Среди техник в супервизии выделяют следующие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среди техник в супервизии выделяют следующие.



Техники исследования:

- Интервью.

- Социометрический анализ (выходит за границы супервизии).

- Ролевой анализ.

Техники воздействия:

а) техники, центрированные на процессе

- Максимизация (преувеличение, усиление, возвышение).

- Конкретизация («сердце ушло в пятки» – выражение символического смысла слова или выражения).

- Вариации темпа (играть быстрее или медленнее, чтобы чувства стали отчетливее).

- Стоп-кадр (прерывание процесса с целью осознавания).

б) техники, центрированные на личности

- Монолог (супервизируемый рассказывает о своих мыслях, например, о пустоте в голове, или говорит от имени двойника).

- Обмен ролями (протагонист меняется ролью с партнером и продолжает играть как будь-то это он).

- Смена ролей

- Зеркало (протагонист заменяется другим участником и со стороны наблюдает затем, что происходит на сцене).

- Циркулярные вопросы (вопросы о предполагаемых последствиях различных вариантов решений; могут задаваться гипотетические вопросы, вопросы о приоритетности и о временной последовательности).

- «Смена знака» (супервизируемый записывает на листе 3-10 коротких предложений и в короткое время переформулирует их так, чтобы они получили позитивный смысл)

3. Техники интеграции:

- Обратная связь (Участники психодраматического действия рассказывают протагонисту о своих чувствах и мыслях в процессе исполнения назначенной роли).

- Шеринг: участники, имевшие подобный опыт, разделяют с протагонистом его чувства.

- Образное резюме: предлагается супервизируемым по окончании работы в форме статуи, виньетки, нового жеста, символического подарка.

- Анализ процесса: в завершении работы супервизор и супервизируемые рассказывают о своем видении процесса работы, анализируют и сопоставляют разные точки зрения.

Как разновидность методов и техники, в супервизии могут применяться сценотесты и использоваться различные выразительные средства.

а) Применение сценотеста

Немецкие супервизоры разработали эту проективную методику для диагностики нарушений процесса интеракции ребенка со значимыми другими и их динамики. Испытуемый получает задание построить при помощи кукол, фигурок животных или других игрушек сцену и, по возможности, прокомментировать ее. Интерпретация осуществляется с позиций глубинной психологии. В настоящее время этот тест широко применяется в супервизии. Производственная ситуация изображается при помощи сцено-материалов, лучше если участники будут сидеть на полу. Работа организуется в несколько этапов:

1. Построение

2. Вербальное описание

3. Проговаривание от имени кукол наиболее важных моментов

4. Описание построенной сцены в определенном ракурсе

5. Описание построенной сцены с точки зрения наблюдателей.

Тест эффективен при работе с регрессивными тенденциями в случаях, когда тематика сложна, задействовано много людей и их взаимодействие остается диффузным.

Возможны варианты: участники находят себе кукол, составляется композиция и каждый говорит от имени выбранной куклы (при необходимости используется пустой стул).

Можно ввести в композицию начальника, воспроизвести имевшиеся в действительности сцены или высказывания.

Супервизор оказывает супервизируемому помощь при объяснении или предлагает пофантазировать о том, что могло бы произойти. Можно говорить о том, что мешает (например, о злоупотреблениях), но лучше изображать обычную ситуацию, так как неосознаваемая критика проявится все равно.

б) Использование выразительных средств

Работа по реконструированию в супервизии  организуется  при помощи знаков, носителей информации. Принято различать:

- личные средства (внешний вид супервизора, его осанка, голос, фантазия и т.д.)

- средства-действия (ролевая игра, движение и т.д.)

- материальные средства (карандаши, мелки, доски, дощечки, бумага, глина, кубики, кнопки, куклы, фигуры животных, помещение, мебель и т.д.)

Не каждое средство может быть использовано в конкретной супервизионной ситуации. Каждое средство должно служить достижению цели супервизии. Некоторые средства (глина, кукольный театр, обычные куклы, игрушечные животные) при меняются для поддержания регрессивных процессов. Эти средства хороши, когда требуется прояснить смысл нестандартных толкований.

В супервизии рекомендуется использовать следующие средства:

Фантазирование

Позволяет пережить прошедшие или неосознанные ситуации, дает возможность представить будущее, а также переработать негативные переживания, рассмотреть их со стороны, переформулировать или связать с другими чувствами (применяются техники НЛП – визуализация или работа с внутренними образами).

Куклы, игрушечные животные

Способствуют фантазии. Важно отслеживать, с какой игрушкой идентифицирует себя супервизируемый. С помощью кукол могут быть  выражены  чувства,  ощущения, эмоции. Можно разыгрывать сцены, провести сценотест.

Маски

С маской можно смело попробовать новую роль или наоборот скрыть то, что не хочется показывать. Маска акцентирует определенную роль. Это Как бы–личность, ее отдельная сторона. Супервизор отслеживает, что подчеркивает маска, связано ли ее значение с профессиональными требованиями, если да, то как.

Рисование

Через рисунок (например на фантазийную тему) может быть получена информация, которую нельзя получить другими средствами. Чувства и внутреннее состояние находят свое выражение в выборе цвета, формы и т.д. Супервизируемый может рассматривать свое произведение, добавлять новые детали, делать выводы и принимать решения.

Глина

Хорошее средство для работы с регрессивными процессами. Мысли и чувства получают пластическое выражение. Нечто материализуется и может быть рассмотрено с разных сторон. Лепка позволяет также пережить вытеснявшиеся ранее чувства и эмоции.

Сказки

Служат для метафорического, образного представления ситуации.

Метафоры

Супервизор просит группу найти метафоры или образы для описанной ситуации, семьи, определенного поведения и использует их при дальнейшей работе.

Кубики

Помогают представить структуру пластически: организации с отделами и подразделениями, отношения сотрудников между собой.

Монеты/пуговицы

Также служат для пластического отображения структур, существующих в них отношений (чувства, близость/дистанция), степени значимости отдельных элементов.

Пространство

Для пространственного изображения структуры. Обращают внимание на элементы, занимающие центральную часть, протяженность, отношения «над-под», «далеко-близко».

Звуки и ритмы

Независимо от нашего желания мы воспринимаем  шумы, звуки и ритмы. Музыка вызывает у нас эмоции, фантазии, пробуждает движения.

Шахматная доска

Помогает пластически изобразить  организации, структуры, отношения (чувства, близость/дистанция), степень значимости отдельных элементов.

Семейная доска

Помогает пластически изобразить структуру семьи, отношения (чувства, близость/дистанция), степень значимости отдельных элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.007 с.)