Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук.



По развитию речи.

1. «Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

  Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

 

Содержание.  «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по­смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога­даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. «Разноцветный мешочек»

Цель: ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Содержание. Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп­ражняться в образовании форм именительного падежа множест­венного числа существительных.

 

3. «Такой листок – лети ко мне!»

Цель. Упражнять в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

 

Содержание. Воспитатель вместе с детьми на прогулке собирает листья деревьев (по количеству детей, каждому по одному). Дети стоят полукругом.

- Вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним. Посмотрите, какие листья у клена – большие с зубцами. Листья рябины – небольшие, сам лист похож на перышко (Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья).

- У меня в руках листья от разных деревьев(показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику и у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» - вы побежите ко мне.

4. «Кто скорее соберет?»

Цель. Правильно собирать пирамидку,отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Материалы: пирамидки (по количеству детей), флажки.

Содержание. Играют с небольшой группой детей. Раздав пирамидки каждому ребенку, воспитатель привлекает внимание детей:

- Посмотрите, какое кольцо внизу: большое или маленькое? (большое)

- А вот это какое? (поменьше)

А наверху какое кольцо? (самое маленькое)

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель помогает:

- Запомните, что внизу находиться самое большое кольцо, а наверху какое? (самое маленькое)

А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку (снимает кольца, кладет их на стол) и вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собирать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выиграет. Он получит флажок.

5. «Что изменилось?»

Цель. Упражнять в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек.

Материалы: пять разных по размеру разноцветных матрешек.

 

Содержание. Воспитатель показывает поочередно пять матрешек и вместе с детьми называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

- Что вы видите на моем столе? (матрешек)

- Посмотрите, какие матрешки по росту (ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки). Одинаковые по росту или нет? (разные) А что у них разное?

Воспитатель помогает наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной, то к другой матрешке) У одной матрешки красный платочек, у другой – зеленый, а у этой – синий. Как мы скажем про платочки одним словом? (платочки у матрешек разного цвета)

- А сарафаны, как можно сказать? (сарафаны тоже разного цвета)

- А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого покажет матрешка.

 

6. «Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем време­ни при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, ля­гушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

 

Содержание. Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот­ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Пра­вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико­го нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай­ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

7. «Чего не стало?»

 

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

 

Содержание. Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

- Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

- Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

8. «Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

 

Содержание. Дети сидят на стульчиках.

- Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину, дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

- Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

- Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши

ножки! Игра повторяется 2—3 раза.

9. «Найди предмет по описанию»

Цель. Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, формировать умение описывать предмет, не называя его.

Материалы: игрушка Буратино.

 

Содержание. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры (мяч, грузовая машина, собачка, кукла и т.д.) При этом необходимо обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться (прячет предметы по разным местам).

- Разбежались все наши игрушки, сейчас вы их будете искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, - предлагает Буратино. Это круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (это мяч).

- Сережа, найди мяч.

Буратино описывает другую игрушку:

- Пластмассовое, зеленое с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет? (ведро)

- Лена, поищи ведро и принеси сюда.

Игра продолжается, пока дети все спрятанные предметы по описанию не найдут.

 

10. «Лото»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа су­ществительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

 

Содержание. Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

- Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска­зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы­соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

11. «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне­ния глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

 

Содержание. Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

- Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо  сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

- Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

12. «Подбери посуду для куклы»

Цель: закреплять знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению.

Материалы. Три куклы: одна – повар, другая – няня, третья – просто девочка. Игрушечная плита, игрушечная обеденная посуда, игрушечный стол и стул.

 

Содержание. Игра проводится после беседы о работе повара и няни, какая посуда используется в их работе. Во время игры кукла-повар стоит около плиты, другая кукла-няня готовит посуду к обеду, кукла-девочка сидит за столом. Воспитатель просит рассмотреть кукол, идет беседа о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, рассказывает, как этот предмет называется(кастрюля), она нужна повару.

- Коля, отнеси кастрюлю повару, поставь на плиту.

Далее воспитатель показывает хлебницу:

- Этот предмет как называется, кому нужен? (хлебница, ее нужно отнести няне)

Воспитатель показывает чайную ложку:

- Это что, для чего она нужна? (чайная ложка, чтобы положить сахар в чай, есть торт)

Поочередно воспитатель показывает всю посуду. Для поддержания интереса можно использовать следующие варианты:

- А эта посуда, наверное, никому не нужна? (показывает половник, дуршлаг или чайник), - Нужна, нужна!

- Кому же нужен половник? (повару)

- А няне он нужен? (нужен)

- Значит сколько нужно половников? (два) Давайте поищем еще половник (дети находят еще половник и относят повару и няне).

13. «Больше - меньше»

Цель: упражнять в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые)

Материалы. Природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки (разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число).

Содержание. Дети сидят за столом и рассматривают вместе с воспитателем предметы, называют их.

