Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Те. Он является составной частью сложной серьги. Найден в паре с бронзовой серьгой типа 9.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Типологический анализ серёг из погребений человека с конём в Саяно-Алтае VI-X вв. позволяет отметить ряд особенностей этого вида украшений у древних тюрков. Обращает на себя внимание факт присутствия в захоронениях женщин по две серьги и чаще, чем в мужских. Кроме того, иногда в одной паре серёг содержатся различные по оформлению экземпляры, причём, как правило, одна из них — со стержнем-подвеской, нарядная, другая — без подвески. Согласно проведенной нами корреляции, отмечено, что в женских погребениях дважды встречено сочетание одинаковых типов — 2 и 11 (табл. 7), в мужских — типов 9 и 12. Мода ношения разных серёг, составляющих пару, сохранилась и до наших дней у современных юношей-тувинцев. Определить принадлежность типов серёг мужчинам или женщинам практически невозможно.
Изучение серёг из древнетюркских погребений показывает, что для памятников Саяно-Алтая характерны серьги сложной формы (составные — типы 2, 3), выполненные из золота, а более простые формы — из других цветных металлов (табл. 7, гр. 6), но полностью не исключено и обратное. Вероятно, степень сложности формы серёг с учётом материала изготовления определяет социальную принадлежность владельца.
Небезынтересным представляется анализ распространения типов серёг по регионам внутри Саяно-Алтайского нагорья. Исключаем типы, насчитывающие менее двух экземпляров. Процентное соотношение берётся от общего числа в типе. Итак, стопроцентная встречаемость зафиксирована для Алтая такими типами серёг, как 4 (каплевидные), 2б (с подвеской-раструбом), 11б (без подвески, без шпенька). 75% — типы 2а и 11а (со шпеньками). Для Тувы оба последних типа составляют по 25% встречаемости. Как видно, преобладание этих типов тяготеет к Горному Алтаю. Проявляется и то, что оба они встречаются совместно, составляя пару. Хотелось бы вспомнить известные изображения серёг на тюркских каменных изваяниях в Южной Сибири (Евтюхова, 1952, с. 106, рис. 62). На наш взгляд, по форме им близки серьги из погребений с конём именно этих двух типов: 2 и 11. На изваяниях можно встретить и самую распространённую форму серёг — кольчатые (тип 9).
Интересно и распределение серёг с «зернью» — тип 3. В погребениях Горного Алтая этот тип нами не встречен, однако является типичным для Тувы (50%), Монголии (25%) и Хакасии (25%). Близкий по форме основного кольца тип 10 обнаружен пока лишь в памятниках Тувы (100%). Для Хакасии стопроцентным является тип 8 (с напускной бусиной). Таким образом, в некоторой степени (47/48) оказалось возможным определить характерные для регионов внутри Саяно-Алтая формы серёг.
Выявленные нами отличия скорее помогут в разъяснении вопросов локального характера. Что же касается хронологии, то попытаемся рассмотреть временное бытование выделенных нами типов серёг. С этой целью на основании анализа признаков, характеризующих серьги из погребений человека с конём в Саяно-Алтайском нагорье и полученных в результате проведённой формальной типологии серёг, объединим настоящие типы в группы по ряду общих элементов. Это позволит нам выявить вероятность последовательного изменения типов и выстроить, по возможности, их эволюционный ряд *. [ сноска: * Принципы построения групп и система хронологии разработаны в соответствии со схемой для группы позднедьяковских серёг, предложенной И.Г. Розенфельдт (1982, с. 39-53).] В основание группировки положено то общее, что заключено в конструкции самого кольца серьги. В результате удалось объединить типы в четыре группы.
