) разговорный стиль; в) научный стиль;  г) официально-деловой стиль.

 

Задание 50. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Балов á ть – бал ý ю, избал ý ешь, побал ý ют, не бал ý йся; бал ó ванный.

Пломбиров á ть – запломбир ý ешь, запломбир ý ем, опломбир ý ю, пломбир ý ют; пломбир ó ванный.

Премиров á ть – премир ý ют, премир ý ем, премир ý ете; премир ó ванный.

Нормиров á ть – нормир ý ют, нормир ý ете; нормир ó ванный; нормир ó ван.

 

Задание 51. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

К нарастающ…й бур..., в последн...м письм...; вчерашн...м впечатлени...м, перед виднеющ...йся деревн...й; под скрипуч...м ясен...м, о тончайш…м искусств...; в звучащ...й реч..., на развевающ...мся знамен….

Р...птать, прик...снуться, гр...мадный; соб...рут, св...детельство, выт...рать, обл...денение, с...луэт; г...потеза, зач...рстветь, зап...реть.

Пр...творить в жизнь, пр...секать попытки, пр...светлый; видеос...ёмка, в...ются, кар...ерист; без...скусный, дез...нформация, без...сходная; ра...долье, во...дать, ра...фасовать.

 

Задание 52. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Верблюды могут долго обходиться без пищи и что особенно важно они несколько дней могут не пить. Ученые долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. Недоказанными оказались предполажение о том что удерживает воду желудок животного а пьет верблюд много и быстро за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды и предположение что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир ведь «сгорая» он дает воду и таким образом предохраняет организм от обезвожевания. Оказалось что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счет воды терять до четверти массы своего тела при этом в крови влага удерживается в значительно большем колличестве чем у других животных.

 

 

Тема 4. Культура речи

 

Справочные материалы

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Ортология (греч. orthos правильный + logos – учение, слово) – учение о правильности, нормативности речи.

Культура русской речи включает в себя три основных аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности и иное; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.). Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Очень важно для культуры речи понятие речевой культуры. Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная речевая культура – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присущи строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная речевая культура характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры являются большинство образованных жителей городов; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы речевой культуры объединяют тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты» как обращение независимо от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

Уровень речевой компетенции человека, его речевую культуру отражает языковой паспорт говорящего – это та информация, которую слушатель получает о говорящем, слушая его речь; типовые параметры личности: образование, профессия, уровень культуры, возраст, пол темперамент, физическое состояние и др.

Задания

 

Задание 53. Укажите, какому из аспектов культуры речи соответствуют приведенные ниже определения:

1) владение нормами русского литературного языка; 2) соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого этикета; 3) умение эффективно пользоваться средствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.

 

Задание 54. Нормы русского языка отражены в словарях и грамматиках русского языка. Подготовьте доклад на одну из тем: «Виды словарей», «Словари русского языка», «Пометы в словарях русского языка».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.106 с.)