Уровни и виды научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни и виды научных исследований



ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Самостоятельная работа обучающихся

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

 

Нижний Новгород - 2019


УДК 630.

 

Основы научных исследований. Самостоятельная работа обучающихся. Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. – 32 с.

 

Составители: профессор Бессчетнова Н.Н., профессор Бессчетнов В.П., доцент Воробьев Р.А, доцент Орнатский А.Н., старший преподаватель А.В. Кулькова

 

 

Настоящие учебно-методические указания служат для организации и методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело. В учебно-методических указаниях представлены вопросы и задания для активизации знаний, полученных обучающимися в процессе освоения программы дисциплины Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве. Они охватывают основные теоретические аспекты, приемы и способы вычисления различных статистических оценок, рабочие алгоритмы их вычисления. Учебно-методические указания адресованы обучающимся бакалаврам очной и заочной форм обучения по данному направлению, будут также интересны всем, кто занимается научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях, плодоводстве и декоративном древоводстве.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2019г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_ 35.03.01/2019/ МС/Б1.О.21 _ на правах электронного учебно-методического издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 10.07.2019 г.

                                       личная подпись расшифровка подписи   дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

 


Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 6
  Введение 8
  Тема 1. Уровни и виды научных исследований 10
  Тема 2. Статистические шкалы в научных исследованиях 12
  Тема 3. Методология научных исследований 14
  Тема 4. Общенаучные методы исследований 16
  Тема 5. Требования к организации опыта 19
  Тема 6. Выборочные методы и принципы построения выборок в лесоводственных исследованиях 21
  Тема 7. Статистический анализ в лесоводственных исследовниях 23
  Тема 8. Корреляционный анализ в лесоводственных исследовниях 26
  Литература 29
     
     
     

 

 


Методическая справка

Настоящие учебно-методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бкалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины «Основы научных исследований» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26.07.2017 N 706. Пособие служит для методического обеспечения проведения цикла расчетно-вычислительных лабораторных работ дисциплины «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (уровень квалификации выпускника – бакалавр).

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» дисциплина «Основы научных исследований» входит в состав дисциплин базовой (основной) части в составе вариативной части дисциплин по выбору студента. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении школьной программы и при обучении на предыдущих курсах по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело.

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» обучающийся должен обладать следующими универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями УК-1; ОПК-4; ОПК-5; ПК-8; ПК-9, благодаря освоению которых достигается:

- приобретение способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1)

- приобретение способности реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности (ОПК-4);

- приобретение способности участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности (ОПК-5);

- приобретение готовности применять современные методы исследования лесных и урбо- экосистем (ПК-8);

- приобретение способности воспринимать научно-техническую информацию, готовностью изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

 

Бюджет рабочего времени на проведение самостоятельной работы:

- самостоятельная работа – 23 часа;

- контроль самостоятельной работы – 2 часа.

 

Помимо электронных конспектов лекций (Дидактический материал: Приложения 1.2. – 8.2. – файлы электронных документов Microsoft Word) для эффективного самостоятельного освоения материала обучающиеся привлекают рекомендованные литературные источники (Плохинский, 1961; 1964; 1967; Снедекор, 1961; Меркурьева, 1970; Степин, 1999; Петров, 1977; Никитин, 1978; Лакин, 1980; Мальцев, 1982; Лейтас, 1983; Зайцев, 1984; Доспехов, 1985; Фейерабенд 1986; Гатаулин, 1992; Коптев, 1993; Трифонова, 1993; Моисейченко, 1994; 1996; Елисеева, 2001; 2007; Куликов, 2005а, б; Ушаков, 2008; 2017).

 

Ключевые слова: информация, количественная информация, качественная информация, первичная информация, производная информация, нормативно-справочная информация; эмпирическое значение, номинальное значение; шкала, номинальная шкала, дихотомическая шкала, порядковая шкала, интервальная шкала, шкала отношений, исследование, метод, метод исследований, всеобщий метод исследований, общенаучные методы исследований, гипотеза, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, аналогия, конкретизация, инверсия, формализация, моделирование.

 


Глоссарий: термины, понятия и определения

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных.

Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения.