Группа I (рис. 10- 1-3) включает серьги типов 4, 5 — каплевидные. Они литые. Скрепление небольшого кольца с полой подвеской шло через «щиток». Настоящая группа серёг является наиболее ранней: согласно хорошо датированным комплексам в могилах кудыргинского типа — VI-VII вв. (Гаврилова, 1965, с. 39, табл. XXXI). Этой дате соответствуют предложенные выше аналогии. Кроме того, в погребении Кудыргэ 15 вместе с серьгой найдена монета 575-577 гг. (Там же, 1965, с. 26). Подтверждением ранней даты служат поясные и уздечные наборы, составляющие вещевой комплекс этих могил.
Однако в группе можно выделить два экземпляра серёг, отличающихся присутствием так называемого «рёбрышка» внизу основного кольца серьги (рис. 10- 2). Именно эта деталь обращает на себя внимание в плане дальнейшего развития формы. Возможно, конструкция этих двух серёг явилась промежуточной (переходной к последующей), а значит, они по времени могут быть более поздними, чем серьги без «ребра» (рис. 10- 1).
Серьги группы I с другими типами серёг в погребениях древних тюрков пока не обнаружены. Вероятно, в VII в. они начинают претерпевать изменения, сохраняя основу кольца. Это получило отражение в последующей группе.
Группа II (рис. 10- 4-7). Сюда вошли серьги типов 2, 3, 10. Их объединяет присутствие на кольце «рёбрышка». Именно эту деталь мы отметили выше как связующее звено с предшествующей группой серёг. Кроме того, условно их можно именовать как серьги со стержневыми подвесками, ибо это отличает их от других групп. Отсутствие подвески у серёг 10-го типа не исключает его из этой группы, так как за основу берется «ребро» на кольце. (48/49) Рис. 10. Хронология древнетюркских серёг из погребений человека с конём. (Открыть Рис. 10 в новом окне)
Внутри самой группы можно отметить ряд экземпляров серёг типа 2 (рис. 10- 4), которые сохранили традицию в технике изготовления: они остались литыми (стержень с кольцом). Но размеры кольца самой серьги увеличились, вверху появился шпенёк для бусины, разомкнутые концы кольца сместились вбок. Такие серьги встречены в могилах катандинского типа VII-VIII вв. (Гаврилова, 1965, с. 61). Они являются ранними в этой группе, сохраняя ещё элементы кудыргинских серёг. Поэтому их можно отнести к VII в. К тому же погребение Катанда II-5, в котором они обнаружены, также считается ранним среди памятников катандинского типа (Гаврилова, 1965, с. 61).
Затем в конструкции серёг типа 2 происходят небольшие изменения. Подвеска-раструб становится полой, в неё теперь вводится стержень, на конец которого крепится бусина или шарик. Такие экземпляры, на наш взгляд, существовали с начала VIII в. (рис. 10- 5, 6). (49/50) Именно эти серьги 2-го типа синхронны в употреблении с 11-м типом серёг, так как они встречены в паре у погребенных с конём. Следовательно, в какое-то время они существуют вместе. По конструкции они различны, и тип 11 составляет следующую группу III. Что же касается серёг 2-го типа, то дальнейшее развитие эта форма получила в усложнении оформления конца подвески и верхней части основного кольца. В качестве украшений используются составные части из драгоценных металлов, а шарики наверху уже не на шпеньке, а припаиваются, удлиняется и сама подвеска. Такие серьги получают развитие во 2-й половине VIII-IX вв. (рис. 10- 6).
Все вышеописанные формы серёг этой группы встречены на Алтае. Исключение составляет серьга из Ак-Туруг А-5 в Туве. Не исключено, что попала она сюда с Алтая.
