Нормативный аспект культуры речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный аспект культуры речи



Справочные материалы

Важнейший признак русского литературного языка – его нормативность, т.е. наличие в нем норм литературного употребления, закрепленных в словарях и грамматиках.

Литературные нормы – это исторически сложившиеся и принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произноше-ния, словоупотребления, грамматики. Нормы обязательны как для устной, так и для письменной речи и охватывают все стороны языка.

Основные признаки литературной нормы: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, обязательность для всех говорящих на данном языке, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические, орфографические, пунктуационные.

Среди орфоэпических норм выделяют нормы произношения (произносительные нормы) – правила произношения звуков; нормы ударения (акцентологические нормы) – правила постановки ударения; нормы использования интонации (интонационные нормы) – правила интонирования речи. Особенности русского ударения: оно подвижное, разноместное, изменчивое.

Грамматические нормы подразделяются на словообразовательные, морфологические и синтаксические нормы.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. Источники изменения норм литературного языка различны: живая, разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки. Существуют следующие в арианты норм:

1) равноправные варианты – одинаково правильные, нормативные варианты (банкнот – банкнота);

2) неравноправные варианты: а) основной (предпочтительный) вариант и дополнительный (менее желательный, но находящийся в пределах литературной нормы) вариант (осн. мышл é ние – доп. м ы шление);               б) литературный (нормированный) вариант и нелитературный (недопусти-мый – просторечный, жаргонный, узкоспециальный) вариант (лит. афера – нелит. афёра).

 

 

Задания

 

Задание 55. Какие языковые нормы отражают следующие правила:

1) правила образования слов; 2) правила произношения, ударения и использования интонации; 3) правила написания слов и форм слов; 4) пра-вила построения словосочетания и предложения; 5) правила образования форм слов разных частей речи; 6) правила употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значениями; 7) правила постановки знаков препинания; 8) правила употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации.

 

Задание 56. Определите, какие языковые нормы нарушены в данных словах и выражениях. Приведите правильный вариант.

Бáловать, пирожки с повидлой, вручили памятные сувениры, намерéние, больной мозоль, она испугалась мыша, эта юбка длиньше, одела шапку, пара носок, свеклá, компентентный человек, объявить благодарность кондукторше; подъезжая к городу, между нами возник деловой разговор.

 

Задание 57. Вспомните правила переноса. В написанных ниже словах укажите, как можно перенести каждое слово. Образец: прось/ба/ми.

Распространенный, официальный, общественность, дождь, объяснение, компетентность, общение, семья, поощрять, разжигаются, атмосфера, снег.

Задание 58. Проверьте себя.Закончите предложения, выбрав правильный ответ.

1. Культура речи – это …

а) наука о говорении, слушании и написании; б) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить эффективность коммуникации; в) культура личности человека, проявляющаяся в соблюдении человеком норм этикета и языковых норм.

2. Культура речи включает в себя …

а) только нормативный аспект; б) нормативный и коммуникативный аспекты; в) нормативный, коммуникативный и этический аспекты.

3. Коммуникативный аспект – это …

а) владение нормами русского литературного языка; б) соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого этикета; в) умение эффективно пользоваться средствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.

4. Понятие «норма» применимо …

а) к языку в целом; б) к языку художественной литературы; в) к литературному языку.

5. Языковые нормы …

а) изменяются очень быстро; б) не изменяются никогда; в) изменяются достаточно медленно.

6. Лексикография – это …

а) раздел науки о языке, который изучает словарный запас языка;      б) раздел науки о языке, изучающий написание слов; в) раздел науки о языке, который занимается теорией и практикой составления словарей.

7. Языковой паспорт говорящего – это …

а) информация, которую слушатель получает о говорящем, слушая его речь; б) официальный документ, удостоверяющий личность человека;  в) все слова, которые использует в своей речи говорящий.

8. В русском языке действуют следующее правило: …

а) правил переноса не существует – можно переносить слова с одной строки на другую, как хочешь; б) существуют строгие правила переноса, которые подразумевают перенос слов по слогам и/или морфемам; в) чтобы не допустить ошибку, лучше слова не переносить.

9. Для того, чтобы узнать, как правильно произносится слово, нужно обратиться …

а) к орфографическому словарю; б) толковому словарю; в) орфоэпиче-скому словарю.

10. Для того, чтобы узнать, в чем различие слов «эскалатор» и «экскаватор», нужно обратиться …

а) к толковому словарю; б) к словарю синонимов; в) к словарю паронимов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.007 с.)