Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема обучения техническим элементам↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВОЛЕЙБОЛ БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Учебное пособие СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………... 4 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………............ 5 ИСТОРИЯ ВОЛЕЙБОЛА…………………………………………………. 7 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………............ 13 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………….. 14 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА…………………………………............ 14 БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ Стойки. Перемещения. Падения………………………………………….. 17 Передача мяча сверху двумя руками……………………………………….. 22 Приём мяча снизу двумя руками……………………………………............. 29 Подача мяча верхняя прямая……………………………………………….. 32 Нападающий удар прямой по ходу…………………………………............. 38 Блокирование………………………………………………………………… 41 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Тактика нападения…………………………………………………………… 43 Тактика защиты……………………………………………………………… 45 ПРАВИЛА ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ…………………………………………. 49 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 52 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Базовые элементы волейбола...…………………………. 53 Приложение 2. Схемы групповых взаимодействий……………………... 56 ВВЕДЕНИЕ Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой. Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет право на три касания мяча (и ещё одно возможное дополнительное касание мяча на блоке). Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом руки направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его касания площадки, выхода «за» или ошибки команды. В волейболе команда, выигрывающая розыгрыш, набирает очко (Система Розыгрыш - Очко). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и получает право подавать, и её игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке. В отличие от других видов спорта, в волейбол нельзя начать играть, не освоив предварительно технику выполнения базовых элементов. Основу успешных действий в волейболе составляют стремительные перемещения, частые и высокие прыжки, разнообразные удары по мячу. Технические приёмы выполняются кратковременным контактом рук игрока с мячом. Мгновенная и правильная оценка игровой обстановки, наличие тактического мышления играющих, быстрота зрительно-двигательных реакций, умение контролировать несколько объектов одновременно (летящий мяч, перемещения партнёров и соперников), быстрое переключение от одних действий к другим, интенсивное и устойчивое внимание в течение длительного периода времени делают волейбол достаточно сложным видом спорта.
Формирование навыков игры в волейбол начинается с физической подготовки, состоящей из упражнений на развитие общих (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и специальных способностей (пространственная точность движений, выносливость (прыжковая, скоростно-силовая, игровая), прыгучесть, сила ударных движений). Подводящие упражнения позволяют овладеть структурными элементами технических приёмов игры. На начальных этапах обучение ведётся в облегченных условиях (на низкой сетке, на минимальное расстояние, со статичным мячом и т.д.). По мере формирования необходимых навыков, условия выполнения приёма усложняются (несколько мячей, быстрые переключения с одних действий на другие). В процесс обучения вводятся элементы двусторонней игры и тактической подготовки. Сначала даются основы индивидуальной тактической подготовки, затем - основы взаимодействия игроков между собой (групповые и командные). В процессе обучения занимающиеся должны научиться: • согласовывать свои движения с траекторией и скоростью полёта мяча; • учитывать расположение игроков на площадке (своих и соперников); • предвидеть действия других игроков; • быстро анализировать игровую обстановку; • принимать решение о наиболее целесообразном действии; • эффективно выполнять технические приёмы. ИСТОРИЯ ВОЛЕЙБОЛА Родина волейбола - Соединенные Штаты Америки. Изобретатель игры - Уильям Джордж Морган - инструктор молодёжной Ассоциации христиан (YMCA) в Холиоке (штат Массачусетс). Первое название - «mintonette». Альфред Хелстед предложил другое название «volleyball» - в дословном переводе – «летящий мяч». Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Окончание таблицы 1
В настоящее время ФИВБ – самая многочисленная из международных спортивных организаций (в 2002 в нее входило 218 национальных федераций), а