Проникая в Туву со второй половины VIII в., серьги типа 2 видоизменяются по форме, сохраняя «ребро» на основном кольце. Под воздействием давних местных традиций (украшение золотой зернью) *, [ сноска: * Обычай украшать золотой зернью известен со времён уюкской культуры (Кызласов Л.Р., 1979, с. 76).] серьги приобретают нарядный вид, что является характерным для украшения в Туве не ранее 2-й половины VIII в. (тип 3, рис. 10- 7). Такие же серьги встречены в памятниках Хакасии и Монголии и имеют точную дату, выявленную Л.А. Евтюховой (1957, с. 208). Подвеска у них удлиняется. Стержень оформляется в виде спаянных «зернистых» колечек, завершаясь жемчужиной. На верху кольца серьги иногда присутствует жемчужина. Сам стержень, на который насажены колечки, чрезвычайно тонок. Он составляет один миллиметр в диаметре. Прочность металла позволила ему сохранить спаянные в несколько рядов колечки. С другой стороны, место спайки стержня-подвески с основным кольцом серьги оказалось хрупким, в результате чего осталась лишь одна основа, сама серьга без подвески. Именно такие серьги выделены нами в тип 10 (рис. 10- 9).
Однако не всегда так можно интерпретировать появление этой формы серёг. В какой-то степени они могут служить основой для половозрастного и хронологического отличия. Настоящие серьги встречены по одному экземпляру в мужских (юношеских) погребениях, где сопровождающий комплекс вещей соответствует 2-й половине IX-X в. (Кызласов Л.Р., 1979, с. 139). К тому же отметим, что при формально-типологическом методе анализа других категорий вещей мы также будем отмечать такую последовательность в эволюции форм предметов: от простых к сложным, затем от сложных к простым и так далее. Для временного отрезка почти в пять веков это естественно. Существует закон моды, который не терпит постоянства и реагирует на окружающую действительность. Известны факты возвращения к старым формам, к формам изделий предков. Вероятно, со второй (50/51) половины IX-X в. наступает как раз период упрощения в форме, в конструкции. Пышность и парадность уступают место более скромному по оформлению украшению. Но это не означает, что подвески на серьгах исчезают совсем. Вероятно, они были подобны типу 1 (тонкий подвесной стержень с костяной бусиной на конце). Фрагмент второй серьги этой пары позволил нам отнести тип к группе II, но к более поздней её форме — IX в.
Группа III (рис. 9, 10- 11, 12) объединяет серьги с выемкой на основном кольце, которая могла служить местом крепления подвески. В эту группу вошёл тип 11, условно именуемый нами как «серьги без подвески».
При анализе серёг данной группы удалось выявить, что самыми ранними формами могли быть экземпляры, которые встречены в паре с серьгами типа 2. Они находились в алтайских погребениях курайского типа VIII-IX вв. (Гаврилова, 1965, табл. XXXI). Настоящие экземпляры, на наш взгляд, бытовали в VIII в. Несколько позже, вероятно, к концу VIII — началу IX в. подобной формы серьги появились в Туве и Хакасии (случайные находки). Однако форма их здесь несколько изменена. Если на Алтае в погребениях с конём основные кольца серёг округлые по контуру, то в Туве и Хакасии они вытянутой, подтреугольной формы, корпус кольца чуть сужается кверху. Кроме того, присутствует деталь местной, характерной для Тувы, традиции: украшение зернью (рис. 26- 8-11). Последнее сближает серьги настоящей группы, точнее, типа 11, с типом 3, что позволяет определить период их синхронного существования: 2-я половина VIII-IX в.
Сохраняя форму корпуса основного кольца в виде овального треугольника, такие серьги получают развитие в несколько иной форме серёг (тип 8) в Хакасии со 2-й половины IX-X в. (рис. 10- 14). Оформление их намного скромней. Хакасские серьги именуются нами как «серьги с напускной бусиной», которая находится непосредственно на самом кольце серьги. В линии развития корпуса основного кольца такие серьги составляют единство с типом 11, в результате чего мы и объединяем их в одну эволюционную группу III.
