Основные этапы эволюции афинской демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы эволюции афинской демократии



Древнейший период

 

Первым этапом развития афинской демократии стали преобразования Солона. Согласно преданиям, Солон стал известен благодаря своим произведениям, в которых он обвинял знатных в корыстолюбии. Как отмечает Аристотель, стихотворение Солона сподвигло народ избрать его, так как Солон, встав между враждующими партиями, призывал их прекратить распри, прийти к взаимным уступкам и справедливости. «Ввиду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства…»[18].

 Так, в 594 году до н. э. Солон был избран архонтом. Оказавшись у власти, Солон, в первую очередь, провел реформу, именуемую сисахфией. Главной целью этой реформы являлось обеспечение народа свободой и личными правами: демос освобождался от рабства, при этом было запрещено подкреплять ссуды личной кабалой, а также отменялись частные и государственные долги. Кроме того, в Афины были возвращены проданные в рабство и беженцы[19]. Проведя сисахфию, Солон обеспечил себе фундамент для дальнейших преобразований и не допустил возникновения революционной ситуации.

Следующим шагом стало преобразование Солоном государственного устройства. Отныне афинские граждане делились на 4 имущественных класса: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Классы определялись по наименьшему доходу: минимальный доход у пентакосимедимнов составлял пятьсот медимнов хлеба, а у фетов – меньше двухсот. Каждый класс имел свои права и обязанности. Высшим классом были пентакосиомедимны, которые имели право занимать высшие государственные должности[20]. Этому праву сопутствовали обязанности перед государством, литургии, как, например, снаряжение кораблей. Всадники также могли быть архонтами и несли те же обязанности, что и первый класс. Зевгиты, к которым была отнесена большая часть населения, получили доступ в учрежденный Солоном Совет 400[21]. Четвертый класс, феты, не мог занимать важные государственные должности. Все 4 класса были военнообязанными. Несмотря на то, что феты не могли занимать важные государственные должности, они имели даже более, по мнению автора, значимое для демократии право – право участия в народном собрании и народном суде. В то же время уровень дохода определял высокое положение в политике. В этом заключается основной результат сисахфии и классовой реформы Солона, нанесших удар по родовой аристократии[22].

При Солоне вводится избрание девяти архонтов путем жеребьевки. Аттика разделилась на 4 административные образования, филы, которые сначала избирали по 10 кандидатов. Далее из 40 кандидатов избирались по жребию 9 архонтов. Однако избрание по жребию нельзя было считать демократической мерой[23]. 9 архонтов нельзя было выбрать поровну из 4 фил, что ограничивало представительство некоторых районов. Жребий гарантировал реализацию политических прав и равенства, а также способствовал обезличению политики[24].

Помимо этого, Солон положил начало новому демократическому учреждению – народному суду «гелиэе». Гелиэя – это собрание, где все присутствующие являлись, присяжными заседателями. В этот суд направлялись апелляции, оспаривавшие решения других судебных органов. Учреждение такого способствовало укреплению роли демоса в государстве.

Благодаря реформам Солона возросло значение народного собрания, в котором теперь принимал участие освобожденный народ. По этой причине Солон учреждает еще Совет 400 (булэ), который был призван вносить в народное собрание вопросы на рассмотрение и заниматься делами финансовыми и административными. Однако с ростом демократических институтов не теряют свое положение аристократические органы. Ареопаг осуществлял надзор за государственным порядком, привлекал к ответственности виновных в нарушении порядка[25]. Коллегия 9 архонтов теперь избиралась народом, который имел право привлекать к ответственности своих выборных архонтов и требовать от них отчета. «И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином государства», – в чем следует согласиться с Аристотелем[26]. Таким стало государственное устройство при Солоне, который стремился обеспечить доступ к управлению демосу, при этом сохранив в определенной степени власть аристократии.

Помимо реформирования системы органов власти Солон занимался законодательной деятельностью, которая должна была обеспечить демократические преобразования. Во-первых, жесточайшие законы Драконта отменялись, кроме закона об убийствах. Во-вторых, каждому предоставлялось право заступаться в суде за потерпевших обиду, то есть в случае какой-либо несправедливости, причиненной другому лицу. Этой мерой Солон стремился помочь народным массам защитить себя, скорее всего, от произвола аристократии. В завершение своего дела Солон провел амнистию тех, кто был лишен политических и гражданских прав до его архонства[27].

Исходя из того, что Солон имел цель смягчить политический кризис, можно выделить три наиболее значимых для демократии элемента солоновских преобразований: сисахфия, как самое важное, а также право защиты обиженных в суде и возможность подачи апелляции в суд присяжных. Как бы то ни было, Афины еще не были в полной мере готовы к демократии, но Солон смог заложить для нее основы, так как обеспечил демосу самую необходимую власть. И все же система, созданная Солоном, оказалась неусточивой. Неудовлетворенность реформами с обеих групп привела к новому политическому кризису, который был смягчен тиранией.