- Давайте рассмотрим шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные? (разные) Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка? (поменьше)

- Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше (показывает действия на столе с желудями).

- Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот, что будет класть в ряд? (листики)

По команде воспитателя дети раскладывают предметы в ряд на столе. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине (по 5-6 предметов каждого вида).

- Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает.

 

14. «Мишка, ляг!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

 

Содержание. В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо по­просить: «Мишка, спой!» (Рас­сказ сопровождается действия­ми с игрушкой.)

По желанию детей медве­жонок выполняет разные зада­ния. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с гор­ки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

 

15. «Сложи картинку»

Цель: упражнять в составлении целого предмета из его частей.

Материалы. В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, разрезанные на четыре равные части по вертикале или диогонали.

 

Содержание. Воспитатель знакомит с картинками, дети называют, что на них изображено. Затем показывает части картинки:

- От какой картинки этот кусочек? (от яблока). Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

- А теперь найдем другие части яблока.

Дети ищут картинки с изображением частей яблока, когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой:

- Получилось целое яблоко. Сейчас, я вам дам картинки. Свете – дам грушу, Вике – помидор, а Диме – морковь. Соберите целые картинки из их частей (разрезные картинки лежат на столе).

После правила меняются:

- Я дам вам не целую картинку, а кусочек. Вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собирать (если ребенок догадался, какой предмет у него получится, то обязательно ему нужно дать сложить целую картинку, чтобы проверить верность предположения).

16. «Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространствен­ным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

Содержание. В гости к детям приходят мишка и мышка, они стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется.

- Давайте закроем глаза Мышонок спрятался.

Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?». Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Са­жаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подска­жите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы­шонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

 

17. «Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

 

Содержание. Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен­ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: уткаутенок, курицацыпленок и др.

18. «Чей голос?»

Цель: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; Закреплять умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Материалы: набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок и т.д.

- Давайте покажем, как мычит корова, как мяукает котенок.

- Смотрите, какая лужайка! (прикреплена полоска зеленой бумаги). Здесь будут ходить животные. Вот на луг вышла…(корова). Как она зовет своего сыночка? (му-му) У Вовы картинка теленка, поставь ее к корове. Вова, кто прибежал к своей маме? (теленок) Правильно дети? (да)

Поочередно ставят других животных, дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Гуляют по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком – говорит воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.

19. «Домики»

 

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

 

Содержание. Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол­жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бель­чонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

20. «Поручение»

 

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

 

Содержание. Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем малень­кие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, по­скачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят.

21. «Дружные ребята»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей живот­ных.

Материалы: белка и лиса.

 

Содержание.

-  Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая -  лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим ма­мам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3-4 раза.

22. «Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Материалы: большиекарточки  на которых изображены повар, врач, шофер, свинарка; на маленьких карточках – предметы необходимые в работе.

 

Содержание.   Эту игру проводят после бесед и наблюдений за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда.   Игра проводится по типу «Лото». Проводится соревнование – кто быстрее закроет все клетки на больших карточках. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда, затем напоминает правила игры «лото». Необходимо помогать вопросами:

- Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?

23. «Когда это бывает?»

Ты лети, конь, скоро-скоро.

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп!   (дети скачут по комнате, имитируя бег лошади. Бег все время убыстряется)

Тпру!

                        (дети останавливаются и тоже произносят: «Тпру!»)

При повторении игры считалочкой выбирается другого бойца.

 

27. «Поезд»

 

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

 

Содержание. Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

Чух, чух, пых-чу, пых-чу, вор-чу!        (произносится 2 раза).   

Стоять на месте не хочу! Ко-ле-са-ми стучу, стучу.

Ко-ле-са-ми  верчу, верчу!                  (произносится 2 раза)

Са-дись скорее, прокачу. Чу, чу!                                               

 

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед­ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы­полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу» - топают ногами, на слова «Коле­сами верчу, верчу» - делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

 

28. «Петушок»

Содержание. Дети сидят кружком на стульях, посередине стоит стул для петушка. Петушка выбирают по считалочке.

- Чья это шапочка? (показывает шапочку петушка). Давайте поиграем с петушком, выберем петушка считалкой.

Петушок одевает шапочку и воспитатель ему тихо говорит что, когда он сядет на стул, он должен пропеть «ку-ка-ре-ку!». После этого дети произносят слова:

Под кустиком, под березкой.

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассме­ется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; под­брось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; коман­ды придумывает взрослый.

33. «Добавь слово»

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы: игрушка  Гена.

Содержание. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите­лям, что умеют делать. После приходит Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш­ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать:

- Я умею постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять).  Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату  ... (убирать).

34. «Скажи наоборот»

Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антони­мы (слова с противоположным значением).

Материалы: кукла Чиполлино.

Содержание. В гости приходит Чиполлино: - Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать, но он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением. Поможем, дети, Чиполлино?

