Юридические основы супервизорской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические основы супервизорской работы



Все формы супервизорских отношений должны начинаться с четкого контракта, являющегося совместным произведением обеих сторон и отражающего ожидания связанных с ним организаций, профессиональные интересы. Пейдж и Уоскет (Page and Wоsket, 1994, с.44) предлагают следующие опорные точки для формирования контракта: основные правила и границы:

1. ответственность;

2. ожидания;

3. отношения.

Кэрролл выделяет четыре принципиальные области, которые необходимо исследовать:

1. формальные моменты;

2. рабочий альянс;

3. присутствие на супервизии;

4. оценка.

Супервизор, как правило, получает  приглашение вследствие каких-то особенных событий  (конфликтной  ситуации,  распадения  структуры, создания  нового проекта). Устанавливается контакт и проводится первичное собеседование. Супервизируемые имеют определенные ожидания. В ходе первичного собеседования устанавливается, соответствуют ли личность супервизора, его квалификация и стиль работы ожиданиям супервизируемых. Проясняются следующие моменты:

· Как был установлен контакт, кто рекомендовал супервизора?

· Какова основная задача супервизии?

· Каковы условия супервизии?

Устанавливается договоренность об условиях супервизии.

Контракт – это соглашение об условиях, которое часто бывает трехсторонним (супервизор – начальник/финансист – коллектив/супервизируемый).

Контракт предусматривает:

· договоренность о сроках, времени, месте и продолжительности супервизии;

· договоренность о гонораре и процедуре оплаты;

· договоренность о круге участников (особо оговариваются случаи неучастия и их причины);

· договоренность о возможности передачи информации (какой, как, кому);

· договоренность о конфиденциальности;

· договоренность о цели и содержании супервизии;

· договоренность об особых методах и пр.

В работе с престарелыми, в детских домах, при социально-педагогической помощи семьям и детям, супервизоры часто сталкиваются со случаями телесных истязаний, актами насилия или невыполнением обязанностей по уходу (со стороны помощников!). Как вести себя в таких случаях? В настоящее время отсутствует специальный закон о правах и обязанностях супервизоров. Это значит, что юридически не определены профессиональный статус и сфера профессиональной деятельности супервизора. Такой закон должен предусматривать:

- право отказа от дачи свидетельских показаний (в уголовном и гражданском процессах и прочих судопроизводствах);

- право недонесения;

- обязанность неразглашения тайны;

- заключение супервизионного контракта (условия; возмещение ущерба, возникшего вследствие намеренных неправильных действий супервизора)

Поскольку собственного закона о деятельности супервизоров нет, при определении прав и обязанностей супервизоров следует руководствоваться правовыми установлениями близких профессий (Например по Закону о психотерапии 1990 года психотерапевт имеет право недонесения, право отказа от свидетельских показаний и обязанность неразглашения тайны). Следует прояснить правовые установления относительно этих вопросов в Украине.

С профессиональной точки зрения:

· Супервизор должен иметь специальные знания о различных сферах труда, таких как образование, социальное обеспечение.

· Супервизор должен уметь проводить эффективный анализ организационных структур и стоящих перед организациями задач.

· Супервизор должен уметь проводить рефлексию профессиональной деятельности с сотрудниками, руководителями и другими членами организации.

· Супервизор должен иметь значительный опыт работы над собой, что является предпосылкой оптимального использования собственной личности в процессе консультирования.

В ходе супервизионной работы целесообразно учитывать следующие рекомендации:

· Обращать внимание на язык тела, учитывать невербальные сигналы (например, кровь ударила в голову, комок в горле, отсутствие контакта глазами, неуверенная походка)

· Придавать значение своим ощущениям (Какая ассоциация возникает у супервизора при встрече? Какие запахи, звуки наиболее ярко запечатлеваются в сознании?)

· Отвечать себе на вопросы типа: Что сообщается? Как сообщается? Что подчеркивается? Что опускается? Какие у меня гипотезы? Как я могу наиболее продуктивно использовать свой внутренний процесс восприятия?

Следует избегать каузальных вопросов типа: Почему? Зачем?

Коммуникационный процесс

· Существуют различные уровни коммуникации, которые нужно принимать во внимание.

· Следует работать над тем, что наиболее актуально для участников супервизии в данный момент (в зависимости от этого супервизор  меняет свои планы).

· Поощрять самостоятельность участников, постепенно отходить на второй план.

· Говорить на языке клиента (учитывать его интеллектуальный и коммуникативный уровень).

· Разделять личность, поведение и профессиональную роль (отклонять можно способы поведения, но не личность).

· Обратную связь можно давать только по поводу поведения в конкретной ситуации.

· В первую очередь работать с тем, что мешает работать.

· Обсуждать только реализуемые цели.

· Супервизируемые имеют право задавать любые вопросы и имеют право отказываться отвечать.

Пример. Одним из многочисленных вариантов этапов проведения супервизии является вариант, разработанный психотерапевтом Г. Сарвари.

1. Участники, сидящие в круге, предлагают свои заявки (проблемы), идёт отбор и выбирается какая-то одна проблема.

2. Носитель проблемы подробно о ней рассказывает.

3. Каждый участник задаёт носителю проблемы по одному вопросу на выяснение каких-либо  подробностей, которые тот записывает на листок бумаги; после всех он так же задаёт себе вопрос, который тоже записывает.

4. Носитель проблемы отвечает на вопросы по мере их задавания.

5. Участники думают над гипотезами (при желании могут их нарисовать на листе ватмана).

6. Высказывание своих гипотез участниками группы.

7. Носитель проблемы говорит о своём отношении к высказанным гипотезам.

8. Все участники, по кругу, говорят о своём личном отношении к заявленной проблеме, о том, как она связана с их жизнью.

9. Последнее слово носителя проблемы – его обратная связь с участниками группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.009 с.)