Аналогия – это метод научного познания, посредством которого получают знания об исследуемых предметах, процессах и явлениях на основании того, что они имеют сходные признаки (черты) с другими предметами, процессами и явлениями, более известными человеку (предметами, сведения о которых доступны исследователю, характеристики которых известны исследователю).

Варианса – это мера дисперсии (изменчивости) признака у изучаемых объектов в их совокупности.

Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей.

Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений.

Дедукция – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам.

Дисперсия – это рассеивание значений признака, разброс значений признака.

Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам.

Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному.

Моделирование – это метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления, или процесса специальным аналогом – аналогичной моделью, содержащей (имеющей) существенные черты оригинала.

Наблюдение – это детальное изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов.

Обобщение – это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное характеризующее объекты данного класса. Обобщение – и это средство для образования новых научных понятий, формирования законов и теорий.

Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений.

Сравнение – это установление различия (факта наличия различий и степени собственно различий) между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Формализация – это метод изучения объектов при помощи отдельных элементов их форм, отражающих содержание объекта. Это может быть формула, описывающая объект.

Теория – это метод, с помощью которого мысленно отражается и воспроизводится реальная действительность на основе данных практики и эксперимента. Это система взаимосвязанных знаний, позволяющая вскрывать основные закономерности развития изучаемого объекта.

Эксперимент – это научно поставленный опыт, при котором явление вызывают искусственным путем или активно и направленно воздействуют на изучаемый объект и процессы.

 


Введение

В числе особенно актуальных и непростых задач, стоящих перед лесным хозяйством страны, значится переход к его интенсивным формам, обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, устойчивого управления лесными ресурсами, процессами их потребления и возобновления (Петров, 2011а; Кожухов, 2012; Степанов, 2012; Государственная программа…, 2013; Добрынин, 2013; Кривошеин, 2013). Заметное место в этом перечне перспективных программных мероприятий занимает научное обеспечение выхода на запланированный уровень важнейших индикаторов и показателей состояния отрасли. Научное сопровождение национальных проектов и государственных программ в сфере сельского и лесного хозяйства признается непременным условием успешности их реализации.

Необходимость инновационного подхода к организации лесного хозяйства и развитию лесной науки актуальны и в наши дни (Желдак, 2011; Петров, 2011б; Государственная программа…, 2013). Современное лесное хозяйство требует обеспечения инновационного подхода к решению многих задач, в том числе задачи эффективного лесопользования, лесоохраны, лесовосстановления и лесоразведения. Государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2593-р, определено значительное повышение темпов и расширение масштабов этих мероприятий. В контексте этого повышенную актуальность приобретают исследования, направленные на всестороннее и многоплановое изучение основных лесообразующих пород. Сведения об их распространении и биологии, анализ признаков, имеющих хозяйственное, адаптационное и идентификационное значение, весьма востребованы на текущий момент.

Успехи науки и техники в значительной степени определяются достигнутым на тот или иной момент уровнем методики исследований. В соответствии с этим уверенное владение основами опытного дела специалистами современного уровня является необходимым условием их эффективных действий в динамичных условиях рыночной экономики. Без умения аналитически мыслить, получать объективную информацию, правильно обрабатывать исходные данные невозможно принять верное проектное, управленческое или хозяйственное решение.

Залогом результативности широко проводимых в лесном хозяйстве научных изысканий выступает надежная методологическая платформа в структуру которой входят всеобщий и общенаучные методы исследований. Они наряду с важнейшими принципами организации опыта, такими как его типичность, пригодность, целесообразность и оптимальность, а также принципом единственного логического различия формируют основу построения разнообразных рабочих методик. Не менее важным методологическим аспектом научных исследований служат привлекаемые для их осуществления статистические шкалы, которые традиционно рассматриваются как инструмент решения разнообразных задач лесоводственной науки.

Знание особенностей и возможностей привлекаемого для научных исследований методического аппарата, умение корректно применять его в конкретных ситуациях при многоплановых обследованиях насаждений, решении технических и технологических задач лесоводства, лесных культур, селекции и семеноводства, равно как и в научной работе по другим лесохозяйственным направлениям, необходимо специалистам отрасли в их повседневной практической, проектной и исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся построена в форме мобилизации знаний, полученных ими при освоении теоретической части дисциплины, путем подготовки ответов на сформулированные по каждой теме вопросы. Для этого обучающиеся используют электронные конспекты лекций, привлекают рекомендованные литературные источники. Настоящие учебно-методические указания призваны сформировать у обучающихся по программе бакалавриата по направлению 35.03.01 – Лесное дело необходимых компетенций, развить их способности к объективному анализу ситуаций и умения делать выводы и строить обобщения опытных данных. Они позволят самостоятельно расширить их знания о закономерностях строения лесных систем, позволит привить им навыки научной деятельности.


Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Требования к организации опыта

Вопросы.

1. Типичность опыта.

2. Пригодность опыта.

3. Принцип единственного логического различия.

4. Принцип целесообразности и оптимальности.

5. Учет сопутствующих показателей и ведение документации.

6. Точность и достоверность опыта.

 

Ключевые слова: типичность опыта, пригодность опыта, принцип единственного логического различия, принцип целесообразности, принцип оптимальности, сопутствующие показатели, точность опыта, достоверность опытных данных.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки

1. Дайте собственное определение понятию «типичность опыта».

2. Дайте собственное определение понятию «пригодность опыта».

3. Дайте собственное определение понятию «точность опыта».

4. Дайте собственное определение понятию «достоверность опыта».

5. Что означает «принцип единственного логического различия»?

6. Приведите собственные примеры применения в лесоводственных исследованиях принципа единственного логического различия.

5. Что означает «принцип целесообразности и оптимальности опыта»?

6. Приведите собственные примеры применения в лесоводственных исследованиях принципа целесообразности и оптимальности опыта.

7. Для чего необходим учет сопутствующих показателей в проведении лесоводственных исследований?

8. Какие основные требования предъявляют к ведению документации в лесоводственных исследованиях?

9. Какие формы журналов первичной регистрации исходных опытных данных Вам известны?

10. Чем характеризуется полевой журнал по месту его заполнения?

11. Чем характеризуется лабораторный журнал по месту его заполнения?

12. В чем состоит разница между полевым журналом и лабораторным журналом?

13. Приведите собственное примеры реализации в лесоводственных исследованиях принципа «типичность опыта».

14. Приведите собственное примеры реализации в лесоводственных исследованиях принципа «пригодность опыта».

15. Приведите собственное примеры реализации в лесоводственных исследованиях принципа «достоверность опыта».

16. Что означает понятие «точность опыта»?

17. По какой величине судят о точности опыта?

18. Какие три основных вида ошибок Вам известны?

19. Что представляют собой систематические ошибки?

20. Что представляют собой грубые ошибки?

21. Что представляют собой случайные ошибки?

22. Как называется показатель, определяющий соответствие результатов опыта наиболее полному и точному ответу на поставленные вопросы?

23. К какой категории относятся ошибки, которые обусловлены неизвестными, непредвиденными факторами и поэтому неизбежны?

24. К какой категории относятся ошибки, которые представляют собой постоянное завышение либо занижение результатов опыта под действием определенных факторов?

 


Тема 6

Тема 7

Тема 8

Литература

1. Гатаулин, А.М. Система прикладных статистико-математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве [Текст] / А.М. Гатаулин. – В 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во МСХА, 1992. – 192 с.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы: Утв.: распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 дек. 2012 г. № 2593 - р: Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев [Доступ – 17.09.2013: http://www.nbchr.ru/PDF/042_oos.pdf] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – No 2. – 230 с.

3. Добрынин, Д.А. К проблеме выявления лесных участков, на которых возможно экономически эффективное интенсивное и экологически устойчивое лесопользование /Д.А. Добрынин, Р.В. Сунгуров // Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития. – Сборник статей под общей редакцией Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF) – М.: WWF России, 2013. – С. 83 – 102.

4. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта (С основами статистической обработки результатов исследований) [Текст] / Б.А. Доспехов. Издание пятое, дополненное и переработанное. – М.: Колос, 1985. – 416 с.

5. Елисеева, И. И. Общая теория статистики: Учебник / под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев — 4-изд., перераб. и доп, — М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.

6. Елисеева, И.И. Эконометрика: учебник / / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева, Ю.В. Нерадовская, Л.М. Галиуллина, Д.В. Беляков, А.В. Кабачек. Под ред. И.И. Елисеевой. − 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. − 576 с.