Тирания Писистрата считается, тем не менее, важным моментом в истории демократии. По словам Аристотеля, Писистрат не угнетал демос, а обеспечил ему мирное время[28]. Партийная борьба на время стихла, так как в том числе и знатные должны были подчиниться власти тирана и общим для всех законам. Тирания Писистрата способствовала социальному и политическому равенству между демосом и аристократией, благодаря чему демос окреп.

После падения тирании вновь возродилась борьба между двумя партиями: аристократией и демосом. Во главе демоса встал Клисфен Алкмеонид, бывший некогда одним из виновников изгнания тиранов. Одержав победу над аристократией, народ сделал Клисфена своим вождем[29]. Здесь проявляется его важное отличие от Солона. Солон был посредником между двумя партиями, а Клисфен – непосредственным лидером демоса, чьи дальнейшие действия отражали интересы именно народа, а не старались сохранить порядок посредством нахождения компромисса между демосом и аристократией. Основным мероприятием, которое провел Клисфен, было разделение территории Аттики на десять новых фил примерно в 508 году до н.э.[30].

До тех пор, пока в Афинах на дела государства могли влиять знатные роды, демократия не могла реализоваться в полной мере. Поэтому Клисфен отнимает у 4 прежних фил их значение и вводит 10 новых. По словам Аристотеля, это было сделано для того, чтобы смешать население и дать ему, тем самым, большую возможность участвовать в государственных делах. Граждане разделились по месту своего жительства, а не по происхождению. Филы делились на триттии, делившиеся на демы. Афины были распределены между несколькими филами, чтобы ни одна фила не превосходила другие. Таким образом, новое административно-территориальное деление Аттики способствовало ослаблению знати и уравниванию населения.

Для развития демократии был сделан важный шаг, так как демам давалась особая организация и самоуправление. В самоуправлении Клисфен видел основу для демократии и политической свободы[31]. Демы имели свое общинное управление, должностных лиц, финансы. Местное собрание, как и полагается, решало местные вопросы, распоряжалось финансами и прочее. Кроме того, местные собрания демов имели право проводить выборы на некоторые государственные должности. Но основной функцией демов можно считать внесение в общую книгу, список, молодых людей, достигших восемнадцатилетнего возраста, которые становились полноправными гражданами[32]. Кроме того, Клисфен также принял в число граждан метеков, свободных иностранцев, проживающих в Аттике, и рабов-вольноотпущенников. Все они довольно редко допускались к решению общих вопросов при аристократии, так как право на участие в собраниях имели лишь те, кто с рождения жил в Аттике. Приняв их в число граждан, Клисфен значительно расширил количество сторонников демократии[33].

Последующие преобразования проводились в системе государственных органов. Сначала булэ, он же Совет 400, был преобразован в Совет 500, состоявший из 50 членов от каждой из десяти фил. Совет 500 с этого времени представлял интересы из фил и олицетворял сам народ, занимая важное место в государстве. Народное собрание было увеличено в составе, стало созываться намного чаще и, соответственно, обрело еще более значимую роль[34]. По причине этих преобразований и усиления демократических сил влияние аристократии, архонтов пришло к упадку.

Следующим нововведением Клисфена стало учреждение должности стратегов. Стратеги, или полководцы, избирались в количестве 10 человек от 10 фил соответственно. Должность стала достаточно важной и влиятельной, а впоследствии основные военные вопросы и командование войском перешли под их компетенцию[35]. Очевидно, что появление коллегии стратегов привело к очередному ограничению военной власти архонтов, так как теперь за военные вопросы отвечали народные избранники.

Далее Клисфеном был введен важный демократический институт, который нигде, кроме Афин, больше не встречался. Назывался он остракизм, что в переводе с греческого означает «суд черепков». Суть этого «суда» заключалась в следующем: на особом народном собрании каждый присутствующий афинянин писал на черепке имя того, кого он считал опасным для афинского государства. Если имя одного было начертано на большинстве черепков, то он был вынужден отправиться в изгнание из Афин[36]. Институт остракизма нужен был для того, чтобы не допустить слишком большого сосредоточения власти и влияния в государстве в руках одного лица. Однако остракизм не проводился на постоянной основе, изгоняя неугодных одного за другим. Изгнанный человек, стоит заметить, не лишался гражданских прав, его имущество не конфисковалось, и, более того, через десять лет изгнанный мог возвратиться в Афины и восстановить свое прежнее положение. Тем самым, остракизм стал важным средством политической борьбы и сдерживания неравенства.

