Этапы и фазы супервизионной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и фазы супервизионной работы



а) Этапы супервизионной работы

1. Эмоциональный разогрев;

2. Выбор рабочей темы;

3. Описание предложенного случая;

4. Обработка случая;

5. Завершение.

б) Фазы супервизионного процесса

Согласно интегративной модели, супервизия проходит четыре фазы:

1. Инициальная фаза

Создается почва для общения на содержательном и межличностном уровне. Участники предлагают свои темы для обсуждения. Выбирается тема, получившая наибольший эмоциональный отклик. Убедившись в правильности выбора темы, супервизор предлагает определенную форму работы.

Активная фаза

Супервизор разными методами углубляет дорациональный процесс исследования. Он способствует возникновению регрессивных процессов у супервизируемых, чтобы облегчить доступ к неосознаваемым мотивам и побуждениям. Последующее затем сценическое воспроизведение проблемы должно привести к озарению, инсайту («сейчас я понимаю, в чем суть проблемы»)

Интегративная фаза

Полученный на предыдущей фазе опыт должен быть структурирован. За эмоциями следует рациональное объяснение. Найденное при инсайте решение должно быть проверено как на уровне внутренней, психической реальности, так и на уровне внешней реальности (в практике). Эта проверка должна помочь супервизируемому интегрировать найденное решение в арсенал поведенческих стереотипов. Возможен и обратный процесс – отделение, отторжение устаревшего, неэффективного стереотипа поведения. В ходе этих процессов важно оказывать эмоциональную поддержку.

Фаза новой ориентации

Супервизор поддерживает супервизируемого  при проверке эффективности нового поведенческого стереотипа в реальной жизни. Речь идет о том, проявляется ли его внутреннее решение в соответствующих способах поведения, подходят ли они для решения его практических задач. Проверить это можно с помощью новой сценической реконструкции.

 

МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В СУПЕРВИЗИОННОЙ РАБОТЕ

В супервизии различают: компактные и развернутые методы.

а) Компактные методы

1. Виньетка: Для прояснения проблемной ситуации протагонист один или с помощью других участников проигрывает одну короткую сценку. Это целесообразно, когда, к примеру, в его рассказе не хватает ясности.

2. Пустой стул: Супервизируемому предлагается посадить на пустой стул какое-либо значимое (воображаемое) лицо и представить себе, что оно скажет. В последующем разговоре супервизор пытается выявить возникшие в ходе конфронтации с воображаемым лицом мысли и чувства. Как вспомогательные средства могут использоваться приемы "обмен ролями" и "двойник".

3. Статуя: Супервизируемый представляет имеющуюся в сознании картину в форме скульптуры. Важно постараться передать жесты, мимику, близость, дистанцию, соотношения.

4. Скульптура: Похоже на 3, по ходу можно вносить изменения, возможен также обмен ролями.

Одного из участников просят представить существующую систему отношений в качестве скульптуры. Таким образом, можно быстро  проникнуть  в суть  комплексной проблемы супервизируемого. Участники выражают чувства, близость, дистанцию, телесные зажимы, контакт глазами. Можно внести некоторые изменения и посмотреть, что изменилось.

5. Социальный атом: Супервизируемый собирает вокруг себя других участников: притягивает одних и отталкивает других. Возникает сетка, социальный атом. Здесь, как и в предыдущих упражнениях, важно обращать внимание на степень близости, жесты, положение вверху-внизу, разветвления. Можно использовать кукол, фигуры, деревянные кубики и т.п. Далее следует провести анализ выстроенной сетки: где имеет место притяжение/отталкивание, количество напряженных и ненапряженных отношений, ключевые персоны и т.д. Например, в отношениях между сотрудниками могут быть вскрыты противоречия между системой производственных и личных отношений.

6. Живая социограмма: Это группоцентрированный прием, который позволяет увидеть скрытые, замаскированные отношения, существующие между участниками группы. По органограмме выстраивается социограмма: позитивные и негативные лидеры, пары, треугольники, цепи, звезды, изолированные, отверженные.

7. Спектрограмма: Супервизор обозначает два полюса, например: «я работаю по плану – я работаю спонтанно» или «мне нравится участвовать в супервизии – мне не нравится участвовать в супервизии». Супервизируемые должны найти свое место на прямой линии между этими полюсами.

8. Социометрическая карта: Супервизируемые должны передать при помощи символического размещения в пространстве близость/отдаленность различных профессий, образований, рабочих мест, аспектов определенной темы (можно вставать самим, обозначать символами и т.д.). Каждое новое позиционирование может менять все другие позиционирования. Следует отмечать увеличение числа позиций, процессы сегментирования и изолирования, связи и т.д.

9. Ролевой атом: Супервизируемые представляют различные ролевые отношения.

Каждый составляет список ролей, которые он хотел/не хотел бы играть. Роли могут быть представлены в форме скульптур, можно использовать кукол, фигуры, символы.

10. Коллективная рефлексия: Коллектив разбивается на две подгруппы: рабочую и наблюдательную. Первая подгруппа обсуждает ситуацию, а вторая наблюдает и сообщает о своих наблюдениях, развивает решения, высказывает альтернативные мнения.

11. Взгляд через четверо очков: образуется четыре подгруппы:

- группа дураков: пытается представить проблему в смешном свете, провоцирует, дерзко высказывает правду-матку

- группа мудрецов: пытается в форме сказки передать суть проблемы, учитывая все противоречия и имеющиеся возможности решений

- группа справедливых: следит за тем, чтобы в расчет принимались мнения всех участников, предостерегает от злоупотребления властью, поддерживает самую слабую партию, прежде всего задает вопросы.

- группа помощников: поддерживает супервизируемых, где это нужно, обращает внимание на ресурсы, доброжелательно указывает супервизируемым на высказанные в ходе дискуссии возможные решения.

После описания случая группы удаляются на совещание, затем представляют свои сообщения, которые ни в коем случае не должны стать поводом для дискуссии. Упражнение очень эффективно, оно позволяет найти баланс между творческими, конфронтирующими и поддерживающими элементами.

12. Карты: сложная ситуация графически изображается на доске или большом листе бумаги. Супервизор, а лучше супервизируемый, пытается при помощи этой карты разъяснить положение дел. Родственные или коммуникативные отношения участников представляются в форме генограмм или социограмм. Карта многое скажет и о том, кто ее будет представлять.

б)Развернутые методы

1. психодраматическое инсценирование;

2. ролевая игра;

3. экспромты;

4. социодрама;

5. «волшебный магазин».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.007 с.)