7. Желдак, В. Теоретические и методические вопросы эколого-лесоводственного обеспечения интенсивного и устойчивого лесопользования. / В. Желдак // Устойчивое лесопользование – 2011. – № 4 (29). – С. 7 – 11.

8. Зайцев, Г.Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике [Текст] / Г.Н. Зайцев. – М.: Наука, 1984. – 424 с.

9. Кожухов, Н.И. Лесной сектор экономики России на этапе адаптации к правилам ВТО [Текст] / Н.И. Кожухов // Лесной вестник. Вестник Московского государственного университета леса – № 5 (88), 2012. – С. 12 – 15.

10. Коптев, В.В. Основы научных исследований и патентоведения [Текст] / В.В. Коптев, В.А. Богомягких, М.Ф. Трифонова. – М.: Колос, 1993. – 144 с.

11. Кривошеин, А.Н. К вопросу об экономической устойчивости интенсивного лесного хозяйства и лесопользования: взгляд на ситуацию в Республике Коми /А.Н. Кривошеин // Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития. – Сборник статей под общей редакцией Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF) - М.: WWF России, 2013. – С. 83 – 102.

12. Куликов, С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки / С.Б. Куликов. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005а. – 200 с.

13. Куликов, С.Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель / С.Б. Куликов. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005б. – 184 с.

14. Лакин, Г.Ф. Биометрия [Текст] / Г.Ф. Лакин. Учебное пособие для биологических специальностей вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1980. – 293 с.

15. Лейтас, А.М. Состояние, опыт применения и перспективы развития математического обеспечения статистических методов анализа экспериментальных данных НПО «Силава» / А.М. Лейтас, А.А. Калниня, М.В. Шмите, П.Э. Негитис // Вычислительные методы решения научных и технических проблем лесного хозяйства. – Рига: Зинатне, 1983. – С. 20 – 32.

16. Мальцев, П.М. Основы научных исследований. Учебное пособие [Текст] / П.М. Мальцев, Н.А. Емельянова. – Киев: Вища школа. Головное издательство, 1982. – 192 с.

17. Меркурьева, Е. К. Биометрия в селекции и генетике сельскохозяйственных животных. Учебное пособие для зоотехнических вузов и факультетов [Текст] / Е.К. Меркурьева. – М.: Колос, 1970. – 424 с.50.

18. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в плодоводстве, овощеводстве и виноградарстве [Текст] / В.Ф. Моисейченко, А.Х Заверюха, М.Ф.Трифонова. – М.: Колос, 1994. – 383 с.

19. Моисейченко В.Ф., Трифонова М.В. Основы научных исследований в агрономии. – М.: Колос, 1996. – 336 с.

20. Никитин, К.Е. Методы и техника обработки лесоводственной информации [Текст] / К.Е. Никитин, А.З. Швиденко. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 272 с.

21. Петров, А. Лесная наука: от имитации – к инновациям. / А. Петров // Устойчивое лесопользование – 2011б. – № 3 (28). – С. 8 – 10.

80. Петров, В.Н. Основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений / В.Н. Петров, В.Е. Тюрин // Лесной вестник. – 2011а. – № 5 (81). – С. 194 – 198.

81. Петров, Ю.И. Методологические вопросы анализа научного знания [Текст] / Ю.И. Петров. – М.: Высшая школа, 1977. – 224 с.

83. Плохинский, Н.А. Биометрия [Текст] / Н.А. Плохинский. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1961. – 364с.

84. Плохинский, Н. А. Наследуемость [Текст] / Н.А. Плохинский. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1964. – 195с.

85. Плохинский, Н.А. Алгоритмы биометрии [Текст] / Н.А. Плохинский. – М.: Изд-во Московского университета, 1967. – 82 с.

89. Снедекор, Дж. У. Статистические методы в применении к исследованиям в сельском хозяйстве и биологи [Текст] / Дж. У. Снедекор. Перевод с англ. – М.: Изд-во с-х. лит., журн. и плакатов, 1961. – 503 с.

Степанов, С.В. Лесная доктрина России в XXI / С.В. Степанов, Е.Б. Большакова // Лесной вестник. Вестник Московского государственного университета леса – 2012. – № 5 (88). – С. 40 – 45.

