Учет справочно-библиографической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет справочно-библиографической работы



Все структурные подразделения библиотеки, которые ведут справочно-библиографическое обслуживание, осуществляют учет выполненных запросов в соответствии с Инструкцией по учету библиографических запросов. К объектам учета относятся разные библиографические и фактографические запросы и ответы на них, перенаправленные в другие библиотеки или структурные подразделения, а также отказы на их выполнение.

Учетной единицей служит один запрос (независимо от того, положительный или отрицательный ответ дан) или одна консультация.

Ведение унифицированного, единообразного учета способствует правильному и обоснованному планированию этой работы, изучению потока запросов, совершенствованию справочно-библиографического аппарата, повышению квалификации сотрудников.

Формы учета запросов могут быть разные:

книги учета или бланки учета, где фиксируются разовые запросы, поступающие от потребителей по различным каналам;

листок учета работы дежурного библиографа, на котором ежедневно фиксируются все запросы, поступившие от читателей.

Для примера рассмотрим, как осуществляется учет запросов в ГПНТБ СО РАН.

Запросы, поступающие в библиотеку по различным каналам (непосредственно от читателя, по телефону и т. д.), фиксируются в СБО на специальных бланках. Сведения о себе и формулировку запроса на бланке читатель указывает собственноручно.

Образцы бланков, применяемых в ГПНТБ СО РАН, и их оформление приводятся ниже:

 

 

Оформление запросов на бланках необходимо для точного фиксирования исходных данных, определяющих методику поиска. Кроме того, бланки удобны для анализа запросов, выбора методики их выполнения, эффективности использования различных частей СБА. Поэтому важно регистрировать не только удовлетворенные запросы, но и те, на которые в условиях данной библиотеки ответа не найдено, поскольку это дает возможность оценить и качество фондов библиотеки.

Кроме того, ежедневный статистический учет запросов осуществляется с помощью Листка учета методических консультаций (методического сопровождения) по БД

 

Учет консультаций дает возможность определить активность использования каждого ресурса и установить какие тематические (отраслевые) направления научных исследований пользуются особенным спросом.

Бланки учета читательских запросов и листки учета методических консультаций являются важными первичными учетными документами, на их основе анализируется состояние справочно-библиографического обслуживания, составляется отчет о нем.

Итоги подводят в годовом отчете, являющемся завершающим звеном учета, контроля и отчетности библиографического подразделения и библиотеки в целом.

Помимо статистической отчет имеет текстовую часть, в которой всесторонне рассматривается библиографическая работа библиотеки.

Справочно-библиографическое обслуживание характеризуется не только количественными показателями по типам выполненных запросов. Необходимо анализировать, по каким отраслям знания были выполнены запросы, и для каких категорий читателей. В процессе анализа желательно обратить внимание на хронологические рамки и виды документов, нашедших отражение в запросах.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дать определение справочно-библиографического обслуживания.

2. Какие факторы влияют на организацию справочно-библиографического обслуживания в библиотеках?

3. Как организовано справочно-библиографическое обслуживание в Вашей библиотеке?

4. По каким критериям выделяются основные виды библиографического обслуживания?

5. Что является основой для библиографического обслуживания? Какие компоненты оно включает?

6. Почему одной из наиболее важных операций выполнения запроса является его прием?

7. Чем отличается «запрос» от «справки»?

8. Что является конечным продуктом при библиографическом обслуживании в режиме «запрос-ответ»? Дайте определение.

9. Объясните, что такое уточняющий библиографический запрос. Что приходится уточнять?

10. Как называется запрос, в результате выполнения которого библиограф устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде?

11. Дайте определение фактографическому запросу. По каким основным источникам он выполняется. Перечислить источники.

12. Понятие тематического запроса.

13. В каких случаях дается библиографическая консультация?

14. Заменяют ли автоматизированные средства поиска информации традиционные? Аргументируйте свою точку зрения.

15. Почему необходимо планировать библиографическую деятельность библиотеки?

16. Что является единицей учета библиографической деятельности библиотеки?

Литература

Стандарты

1. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.– Введ. 2000–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 1999. – 23 с. (СИБИД).

