Цель: развивать речевую активность, упражнять в правильном звукопроизношении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: развивать речевую активность, упражнять в правильном звукопроизношении.



Содержание. Дети сидят кружком на стульях, посередине стоит стул для петушка. Петушка выбирают по считалочке.

- Чья это шапочка? (показывает шапочку петушка). Давайте поиграем с петушком, выберем петушка считалкой.

Петушок одевает шапочку и воспитатель ему тихо говорит что, когда он сядет на стул, он должен пропеть «ку-ка-ре-ку!». После этого дети произносят слова:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Что ты громко поешь?  (после слов петушок должен несколько раз прокукарекать)

Затем выбирают нового петушка. Воспитатель работает над выразительностью речи детей, формирует умение интонацией выделять слова золотой, масляный, шелкова.

29. «Уточка»

Цель: углублять знания об утке, развивать речевую активность.

Материал: игрушка утки и утят.

Содержание. Воспитатель показывает игрушки - большую утку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что утки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. Выбирается утка, а все остальные маленькие утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят:

Уточка луговая, серая, полевая.

Где ты ночку ночевала?       (далее уточка отвечает)

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу, детей своих вожу,

Сама утя поплыву, детей своих поведу.

Ребенок-утка становится впереди колонны. Дети идут за уткой по комнате, то переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую утку.

30. «Где мы были, мы не скажем»

Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с дей­ствием, которое оно обозначает.

 

Содержание. Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные дви­жения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по дви­жениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дро­ва». При правильном ответе дети убегают, а водящий их дого­няет. Пойманный становится водящим.

Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.

31. «Курочка-рябушечка»

 

Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.

 

Содержание. Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей  шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

-  Курочка-рябушечка, куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, зачем идешь?

- За водой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре­бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой­манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но­вой курочки-рябушечки.

32. «Молчанки»

 

Цель: образовывать глаголы приставочным способом.

Содержание. Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассме­ется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; под­брось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; коман­ды придумывает взрослый.

33. «Добавь слово»

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы: игрушка  Гена.

Содержание. Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите­лям, что умеют делать. После приходит Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш­ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать:

- Я умею постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять).  Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату  ... (убирать).

34. «Скажи наоборот»

Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антони­мы (слова с противоположным значением).

Материалы: кукла Чиполлино.

Содержание. В гости приходит Чиполлино: - Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать, но он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением. Поможем, дети, Чиполлино?

-  Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино приду­мывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противополож­ным значением.

Взрослый   Дети
входить выходить
вбегать выбегать
прибегать убегать
привозить увозить
прилетать улетать
приходить уходить
подплывать отплывать
закрывать открывать
вставать ложиться
говорить молчать
мириться ссориться
надевать снимать
одевать раздевать
кричать молчать
нагревать охлаждать
смеяться плакать
хвалить ругать
улыбаться хмуриться

-  Теперь Чиполлино понял, что значит «наоборот».

35. «Олины помошники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материалы: кукла Оля.

Содержание.  

- Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела,  и задаем аналогичные вопросы (руки - берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеи­вают; зубы - жуют, кусают, грызут; глаза -  смотрят, закрыва­ются, открываются, моргают, жмурятся; уши - слушают).

Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказыва­ют нужное слово:

Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле... ножки.

Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле... ручки.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле... зубки.

Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле... глазки.

                                                                  

  36. «Кто больше действий назовет»

 

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различ­ные глагольные формы.

Материалы.  Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Содержание. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо­брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред­метам или явлениям, изображенным на картинках. 

- Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка­тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, ку­пать...);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под­прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);

 

37. «Чей голос?»

 

Цель: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы.  Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

Содержание. Приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

-   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку­рочка?

-   Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?

- Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?

-   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

- Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)

- Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)

- Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку­карекает.)

 

38. «Подарки»

Цель: соотносить глагол с существительным.

Материалы: кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета (шо­коладка), птичка, жук, рыбка, собачка.

Содержание. У куклы Оли сегодня день рожде­ния. Она пришла с подарками, кото­рые ей подарили друзья. (Все подар­ки находятся в корзинке)

- Вова подарил подарок, в кото­рый можно дудеть. Что подарил Оле Вова?

(После ответов детей дудочку вы­нимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается)

-   Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?

- Петя подарил вкусный подарок, который всем нравится. Его можно съесть, а золотая бумажка останется.

- Саша подарил такой подарок, который может летать, си­деть в клетке и петь.

- Витин подарок может ползать.

-  Толин подарок умеет плавать и гре­сти плавниками.

-   Миша принес подарок, который ходит, который хвостом виляет и лает, и  каждый этот подарок желает.

-  Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рожде­ния родные и друзья, что вы делаете со своими подар­ками.

39. «Вечер загадок»

 

Цель: Определять объект по его функциональным и внешним при­знакам.

 

Содержание. Детям загадываются загадки:

- Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик, чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

                                                     (воробей)

- То мурлычет, то играет, то куда-то удирает,

   Убегает далеко. А когда придет обратно.

   То мяукает и с блюдца пьет сырое молоко.

                                                      (кот)

- Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок —

   Может крякать и нырять, как его родная мать.

                                                     (утенок)

- Днем лежит и молчит. Ночью лает и ворчит.

Кто к хозяину идет, он знать подает.

                                                       (собака)

Встретишь — гогочет, ущипнуть хочет.

А я иду и не боюсь. Чего бояться? Это...

                                                         (гусь)

Серый, зубастый, в лесу воет.

По полю рыщет, ягнят, телят ищет.

                                                         (волк)

В густом лесу под елками, осыпанный листвой,

 Лежит клубок с иголками. Фыркает и живой.

                                                           (еж)

40. «Гуси»

 

    Цель: использовать в речи однокоренные слова.

Материалы:  Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

 

Содержание. Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки):

- Это... гусь. Он крылатый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это -  мама... гу... сыня. У гуся и гусыни -  дети-гу…сята. Один гу...сенок, много -  гусят.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.045 с.)