22. Степин, В.С. Философия науки и техники. Учебное пособие [Текст] / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Гардарика, 1999. – 400 с.

Трифонова, М.Ф. Основы научных исследований [Текст] / М.Ф. Трифонова, П.М. Заика, А.П. Устюжанин. – М.: Колос, 1993. – 239 с.

75. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Е.В. Ушаков. – М.: Кнорус, 2008. – 592 с.

76. Ушаков Е.В. Философия и методология науки [Текст] / Е.В. Ушаков. – М.: Юрайт, 2017. – 392 с.

78. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейерабенд. Пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. – М.: Прогресс, 1986. – 542 c.


 

 

Основы научных исследований

Самостоятельная работа обучающихся

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся

очной и заочной форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

Составители: Бессчетнова Наталья Николаевна

                   Бессчетнов Владимир Петрович

                   Воробьев Роман Алексеевич

                   Орнатский Александр Николаевич

                   Кулькова Анна Владимировна

 

 

Редактор:

 

 

Подписано в печать _______________ 2019 г.

Формат 60×84 1/16. Печать офсетная

Печ. л. 3,2. Тираж          экз. Заказ

 

Нижегородская государственная академия

603107, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 97

Типография Нижегородской ГСХА

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Самостоятельная работа обучающихся

 

Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной

форм обучения

факультета лесного хозяйства

по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело

уровень бакалавриата

 

 

Нижний Новгород - 2019


УДК 630.

 

Основы научных исследований. Самостоятельная работа обучающихся. Учебно-методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения факультета лесного хозяйства – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело. – Нижний Новгород: Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. – 32 с.

 

Составители: профессор Бессчетнова Н.Н., профессор Бессчетнов В.П., доцент Воробьев Р.А, доцент Орнатский А.Н., старший преподаватель А.В. Кулькова

 

 

Настоящие учебно-методические указания служат для организации и методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело. В учебно-методических указаниях представлены вопросы и задания для активизации знаний, полученных обучающимися в процессе освоения программы дисциплины Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве. Они охватывают основные теоретические аспекты, приемы и способы вычисления различных статистических оценок, рабочие алгоритмы их вычисления. Учебно-методические указания адресованы обучающимся бакалаврам очной и заочной форм обучения по данному направлению, будут также интересны всем, кто занимается научными исследованиями в сельскохозяйственной и лесохозяйственной отраслях, плодоводстве и декоративном древоводстве.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрены на заседании кафедры «Лесные культуры» (протокол № 8 от «10» _июля_ 2019 г.).

 

Учебно-методическое пособие одобрены методической комиссией факультета лесного хозяйства (протокол № 4 от «10» _ июля_ 2019г.).

 

Рассмотрено и рекомендовано редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

 

Рецензент: профессор кафедры земледелия и растениеводства, Нижегородской ГСХА, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лебедев В.М.

 

Учебно-методическое пособие зарегистрировано под учетным номером __________________

_ 35.03.01/2019/ МС/Б1.О.21 _ на правах электронного учебно-методического издания.

 

Сотрудник деканата _____________________ А.В. Кулькова _____ 10.07.2019 г.

                                       личная подпись расшифровка подписи   дата

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

 


Оглавление

    Стр.
  Методическая справка 4
  Глоссарий: термины, понятия, и определения 6
  Введение 8
  Тема 1. Уровни и виды научных исследований 10
  Тема 2. Статистические шкалы в научных исследованиях 12
  Тема 3. Методология научных исследований 14
  Тема 4. Общенаучные методы исследований 16
  Тема 5. Требования к организации опыта 19
  Тема 6. Выборочные методы и принципы построения выборок в лесоводственных исследованиях 21
  Тема 7. Статистический анализ в лесоводственных исследовниях 23
  Тема 8. Корреляционный анализ в лесоводственных исследовниях 26
  Литература 29
     
     
     

 

 


Методическая справка

Настоящие учебно-методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бкалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины «Основы научных исследований» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.01 Лесное дело, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26.07.2017 N 706. Пособие служит для методического обеспечения проведения цикла расчетно-вычислительных лабораторных работ дисциплины «Основы научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (уровень квалификации выпускника – бакалавр).

