Светская музыка эпохи гуманизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светская музыка эпохи гуманизма



Высший предмет созерцания — общий. Приблизившееся Царство Небесное, Троическое Царство славы и красоты Первообразной, Христос и его Невеста-Церковь, спасение-обожение человека; нескончаемая, вечная любовь Божия.

Установка, смысл, высшая последняя цель деятельности - Умо-зрительное просветление жизненной мотивации: жажда Бога, неотмирной красоты, чистоты, окрыленности души, но как бы с прерванным или не доведенным до конца усилием к реальному ее молитвенному преображению.

Источник силы - Призывающая благодать Божия ("много званых"! — Мф. 20:16, 22:14; Лк. 14:24).

Содержание деятельности (со стороны человеческой) - Расположение сердца к принятию призывающей благодати. Согласие сердца с красотой Божией, при отсутствии усилий перевести ее в свою жизнь (в момент слушания); — услаждение омузыкаленной мечтой о свете, купание в блаженном восхищении свободы и радости (так называемое "эстетическое наслаждение" — но услаждение слышанием Господь сравнивает с домом на песке).

Отношение к молитве - Молитва и молитвенность как желанная усладительно-мечтательная цель жизни, осветляющая все представляемые в музыкальном образе жизненные условия и обстоятельства.

Отношение к жизни - Сладостное погружение в прекрасную мечту вначале удаляет светскую музыку из храма, далее рождает мечтательную идею ее автономности и обособленности от жизни, отказа от единства с этическими основаниями жизни, а кончает мрачно-отчаянной идеей тождества искусства и осатаневшей жизни.

Очевидный вывод из таблицы: высокое светское искусство не лишено связи со светом. Но оно онтологически неполно и внутренне противоречиво (вирус лжи в истине Божией). И потому его претензии "эстетически" возглавить жизнь — несостоятельны. Может ли реально возвысить жизнь "нас возвышающий обман"? В силу сказанного ему бы (светскому искусству) так и мыслить бы себя по-старому, как проповедь красоты на паперти. К сожалению, вирус расцерковления, вначале неприметный, с каждым веком все более явно усугублял болезнь. А претензии выстроить жизнь по критериям светского искусства, все более запутывавшегося в своей автономности, оборачивались трагедиями. Вспомним, например, об эпидемии самоубийств после "Вертера". Достоевский даже думал в романе "Подросток" показать разлагающее действие поэзии Лермонтова на сознание русских детей. Противоречивость своей деятельности ощущали и сами творцы. Показательно, что Г.Гейне, впрыснувший в культуру идею "религии искусства", все же закончил свою жизнь покаянием и в своем "Завещании" просил Бога и людей простить его за соблазнительные для последних мысли. И многие творцы обособлявшегося от Церкви искусства покаялись перед смертью, не сподобившиеся же сего умирали в соответствии со словом Библии: "Смерть грешников люта" (вспомним, например, мучительнейшую кончину Вольтера или агонию Толстого или кощунно-насмешливое стихотворное послание Богу запутавшегося в демонизме Лермонтова, просившего сделать так, чтобы недолго еще пришлось Его благодарить, — после чего последовала смерть без покаяния от пули прямо в сердце).

Об этой второй стороне истории светского искусства, не забывая и ее отраженного света, мы поведем речь в следующей главе.

Примечания:

1. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Философия православного пастырства. (Послесловие) — СПб., 1996, с.487.
2. Тертуллиан. Творения, т.2, с. 30.
3. Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержвание духа. Очерки русского самосознания. — СПб., 1996, с. 11.
4. "Моя жизнь во Христе, т.1, с.382.
5. Каллист Ангеликуд. О божественном единении. — В кн.: "Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. — М., Изд-во Православного братства святителя Филарета Митрополита Московского, 1999, с. 68.
6. В кандидатской диссертации И.П.Овсянниковой "Психологические контексты русской духовной музыки конца XIX — начала XX веков" (Новосибирск, 1997) способность духовной музыки соединять в себе противоположные состояния названа дипластией (греч. diplasio? — двойной). Мы все же отдаем предпочтение евангельскому понятию плиромы, как указывающему на божественное происхождение обозначаемого им явления ("И от полноты [plhrwmato?] Его все мы приняли и благодать на благодать" — Ин. 1:16; Церковь апостол Павел характеризует как плирому — как "полноту Наполняющего все во всем" — Еф. 1:23). Всякое частное соединение несоединимого (например, печали и радости) есть не просто сумма (на что указывает термин "диплазия", двойная"), а непостижимое преображение, чудо Божие, тайна. За тем, что на первом плане, нужно видеть и более глубокие слои духовного состояния (за слезами покаянной радости — небесное утешение, сладость, мир, покой, благодарение, хвалу, любовь Божию, даруемую крепость бытия, огненную силу, ревностность…). Вот последняя причина преображенных чувств и состояний человека: "вы имеете полноту в Нем" (Кол. 2:10). Следующие ниже частные проявления плиромности нужно постараться слить в сердце в нечто единое.
7. Преподобный Григорий Синаит. Творения. — М., 1999, с. 58-59.
8. Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. — М.,1993, с.9.
9. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы 1908
10. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. — М., Изд. Зачатьевский монастырь, 1998, с. 88-90, 94.
11. Митрополит Вениамин (Федченков). О Богослужении Православной Церкви. — М., 1999, с.87.
12. Там же.
13. Св. Иоанн Лествичник. — Лествица. Слово 24:4,3.
14. Св. Иоанн Лествичник. — Лествица. Слово 8:13.
15. Избранные места из творений святого Ефрема Сирина. — Санкт-Петербург., 1891, с.55.
16. Снимаются покаянием, самоукорением, смирением, почитанием себя достойным ада. "Когда совершенно откроешь свое сердце Господу, без сжатия, входит Господь внутрь и делает его неспособным грешить… ты не в порядке через это зажимание…Открой свое сердце просто, непринужденно, ненасильно Господу. Не сжимайся", — советовал Старец Порфирий из Греции (1906-1991), имевший великую благодать Божию. Мир Божий светел и прост, и расправляет помятую грехом душу в простор любви; пружинка же зажатости взводится ожесточением самости.
17. Митрополит Вениамин (Федченков). О Богослужении Православной Церкви. — М.,1999, с. 65.
18. Митрополит Вениамин (Федченков). О Богослужении Православной Церкви. — М.,1999, с. 55.
19. Там же, с.67.
20. Митрополит Вениамин (Федченков). О Богослужении Православной Церкви. — М.,1999, с. 29.
21. Там же, с. 32.
22. Там же, с.43.
23. Григорий Палама. Три творения.– Новгород, 1895, с. 13.
24. Рейхардт и. Из "Музыкально-художественного альманаха". В кн.: Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. — М., 1980, с. 104.
25. В.А.Жуковский. О внутренней христианской жизни. — ПСС в 12 т. — СПб., 1902. Т. 10. — С. 131, 132.
26. Там же. — С. 132.
27. В.Цуккерман. Десять "мелодий века" // Сов. музыка. 1985, № 10.
28. Ш. Гуно Воспоминания артиста. — М., 1962, с.53.
29. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика. — Сергиев Посад, 1999, с. 216.
30. В.В.Медушевский. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1973.
31. Настольная книга священнослужителя. Т. 5. — М., 1986, с. 28.
32. Проникает она и на уровень сонатно-симфонического цикла. В минорных симфониях первая страстная часть обычно ищет упокоения в тематизме побочной партии, и удостоверяется в недостижимости мира на пути внешнего действия. Медленная часть цикла погружает в искание Божией красоты и любви. Финал должен бы явить радость соборного единения людей, однако эта задача столь высока, что, по словам Чайковского, составляет проблему и великую трудность даже для гениального композитора. (Эту трудность мы рассмотрим в главе о жанрах).

=-=-=-=



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.252.81 (0.007 с.)