во всем мире насчитывается свыше 33 миллионов профессиональных волейболистов. Любительским волейболом занимаются (минимум раз в неделю) около миллиарда человек. В 2000 ФИВБ подвела итоги уходящего века. Лучшими волейболистами XX в. были признаны американец Карч Кирай и кубинка Регла Торрес, лучшими национальными сборными – мужская команда Италии (1990–1998) и женская команда Японии (1960–1965), а лучшими тренерами – Ясутака Мацудайра (мужская сборная Японии, 1964–1974) и Еугенио Джордже (женская сборная Кубы, 1990–2000). ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико-тактической и соревновательной подготовкой. Физическая подготовка складывается из общей и специальной, между ними существует тесная связь. Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на физическое развитие человека Задачи общей физической подготовки (ОФП): • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию, формированию осанки; • развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости); Для развития скоростных качеств рекомендуется использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального. Для развития силовых качеств рекомендуется применение отягощений весом 70-90 % от максимального. Упражнение выполняется в анаэробном режиме. Для пропорционального развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств рекомендуется применение отягощений весом 50-70% от максимума. Эффективно комплексное применение средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии. Для развития «взрывной силы» и адаптации организма к скоростно-силовой нагрузке наиболее действенным является последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30% и 90% от максимальных. Для развития силы в условиях быстрых движений (резкости движений) рекомендуется использовать максимальное силовое напряжение за счет перемещения непредельного отягощения с наивысшей скоростью: • совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках и т.д.); • укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата и групп мышц, несущих основную нагрузку в волейболе при выполнении специальных упражнений. Средства ОФП: • общеразвивающие упражнения; • стрейчинг; • другие виды спорта. Специальная физическая подготовка - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности Задачи специальной физической подготовки (СПФ): • развитие физических качеств, специфичных для волейбола (скоростно- силовых, скоростных, силовых, выносливости); • развитие качеств, необходимых для реализации тактических действий (высокая скорость перемещений, быстрота зрительно-двигательных реакций, развитая антиципация, тактическое мышление, умение контролировать несколько объектов одновременно, быстрое переключение от одних действий к другим, интенсивное и устойчивое внимание в течение длительного периода времени); • развитие качеств, необходимых для выполнения технических приёмов (прыгучесть, сила ударных движений); • развитие согласованности движений волейболиста с траекторией полёта мяча. Средства СФП: • подготовительные упражнения; • подводящие упражнения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Теоретическая подготовка необходима для того, чтобы: • изучить значение спортивных игр в решении задач физического воспитания и спортивной подготовки; • изучить методику обучения технике и тактике волейбола; • изучить методику физической подготовки. Процесс формирования знаний должен носить деятельностный характер: вырабатывать у обучаемых умение использовать полученные теоретические знания на практике при освоении технических приёмов и тактических действий, развитии физических качеств, формировании и осуществлении здорового образа жизни. Система знаний имеет важное значение как в общем, так и в профессиональном физкультурно-спортивном образовании.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение основами техники двигательных действий и обеспечение надёжности игровых действий в соревновательной деятельности. Техника игры в волейбол - это наиболее целесообразная для каждого игрового действия форма движений. Технические приёмы волейбола относятся к сложно координационным движениям. Высокая индивидуальная техника волейболиста позволяет игроку экономно расходовать силы и уделять больше внимания решению тактических задач. Техника игры разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещения, прием мяча, блок).
Задачи этапов обучения: I этап: создать у обучающихся представление о правильном выполнении изучаемого движения. II этап: сформировать двигательное умение. III этап: включить элементы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. IV этап: использовать методы коррекции (словесный, наглядный, практический).
КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ Стартовые стойки
Обучение 1. Многократное повторение стойки. 2. Принятие стойки из различных исходных положений: ноги вместе, приседа и т.д. 3. Переход из одной стойки в другую. 4. Принятие стойки после различных перемещений. 5. Закрепление стоек в тренировочных играх и игровых упражнениях.
Таблица 3 Типичные ошибки
Таблица 4 ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Окончание таблицы 4
Обучение 1. Перемещение приставными шагами вправо и влево, с касанием рукой боковой линии. Упражнение выполняется от лицевой до средней линии. 2. Перемещение приставными шагами вперед и назад, с касанием рукой средней и трехметровой линий. Упражнение выполняется от правой боковой линии до левой боковой линии. 3. Перемещение изученным способом в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния, скорости передвижения. 4. Перемещения с остановками и принятием стоек. 5. Перемещения различными способами в различных направлениях по зрительным и слуховым ориентирам или сигналам. 6. Перемещение из различных исходных положений, с ловлей мяча, наброшенного партнером. 7. Закрепление перемещений в играх и игровых приемах: а) челночный бег различными способами; б) эстафеты; в) игра «Салки» (вместо бега – перемещение по заданию).
