Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Светская музыка эпохи гуманизма
Высший предмет созерцания — общий. Приблизившееся Царство Небесное, Троическое Царство славы и красоты Первообразной, Христос и его Невеста-Церковь, спасение-обожение человека; нескончаемая, вечная любовь Божия. Установка, смысл, высшая последняя цель деятельности - Умо-зрительное просветление жизненной мотивации: жажда Бога, неотмирной красоты, чистоты, окрыленности души, но как бы с прерванным или не доведенным до конца усилием к реальному ее молитвенному преображению. Источник силы - Призывающая благодать Божия ("много званых"! — Мф. 20:16, 22:14; Лк. 14:24). Содержание деятельности (со стороны человеческой) - Расположение сердца к принятию призывающей благодати. Согласие сердца с красотой Божией, при отсутствии усилий перевести ее в свою жизнь (в момент слушания); — услаждение омузыкаленной мечтой о свете, купание в блаженном восхищении свободы и радости (так называемое "эстетическое наслаждение" — но услаждение слышанием Господь сравнивает с домом на песке). Отношение к молитве - Молитва и молитвенность как желанная усладительно-мечтательная цель жизни, осветляющая все представляемые в музыкальном образе жизненные условия и обстоятельства. Отношение к жизни - Сладостное погружение в прекрасную мечту вначале удаляет светскую музыку из храма, далее рождает мечтательную идею ее автономности и обособленности от жизни, отказа от единства с этическими основаниями жизни, а кончает мрачно-отчаянной идеей тождества искусства и осатаневшей жизни. Очевидный вывод из таблицы: высокое светское искусство не лишено связи со светом. Но оно онтологически неполно и внутренне противоречиво (вирус лжи в истине Божией). И потому его претензии "эстетически" возглавить жизнь — несостоятельны. Может ли реально возвысить жизнь "нас возвышающий обман"? В силу сказанного ему бы (светскому искусству) так и мыслить бы себя по-старому, как проповедь красоты на паперти. К сожалению, вирус расцерковления, вначале неприметный, с каждым веком все более явно усугублял болезнь. А претензии выстроить жизнь по критериям светского искусства, все более запутывавшегося в своей автономности, оборачивались трагедиями. Вспомним, например, об эпидемии самоубийств после "Вертера". Достоевский даже думал в романе "Подросток" показать разлагающее действие поэзии Лермонтова на сознание русских детей. Противоречивость своей деятельности ощущали и сами творцы. Показательно, что Г.Гейне, впрыснувший в культуру идею "религии искусства", все же закончил свою жизнь покаянием и в своем "Завещании" просил Бога и людей простить его за соблазнительные для последних мысли. И многие творцы обособлявшегося от Церкви искусства покаялись перед смертью, не сподобившиеся же сего умирали в соответствии со словом Библии: "Смерть грешников люта" (вспомним, например, мучительнейшую кончину Вольтера или агонию Толстого или кощунно-насмешливое стихотворное послание Богу запутавшегося в демонизме Лермонтова, просившего сделать так, чтобы недолго еще пришлось Его благодарить, — после чего последовала смерть без покаяния от пули прямо в сердце).
Об этой второй стороне истории светского искусства, не забывая и ее отраженного света, мы поведем речь в следующей главе. Примечания: 1. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Философия православного пастырства. (Послесловие) — СПб., 1996, с.487.
=-=-=-=
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.252.81 (0.007 с.) |