2. ГОСТ Р 7 – 2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления»

Основная литература

1. Коготков, Дмитрий Яковлевич. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст]: организация, технология, управление: Учеб. / Д. Я. Коготков. - Санкт-Петербург.: Профессия, 2005. – С. 192-245

2. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г. Моргенштерн; сост. и науч. ред. Г.А. Гурбанова. – М.: Либерия-Бибинформ, 2011. – 176 с.

3. Свирюкова, В. Г. Организация и методика справочно-библиографического обслуживания: конспект лекций. – 2-е изд. испр. и доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2007. – 64 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spsl.nsc.ru/fulltext/UCHEBNIKI/uchebn15.pdf (дата обращения 05.12.2010).

4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина – 3-е изд., перераб. и доп. – С.-Петербург,: Профессия, 2006. – 592 с. – (Серия «Библиотека»). См. электронную версию в отдельной папке

Дополнительная литература

1. Андреева, Н. Е. Виртуальные справочные службы в библиотеках: тенденции развития / Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова // Библиография. – 2012. – № 2. – С. 47–49.

2. Багрова И.Ю. Виртуальное справочно-информационное обслуживание (по материалам англоязычной печати 2000 - 2004 гг.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.ru/4/theory/bagrova.php

3. Борзова, О.А. Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек: традиции и инновации [Электронный ресурс] / О. А. Борзова. – режим доступа: http://www.tambovlib.ru/?view=conferenc.2012.zonalnye.borzova

4. Вохрушева, М.Г. Теория библиографии: [учеб. пособие по специальности 052700 «Библ.-информ. деятельность» ] / М. Г. Вохрышева; М-во образования Рос. Федерации, М-во культуры Рос. Федерации, Самар. гос. акад. культуры и искусств. - Самара: Издательство СГАКИ, 2004. – 367 с.

5. Жабко, Е. Д. Кто ищет, тот всегда найдет. Виртуальная справочная служба РНБ «спроси библиографа» - новые возможности обслуживания удаленных пользователей / Е. Д. Жабко // Библиотека. – 2004. - № 9. – С. 36-39.

6. Жабко, Е. Д. Онлайновое справочно-библиографическое обслуживание: особенности развития / Е. Д. Жабко // Библиография. - 2005. - № 3. - С. 3-11.

7. Илюшина И. Виртуальный СБА: новые принципы организации производственных процессов: [о соврем, справочно-библиогр. работе; основные понятия, содержание, структура СБА] / И. Илюшина // Библиотека. -2012.-№9.-С. 15-19.

8. Климаков Ю. В. Муниципальная библиотека: справочно-библиографический аппарат: учеб.-метод, пособие / Ю. В. Климаков. -Москва: Либерея-Бибинформ, 2005. - 88 с.

9. Левин, Г. Л. Библиографический поиск: теоретический аспект // Библиотековедение. – 2000. – № 4. – С. 47–50.

10. Пурник, А.А. Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек: первые результаты и перспективы развития // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 2. – С. 84-88.

11. Рыкова, В.В. Методология библиографии в схемах и таблицах //

12. Семячкин, Д. Открытый доступ как нативная реклама научного журнала / Д. Семячкин [и др.] // Университетская книга. – 2016. - [сентябрь]. – С. 66-70.

13. Сидоренко, Н.А. Современные тенденции развития справочно-библиографического обслуживания (из опыта Библиотеки РАН) // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45. – C. 105–107. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/publ/ib45/sod.pdf (дата обращения 05.12.2010).

14. Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр., посвящ. 75-летию СБО / Б-ка Рос. акад. наук; сост.: Н. А. Сидоренко, Н. В. Бекжанова. – Санкт-Петербург.: БАН, 2007. – 286 с.

15. Степанов, В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 3. – С. 13–20.

16. Столяров, Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания: учеб. пособие / Ю.Н. Столяров. - Москва,1982.– 147 с.

17. Швецова-Водка, Г. Н. Справочно-библиографическое обслуживание: терминологический аспект / Г. Н. Швецова-Водка, З. В. Романуха // Науч. и техн. б-ки. – 2016. - № 3. – С. 71-84. См. электронную версию в отдельной папке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.011 с.)