Группа IV (рис. 10- 15, 16). В неё вошли серьги типа 9, так называемые «кольчатые». Хотя этот тип считается самой распространенной формой, имея широкий хронологический и территориальный диапазон, можно заметить, что в погребениях с конём в Саяно-Алтайском нагорье он больше характерен для периода IX-X вв. Проведённый анализ серёг по группам показал, что серьги, встреченные в погребениях с конём в Саяно-Алтае, бытовали у тюрков-тугю на протяжении всего периода VI-X вв. На наш взгляд, трудно пока установить генетическую связь с предшествующими по времени типами серёг. Однако в оформлении их можно установить некоторую преемственность. Как мы уже отмечали, она проявилась в традиции украшать серьги зернью (тип 3), Такой техникой, как припайка золотой (51/52) зерни к корпусу подвески, выполнена серьга из кургана №40 на р. Бегирэ из раскопок А.В. Адрианова. Согласно приведённым Л.Р. Кызласовым аналогиям, такие серьги встречены в Алтайском крае (Кызласов, 1969, табл. III, рис. 143, 147). Относятся они к позднеуюкскому времени — V в. до н.э. Естественно, временной разрыв между уюкской и тюркской эпохами значителен, но тем не менее сам факт существования такой техники, сохранения её в традициях неоспорим. Интересно и то, что сама форма уюкских серёг повторяется ещё позднее, в X-XI вв., у местных племён Тувы в период экспансии на её территорию енисейских кыргызов.
Несмотря на общие элементы в конструкции серёг с существующими серьгами у кочевников всего пояса степей, полностью отождествлять их невозможно. У серёг Саяно-Алтая есть свои особенности, которые имеют местный характер, что нашло отражение в развитии их формы на протяжении периода VI-X вв. (рис. 10). Заметны и их региональные особенности внутри самого края, которые очевидны, несмотря на объединительные процессы в политико-административном отношении. И всё же прослеживаются они в деталях, а основа развития остается единой для всего Саяно-Алтайского нагорья.
Нельзя не отметить и то инородное влияние, которое нашло отражение в форме некоторых типов древнетюркских серёг. Это относится, в частности, к каплевидным — кудыргинским серёжкам типа 4. Серьги такой формы приобрели весьма широкую популярность ещё в VI в. в Подунавье, Крыму, на Кавказе. Правда, есть одно отличие: в качестве подвески используются бусины стеклянные, а не металлические, как на Алтае. Западное влияние прослеживается и в форме серёг типа 7, копия которых обнаружена в Северной Осетии в могилах авар. Эти факты позволяют предположить о существовании торговых связей древних тюрков-тугю не только с близлежащими соседними государствами, такими как Китай, но и с государственными объединениями Крыма, Кавказа через Среднюю Азию. Последнее подтверждается письменными источниками и материалами других категорий вещей, встреченных совместно с серьгами в погребениях человека с конём.
Бусы (табл. 8, рис. 27) в погребениях с конём Саяно-Алтайского нагорья встречаются нечасто и, как правило, по одной-две бусины. Ещё реже находятся полностью ожерелья — скорее можно предположить о его наличии по сохранившемуся числу бусин. Так, о существовании ожерелья-бус можно заключить по материалам из погребений Яконур 3 п. 1 (рис. 27- 5); Курай III к. 6 п. 2 (рис. 27- 7, 9, 10, 12); Курай III к. 2 (рис. 27- 4, 5, 14) и Мугур-Саргол (рис. 27- 15). Общее число бусин составляет 70 экземпляров. Специальному изучению бусы древнетюркских погребений не подвергались. Типологический анализ бусин мы опускаем, так как он требует дополнительных иссле- (52/53) дований специалиста по стеклу. Отметим лишь то, что бусины, обнаруженные в погребениях древних тюрков, выполняли различные функции в разряде украшений: бусы в ожерелье, бусины как составная часть серёг и бусины-застёжки. Как бусы в ожерелье они преобладают в памятниках Алтая. В Туве зафиксирован лишь один случай, и то — костяные (Мугур-Саргол). Бусы, изготовленные из стекла, камня, каури, являются в основном привозными как с Ближнего Востока (Сирия, Египет, Персия), так и с Дальнего Востока. Допустимо и местное производство — это бусы из рога, кости, зубов марала, известковой коррекции [ конкреции ], речного жемчуга. Бóльшая часть последних встречена в Туве. Что касается хронологии, то бусы не являются датирующим материалом, слишком широк временной диапазон их встречаемости в погребениях.