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело» дисциплина «Основы научных исследований» входит в состав дисциплин базовой (основной) части в составе вариативной части дисциплин по выбору студента. Дисциплина предназначена для её освоения обучающимися очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с уровнем квалификации выпускника – бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении школьной программы и при обучении на предыдущих курсах по программе бакалавриата направления подготовки 35.03.01 – Лесное дело.

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» обучающийся должен обладать следующими универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями УК-1; ОПК-4; ОПК-5; ПК-8; ПК-9, благодаря освоению которых достигается:

- приобретение способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1)

- приобретение способности реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности (ОПК-4);

- приобретение способности участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности (ОПК-5);

- приобретение готовности применять современные методы исследования лесных и урбо- экосистем (ПК-8);

- приобретение способности воспринимать научно-техническую информацию, готовностью изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

 

Бюджет рабочего времени на проведение самостоятельной работы:

- самостоятельная работа – 23 часа;

- контроль самостоятельной работы – 2 часа.

 

Помимо электронных конспектов лекций (Дидактический материал: Приложения 1.2. – 8.2. – файлы электронных документов Microsoft Word) для эффективного самостоятельного освоения материала обучающиеся привлекают рекомендованные литературные источники (Плохинский, 1961; 1964; 1967; Снедекор, 1961; Меркурьева, 1970; Степин, 1999; Петров, 1977; Никитин, 1978; Лакин, 1980; Мальцев, 1982; Лейтас, 1983; Зайцев, 1984; Доспехов, 1985; Фейерабенд 1986; Гатаулин, 1992; Коптев, 1993; Трифонова, 1993; Моисейченко, 1994; 1996; Елисеева, 2001; 2007; Куликов, 2005а, б; Ушаков, 2008; 2017).

 

Ключевые слова: информация, количественная информация, качественная информация, первичная информация, производная информация, нормативно-справочная информация; эмпирическое значение, номинальное значение; шкала, номинальная шкала, дихотомическая шкала, порядковая шкала, интервальная шкала, шкала отношений, исследование, метод, метод исследований, всеобщий метод исследований, общенаучные методы исследований, гипотеза, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция, аналогия, конкретизация, инверсия, формализация, моделирование.

 


Глоссарий: термины, понятия и определения

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта или мысленное выделение главного, самых существенных связей, при отвлечении от всех остальных.

Анализ – это мысленное или практическое расчленение предмета исследования на составные части для более детального его изучения.

Аналогия – это метод научного познания, посредством которого получают знания об исследуемых предметах, процессах и явлениях на основании того, что они имеют сходные признаки (черты) с другими предметами, процессами и явлениями, более известными человеку (предметами, сведения о которых доступны исследователю, характеристики которых известны исследователю).

Варианса – это мера дисперсии (изменчивости) признака у изучаемых объектов в их совокупности.

Гипотеза – это научное предположение, предвидение новых явлений, процессов, закономерностей.

Гипотетический метод (гипотеза) – это метод, который включает в себя разработку научной гипотезы на основе изучения физической химической или (и) иной сущности исследуемого явления или предмета с помощью описанных ранее способов познания и затем формирование гипотезы, составление расчетной схемы, алгоритма её изучения; анализ, разработку теоретических положений.

Дедукция – это метод рассуждения от общих положений к конкретным частным выводам.

Дисперсия – это рассеивание значений признака, разброс значений признака.

Индукция – это метод, с помощью которого рассуждения ведутся от частных фактов к обобщенным выводам.

Конкретизация – это метод исследования, с помощью которого от абстрактного переходят к конкретному.

Моделирование – это метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления, или процесса специальным аналогом – аналогичной моделью, содержащей (имеющей) существенные черты оригинала.

Наблюдение – это детальное изучение явлений эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация с целью установления лучших приемов повышения продуктивности лесов.

Обобщение – это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное характеризующее объекты данного класса. Обобщение – и это средство для образования новых научных понятий, формирования законов и теорий.

Синтез – это объединение расчлененных и проанализированных частей в единое целое для более полных выводов и обобщений.

Сравнение – это установление различия (факта наличия различий и степени собственно различий) между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Формализация – это метод изучения объектов при помощи отдельных элементов их форм, отражающих содержание объекта. Это может быть формула, описывающая объект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.165 с.)