-  Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино приду­мывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противополож­ным значением.

Взрослый   Дети
входить выходить
вбегать выбегать
прибегать убегать
привозить увозить
прилетать улетать
приходить уходить
подплывать отплывать
закрывать открывать
вставать ложиться
говорить молчать
мириться ссориться
надевать снимать
одевать раздевать
кричать молчать
нагревать охлаждать
смеяться плакать
хвалить ругать
улыбаться хмуриться

-  Теперь Чиполлино понял, что значит «наоборот».

35. «Олины помошники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материалы: кукла Оля.

Содержание.  

- Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела,  и задаем аналогичные вопросы (руки - берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеи­вают; зубы - жуют, кусают, грызут; глаза -  смотрят, закрыва­ются, открываются, моргают, жмурятся; уши - слушают).

Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказыва­ют нужное слово:

Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле... ножки.

Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле... ручки.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле... зубки.

Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле... глазки.

                                                                  

  36. «Кто больше действий назовет»

 

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различ­ные глагольные формы.

Материалы.  Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Содержание. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо­брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред­метам или явлениям, изображенным на картинках. 

- Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка­тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, ку­пать...);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под­прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);

 

37. «Чей голос?»

 

Цель: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы.  Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

Содержание. Приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

-   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку­рочка?

-   Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?

- Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?

-   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

- Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)

- Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)

- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку­карекает.)

 

38. «Подарки»

Цель: соотносить глагол с существительным.

Материалы: кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета (шо­коладка), птичка, жук, рыбка, собачка.

Содержание. У куклы Оли сегодня день рожде­ния. Она пришла с подарками, кото­рые ей подарили друзья. (Все подар­ки находятся в корзинке)

- Вова подарил подарок, в кото­рый можно дудеть. Что подарил Оле Вова?

(После ответов детей дудочку вы­нимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается)

-   Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?

- Петя подарил вкусный подарок, который всем нравится. Его можно съесть, а золотая бумажка останется.

- Саша подарил такой подарок, который может летать, си­деть в клетке и петь.

- Витин подарок может ползать.

-  Толин подарок умеет плавать и гре­сти плавниками.

-   Миша принес подарок, который ходит, который хвостом виляет и лает, и  каждый этот подарок желает.

-  Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рожде­ния родные и друзья, что вы делаете со своими подар­ками.

39. «Вечер загадок»

 

Цель: Определять объект по его функциональным и внешним при­знакам.

 

Содержание. Детям загадываются загадки:

- Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик, чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

                                                     (воробей)

- То мурлычет, то играет, то куда-то удирает,

   Убегает далеко. А когда придет обратно.

   То мяукает и с блюдца пьет сырое молоко.

                                                      (кот)

- Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок —

   Может крякать и нырять, как его родная мать.

                                                     (утенок)

- Днем лежит и молчит. Ночью лает и ворчит.

Кто к хозяину идет, он знать подает.

                                                       (собака)

Встретишь — гогочет, ущипнуть хочет.

А я иду и не боюсь. Чего бояться? Это...

                                                         (гусь)

Серый, зубастый, в лесу воет.

По полю рыщет, ягнят, телят ищет.

                                                         (волк)

В густом лесу под елками, осыпанный листвой,

 Лежит клубок с иголками. Фыркает и живой.

                                                           (еж)

40. «Гуси»

 

    Цель: использовать в речи однокоренные слова.

Материалы:  Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

 

Содержание. Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки):

- Это... гусь. Он крылатый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это -  мама... гу... сыня. У гуся и гусыни -  дети-гу…сята. Один гу...сенок, много -  гусят.

Разложи картинки

(игры на активизацию словаря и развитие связанной речи)

1. «Выполни команду»

 

Цель: развивать внимание, умение выделять признаки предмета.

 

Содержание. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделе­ния такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Например, взрос­лый говорит:

- Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внима­тельны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках!

- Подпрыгните, дети с синими флажками!

- Покружитесь, девочки с красными флажками!

 

2. «Угадай игрушку»

 

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

 

Содержание. Предлагаем вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем сообщаем, что сейчас будем рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на 1—2 признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.

3. «Что за предмет?»

 

Цель: называть предмет.

 

Содержание. Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч», а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, с желтой полосой».

4. «Скажи какой»

 

Цель: выделять признаки предметов.                

 

Содержание. Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, на­пример:

-  Это мяч.

- Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он какой?».

5. «Что напутал Буратино?»

 

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

Материалы: игрушка Буратино, утенок.

 

Содержание. В гости к детям приходит Буратино со своим  другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Расска­зывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и ис­править их.

 

   6. «Разложи картинки»

 

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материалы: картинки, изображающие два последовательных действия.

 

Содержание. Детям раздают по две картинки, изображающие два последо­вательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает бель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.23 с.)