Кольца обнаружены как в мужских, так и в женских погребениях, причём пока только в памятниках Горного Алтая. Находки их чрезвычайно редки и зафиксированы они в основном в погребениях могильника Кудыргэ. Всего сохранилось 12 экземпляров колец, в том числе четыре из них серебряных и восемь — медных. Располагались они на фалангах пальцев, иногда количество их на одной руке доходило до пяти (Кудыргэ 12). Вероятно, мода на кольца не получила широкого признания у древних тюрков всего Саяно-Алтайского нагорья, а явилась определённым своеобразием личных украшений у тюрков только на Алтае (Гаврилова, 1965, с. 41).
Браслеты обнаружены лишь в одном погребении на могильнике Аймырлыг I XIII-1 (Тува). Представлены они во фрагментах, выполнены из бронзы, форма их довольно проста: в виде незамкнутых гладких колец, концы которых не сохранились. Очевидно, такие украшения нетипичны для древних тюрков.
Подвески представлены различными формами. Две золотые подвески желудевидной формы найдены в Монгун-Тайге (МТ 58-VIII) в мужском погребении (рис. 27- 17). Находка зафиксирована за черепом и, вероятно, являлась деталью головного убора.
В погребении Катанда I-5 найдено украшение (рис. 27- 20), обозначенное в литературе как серьги (Грязнов, 1956, с. 164). Их форма представляет собой два плоских кружка из специальной спиралевидной проволоки. На наш взгляд, эти украшения по функциональному назначению ближе к подвескам, чем к серьгам, так как для ношения в мочке уха их крепление неудобно. Подобный вид украшения у славян также был известен как подвески (Арциховский, 1930, с. 113). К категории подвесок следует отнести и амулеты в виде когтя медведя, обнаруженные в погребениях могильника Туяхта 1 и 3 (рис. 27- 18). Интересна необычная костяная орнаментированная подвеска, встреченная в погребении 82 Перевозинского чаатаса (рис. 27- 19).
В женском погребении Даг-Аразы II-13 найдено три позолоченных бубенчика разной величины (рис. 27- 21-25). аналогичные бу- (53/54) бенчики обнаружены ещё в трёх погребениях Хакасии и Тувы (рис. 27- 23, 24) — всего 10 экземпляров. Аналогии им встречены: в Дмитриевском могильнике в комплексе IX в. (Плетнёва, 1967, с. 113), в Тарском могильнике — VIII-IX вв. (Кореняко, 1976), Ближние Елбаны VIII-2/3 — IX-X вв. (Грязнов, 1956, с. 170), в погребениях XI Саркела — Белой Вежи (Артамонова, 1963, с. 189) и др. Судя по расположению этих бубенчиков у плеча и возле рук, их могли использовать и в качестве пуговиц. Об этой разновидности украшений в могильнике Саркела — Белая Вежа, где они разделялись на пуговицы и бубенчики, О.А. Артамонова пишет: «Пуговицы чаще встречаются в мужских погребениях, чем в женских. Бубенчики принадлежали детским погребениям, в мужских и женских они выполняют функцию пуговиц» (1963, с. 190). Как украшения известны и пряжки, выполненные из известковой коррекции [ конкреции ] (рис. 11).
Рис. 11. Украшение из погребения A I XIII-1 (известковая вытяжка).
Однако древности тюрков Саяно-Алтая в VI-X вв. далеко не ограничиваются деталями одежды и украшениями. Среди погребального инвентаря у тюрков-тугю встречается комплекс вещей, свидетельствующий о развитии у них обрабатывающих промыслов. Этот комплекс вещей составляет набор производственных орудий, предметов быта и обихода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.011 с.) |