Раннее прикладывание к груди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннее прикладывание к груди



Раннее прикладывание к груди. После отделения от матери, если позволяет состояние новорожденного, его выкладывают на материнскую грудь и живот (рис. 7). Тесный контакт «кожа к коже» как можно раньше после рождения способствует заселению новорожденного сапрофитной флорой матери.

В первые минуты жизни идет становление дыхания, ребенок кричит, испытывает дискомфорт от холода, возможно, и от недавно проведенной санации дыхательных путей, поэтому брать грудь, как правило, отказывается. Инстинктивный поиск пищи начинается через 10-20 мин после рождения. Это время и является оптимальным для прикладывания к груди.

Рис. 7. Положение при первом кормлении
Обеспечение кожного контакта и предоставление ребенку возможности сосать грудь в течение 30-40 мин после родов укрепляет первоначальную связь мать - ребенок, стимулирует иммунологическую защиту ребенка, выработку и выделение молока.

Раннее прикладывание к груди полезно и матери. Оно оказывает положительное вли­яние на психоэмоциональное состояние, способствует усилению чувства материнства и установлению контакта матери и ребенка в дальнейшем, уменьшает послеродовые кровотечения, способствует более быстрой инволюции матки, снижает заболеваемость родильниц.

Противопоказаниями для раннего прикладывания к груди являются: а) со стороны ребенка - асфиксия и оценка по шкале Апгар - ниже 7 баллов, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития, недоношенность, респираторный дистресс-синдром; б) со стороны матери - тяжелые анемия, гипертоническая болезнь, пороки сердца, сахарный диабет, нефропатия, обострение пиелонефрита, резус-отрицательная кровь (особенно при наличии титра антител в крови), гнойно-воспалительные заболевания, оперативное родоразрешение, большая кровопотеря в родах, разрывы промежности II степени.

 

9. Правила кормления грудью

1. Следует поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка, ночное кормление - по потребности, не ограничивая частоту и продолжительность кормления. Это возможно при совместном пребывании матери и ребенка.

Ребенок самостоятельно устанавливает режим кормления: в первые дни - от 6-8 до 10-12 раз через 2-3 ч, затем интервалы между приемами пищи увеличиваются. Кормление ночью поддерживает лактацию, так как в это время выделяется больше пролактина. Длительность даже первых кормлений может быть достаточно продолжительной - 10-15 мин. В дальнейшем дети высасывают необходимое количество молока за 15-20 мин и засыпают. Другие сосут дольше, удовлетворяя не только голод, но и сосательный рефлекс. Длительное сосание не будет вредить матери при условии правильного захвата соска и ареолы. Достаточные по частоте и длительности кормления обеспечивают необходимый для ребенка индивидуальный уровень молокообразования. По мере роста ребенка частое прикладывание к груди может привести к перекорму. В связи с этим важно обучить мать отличать «голодный» крик ребенка от крика при кишечных коликах, дискомфорте и др.

2. Состав молока при кормлении меняется. Первые порции содержат много воды и лактозы, последние - богаты жирами. Поэтому кормить ребенка следует попеременно одной и другой грудью, используя в каждое кормление одну молочную железу. Иногда в одно кормление можно давать обе груди. В этом случае грудь, с которой начиналось кормление, дается дольше для наиболее полного ее опорожнения, чтобы ребенок получил более калорийное молоко.

3. Не давать новорожденным другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями, так как, потребляя раннее молоко, ребенок получает необходимое количество жидкости.

Предоставление ребенку бутылочек с водой, настоями трав, растворами глюкозы и молочных смесей вредно, так как ухудшается сосательная способность новорожденного, а следовательно, угасает лактация, снижается питательная ценность молока, возрастает риск внесения инфекции и нагрузка на почки новорожденного, изменяется флора кишечника. При даче молочных смесей повышается чувствительность ребенка к белкам коровьего молока. Если матери кажется, что ребенок хочет пить, ей самой следует увеличить потребление жидкости и чаще прикладывать ребенка к груди.

4. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, сосок, пустышек. Чередование их с грудью дезориентирует оральную реакцию ребенка и приводит к ослаблению щечных мышц, неправильной технике сосания и, как следствие, утрате желания сосать грудь. Плохое сосание вызывает угасание лактации.

5. Мыть грудь (соски) не более одного-двух раз в день без мыла. Частое мытье, особенно с мылом, удаляет натуральные жиры, которые защищают кожу на сосках. После кормления не следует вытирать соски. Кремы, лосьоны, дезодоранты могут вызвать раздражение кожи, нежелание ребенка брать грудь.

6. Медицинским работникам следует пропагандировать кормление грудью, создавать группы взаимопомощи и поддержки матерей, кормящих грудью. Запретить пропаганду искусственного вскармливания, не давать матерям образцов детских смесей, буклеты о кормлении ребенка из бутылочки.

 

10. Техника грудного вскармливания

1. Обеспечить гигиеническое содержание груди. Перед кормлением вымыть руки, сцедить одну-две капли молока (при условии, что молока вырабатывается достаточно).