Итак, в первую очередь, в VI веке до н. э. демос был обеспечен свободой, которая способствовала укреплению его роли в обществе. Солон создал довольно неустойчивый фундамент для власти народа, так как потребности обеих сторон не были до конца удовлетворены. Перед Солоном стояла задача лишь достичь спокойствия в стране. Клисфен же четко занимал позицию лидера народа, поэтому его преобразования, разделение общества на новые классы, создание местных органов власти и сдерживание неравенства через остракизм, создали политическую основу народовластия. Солон и Клисфен значительно ограничили власть знати и заложили фундамент для развития демократии.

 

Классический период

V век до н.э. считается золотым временем афинской демократии. Оно стало таким благодаря двум реформаторам: Эфиальту и Периклу. Несмотря на то, что еще при Клисфене роль аристократии значительно упала, она все еще могла отстаивать свои интересы. Продолжая дело своих предшественников, Эфиальт, а затем и Перикл направили свои силы на укрепление и совершенствование демократии, в то же время ослабляя влияние знати. Поворотный пункт в развитии афинской демократии связан с деятельностью Эфиальта.

Основным преобразованием Эфиальта стала реформа ареопага. Ареопаг имел право вето на постановления народного собрания, что ограничивало народ в своем волеизъявлении. Ареопаг был противоположен всем остальным существующим демократическим институтам. Поэтому в 462 (461) году до н. э. Эфиальт убедил народное собрание лишить ареопаг большинства его полномочий. Ареопаг лишился основных прав, благодаря которым он значился охранителем государственного порядка[37]. Ареопаг утратил право следить за должностными лицами, влиять на законодательство и право вето на решения народного собрания. Эти права были переданы демократическим учреждениям. Тем не менее, ареопаг не был упразднен окончательно: ареопагу предоставили судебные функции по уголовным делам[38]. То есть ареопаг, хоть и был значительно ограничен в своих правах как государственный орган, по-прежнему действовал как судебный орган.

Реформа Эфиальта имела огромное значение для развития народовластия. Политическая роль аристократического ареопага была ликвидирована. По мнению автора, данная реформа стала закономерным завершением затяжной борьбы между аристократией и народом, проходившей почти два века. Ею было утверждено окончательное господство демократии, которая достигла пика своего развития при Перикле.

Правление Перикла можно назвать периодом процветания не только демократии, но и Афин в целом. Перикл был уважаем и известен за свою неподкупность, благородство и, по словам современников, истинное ораторское чутье[39]. При его политике, направленной на всестороннее развитие государства, Афины достигли наивысшего могущества, но, прежде всего, важен его вклад в развитие демократии.

Важнейшей мерой, предпринятой Периклом, являлось введение жалования за государственную службу. Денежное вознаграждение полагалось должностным лицам, войску и флоту, присяжным заседателям и судьям, членам Совета 500, за исключением стратегов и начальников конницы. Без должного вознаграждения невозможно было обеспечить функционирование судов, ведь несмотря на то, что участие, хоть и безвозмездное, в гелиэе было почетным делом, едва ли нашлись бы те, кто был бы готов пожертвовать временем на ведение своего хозяйства ради исполнения судейских обязанностей. Плата членам Совета обуславливалась тем, что они решали большой объем важных вопросов общегосударственного характера. Самым важным результатом этой меры стал регулярный доступ к управлению государством афинянам[40].

Другой политической реформой было совершенствование формирования государственных органов. На государственные посты избирались по жребию граждане из общего списка граждан, что давало возможность каждому афинскому свободному гражданину нести службу в государственных учреждениях непосредственно. Сам Перикл подчеркивал особое значение того, к чему привели преобразования: «Одним и тем же лицам можно у нас и заботиться о своих домашних делах, и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных»[41].

Перикл установил, кто может быть афинским гражданином. Гражданин – это тот, кто является законнорожденным человеком от афинянина и афинянки[42]. Не допускался брак между афинянами и чужестранцами. Это дает нам понять, что афинская демократия не являлась всеобщей. Таким образом, демократия в Афинах получила четкое ограничение, кем она могла быть реализуема.

Продолжая начатое Эфиальтом дело, Перикл существенно расширил власть демоса. При нем окончательно утвердился тот порядок, который развивался на протяжении почти двух веков. Он дал демократии конечную организацию, упорядочив и определив ее границы. Властвуя не только в интересах одной демократической партии, но и учитывая интересы знати, Периклу удалось создать общество, свободное и равное, в котором господствовал порядок и закон. Время правления «первого гражданина», как Перикла назвал Фукидид, по праву зовется золотым веком Афин[43].

За V век до н.э. демократия дошла до пика своей эволюции. Эфиальт, ограничив власть ареопага, установил окончательную власть демократических учреждений, господство которых было четко сформировано и организовано при Перикле. Перикл обеспечил функционирование демократии, введя вознаграждение за службу в органах власти и управления, определив, кто имеет право участия, усовершенствовав демократические институты и поддерживая демос. В V до н.э. сформировалась подлинная афинская демократия, для полного понимания сущности которой следует обратить особое внимание на ее политические и правовые особенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.013 с.)