Таблица 5 Типичные ошибки
Таблица 6 ПАДЕНИЯ
Обучение Отрабатывая падения, необходимо сначала сделать все движения медленно, понять смысл и технику, потом выполнить упражнение в более быстром темпе. Во избежание травм поначалу можно разучивать этот прием с падением на маты. 1. Обучение кувырку вперед на матах. 2. Обучение кувырку назад на матах. 3. Обучение перекату назад на спину. 4. Обучение кувырку назад без матов. 5. В парах. Ловля мяча в низкой стойке с перекатом назад на спину. 6. В парах. Ловля мяча в выпаде с последующим перекатом в сторону на бедро и спину. 7. В парах. То же, но в момент падения толкнуть мяч от себя. 8. В парах. Приём и передача мяча в падении. 9. В парах. Один набрасывает мяч на 1-1,5 метра в сторону, вперед или назад. Партнер перемещается к мячу и выполняет прием в падении. 10. Обучение падению вперед, на грудь, стоя на коленях. 11.Обучение падению вперед, на грудь, стоя на одном колене.
Таблица 7 Типичные ошибки
Техника выполнения
Обучение 1. Разучивание исходного положения (и.п.) для выполнения передачи. 2. В парах. Первый - в и.п. для передачи, второй вкладывает ему в руки волейбольный мяч. Второй давит на мяч, первый оказывает ему сопротивление. 3. Имитация передачи мяча двумя руками сверху. 4. В парах. Броски мяча вперед вверх, удерживая мяч широко разведенными пальцами. 5. В парах. Один набрасывает мяч, второй возвращает его верхней передачей. 6. В парах. Точное набрасывание мяча партнеру и обратная передача. 7. Передача над собой. 8. Передача над собой с поворотом на 3600. 9. Передачи из разных исходных положений. 10.Передача мяча в стену. 11. В парах или тройках. Передача и прием мяча у стены с перемещением в конец колонны. Расстояние от стены 2—3 м. 12. В парах. Передача мяча с изменением траектории полета и расстояния передачи. 13. В парах. Передачи через сетку. 14. В парах. Передача мяча в движении приставными шагами. Передача выполняется на 1 - 1,5 м перед игроком. 15. Поточным методом. Из 2, 3 и 4 номеров тремя игроками выполняется передача соответственно в зоны 1, 6 и 5. Каждый занимающийся поочередно проходя через номера, отбивает мяч сверху двумя руками. 16. Встречная передача в колоннах с переходом в конец своей или встречной колонны. 17. В парах. Один набрасывает мяч на 1-1,5 метра в сторону, вперед или назад. Партнер перемещается к мячу выпадом, двойным шагом и скачком и выполняет прием и передачу. 18. Передача мяча в тройках, четверках, кругу. 19. Игроки выстраиваются в колонну в зоне 5. Один из игроков — в зоне 4, другой — в зоне 3. Передача мяча из зоны 5 в зону 3, из нее в зону 4 и возвращение мяча в зону 5. Переход игроков выполняется вслед за мячом. 20. То же, но передача из зоны 1 в зону 3, затем в зону 2 и опять в зону 1. 21. Передача в различных тактических комбинациях. 22.Тренировочная игра с акцентом на определенную передачу. Техника выполнения
Обучение 1. Передача двумя руками над собой. 2. В парах. Чередование передачи над собой и передачи партнёру.
Техника выполнения
Обучение 1. В тройках (в линию). Игрок 1 выполняет передачу мяча игроку 2, тот пе- редает мяч назад (за голову) игроку 3. 2. В парах. Передача над собой, поворот на 1800 и передача назад за голову, партнёру. 3. В четверках. Игрок 1 передает мяч игроку 3, тот выполняет передачу за голову игроку 4, он передает мяч игроку 2, тот за голову игроку 1. 4. В тройках. Передача мяча из зоны 6 в зону 3, из зоны 3 за голову в зону 2 или в зону 4. Техника выполнения
Обучение 1. В парах. Ловля мяча в высшей точке прыжка. 2. В парах. Передача в прыжке после набрасывания над собой. 3. В парах. Встречная передача в
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.022 с.) |