2. Психологически подготовить мать к кормлению. Обратить ее внимание на то, что образование молока происходит лучше в спокойном состоянии и хорошем настроении.

3. Помочь матери выбрать удобную для кормления позу. Поза должна позволять матери расслабиться и не испытывать напряжения длительное время. Классическое положение - кормящая женщина сидит на стуле со спинкой с упором ноги. Можно кормить ребенка лежа или стоя.

4. Придать ребенку правильное положение у груди. Для этого его необходимо повернуть лицом к матери. Голова малыша должна находиться на одной линии с телом. При необходимости его можно поддержать сзади за плечи (но не за затылок). Голова должна иметь возможность свободно откидываться назад.

Позиция ребенка может быть различной (рис. 8).

5. Обеспечить поддержку груди во время кормления. Рекомендуется положить руку под грудь, пальцы прижать к грудной клетке, большим пальцем поддерживая грудь снизу (рис. 9, а). Большой палец можно расположить в верхней части груди и немного сжать ее. Не рекомендуется держать грудь возле соска (рис. 9, б).

6. Обучить мать прикладывать ребенка к груди. Для этого следует прикоснуться соском к губам ребенка (лучше к верхней), подождать, пока малыш широко откроет рот, прижать его к себе, поддерживая за спинку, и приложить к груди (но не грудь к ребенку!). Нижняя губа должна быть под соском.

7. Обучить ребенка захватывать грудь. С этой целью ребенок должен вытянуть грудь, захватив сосок, ареолу, больше снизу, близлежащий участок груди с млечным синусом и прижать ареолу языком к нёбу (рис. 10). При касании соском нёба появляются сосательные движения. После нескольких эффективных сосательных движении полость рта заполняется молоком, и ребенок глотает его.

Если новорожденный испытывает трудности при захвате ареолы, мать большим и указательным пальцами поддерживает подбородок ребенка, а остальными пальцами - грудь снизу (положение «рука танцора», рис. 11). Придерживать пальцем грудь возле носа ребенка необязательно. Это может привести к извлечению груди изо рта ребенка или ухудшить положение при кормлении.

8. Провести контроль правильности прикладывания и оценить кормление грудью. Во время кормления следует контролировать положение тела, реакцию матери и ребенка, их эмоциональную связь, сосание ребенка, внешний вид молочных желез, продолжительность кормления (табл. 2).

Рис. 8. Положение при кормлении:

а - классическое; б - из-под руки; в - на руке; г - лежа; д - лежа на спине; е - лежа на животе с опорой на локти; ж - вертикальное (поза «кенгуру»)


 

Рис. 9. Поддержка груди: а - правильно; б - неправильно


 

Рис. 10. Прикладывание к груди и извлечение молока (а, б)


 

Рис. 11. Положение «рука танцора»


 

9. Завершить кормление. Насытившись, ребенок выталкивает сосок изо рта. Грудь следует оставить открытой для контакта с воздухом на 10-15 мин. Оставшееся на сосках молоко богато жиром и способно защитить кожу от повреждения.

 

Табл. 2. Наблюдение за кормлением грудью

Признаки правильного кормления Признаки, указывающие на возможные трудности
i 2

Положение тела

Кормящей удобно, она расслаблена, плечи опущены Она наклоняется вперед, плечи напряжены
Тело ребенка прижато к телу матери, голова и тело лежат в одной плоскости, подбородок касается груди Тело ребенка не прижато к матери, шея повернута, подбородок не касается груди
Кормящая поддерживает ребенка за ягодицы (относится только к новорожденному) Мать поддерживает ребенка за голо­ву и плечи

Эмоциональная связь

Кормящая спокойна, смотрит на ребенка, поглаживает его Мать нервничает, напряжена, не смотрит на ребенка, качает его

Реакция матери и ребенка

Выявляются признаки рефлекса окситоцина (покалывание в молочных железах; выделение молока; боль в матке, ощущение прилива крови; медленное глубокое сосание и глотание ребенка) Отсутствуют
При касании груди появляется захватывающий рефлекс (относится только к новорожденному) Не выявляется
Ребенок спокоен, в случае голода берет грудь и не выпускает ее Беспокоен, плачет, отказывается от груди

Сосание

Рот широко открыт Рот открыт нешироко
Губы, особенно нижняя, вывернуты наружу Губы вытянуты вперед

 


 


 
 

 

 

1 2
Ареола больше видна над верхней губой Ареола больше видна, особенно под нижней губой
Язык обхватывает грудь снизу Язык не виден
Щеки не раздуваются и не втянуты Щеки напряжены и втянуты
Сосание медленное, глубокое, с паузами Сосание быстрое, поверхностное
Можно видеть и слышать глотание Слышно чмоканье, щелканье
В конце кормления ребенок отпускает грудь Мать отнимает ребенка от груди
Длительность сосания индивидуальна Сосание недостаточно продолжи­тельное или чрезмерно долгое

Внешний вид железы

Во время кормления она округлой формы Железа вытянутой формы
После кормления железа мягкая, соски набухшие и вытянуты вперед Выявляются признаки застоя молока и мастита, сосок может быть плоским с полоской на кончике из-за сдавления кожи во время сосания

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.016 с.)