Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема: «звук Р» (постановка звука Р по волковой Л. С. От опорного слога за с механической помощью)
(Лексическая тема: «Времена года»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, картинки с изображением различных времен года, месяцы, картинка «Найди отличия»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Организационный момент
Логопед: Малыш, какое сейчас время года? (ответ ребенка).
А какое время было до? Будет после?
Давай повторим времена года по порядку, начиная с ЗИМЫ:
ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО-ОСЕНЬ.
А какие месяцы года ты знаешь? (ответы детей)
Сегодня мы поговорим о том, что ты знаешь о временах года.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давайте вспомним месяцы года, используя пальчиковую игру.
Зимние месяцы: декабрь, январь
|
Руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок
| К ним не забудем добавить февраль
| Весне отдаем март, апрель, теплый май
| Руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок
| Для лета июнь, июль, август давай
| Руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение “рыбка плывет”
| А если к нам в гости осень придет,
|
Имитируем сбор ягод в корзинку.
| Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!!!
|
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, давай представим, что сейчас зима. Поиграем в игры.
Игра «Сдуй снежинку с носа» - с силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.
Логопед: А вот ураган может быть в любое время года.
Игра «Ураган» - задувать на кончик языка, установленного «лопаткой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя губа вместе с челюстью оттянута вниз.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Вот волшебная корзинка.
В этой маленькой корзинке
К упражнениям картинки.
Ты картинки доставай!
Упражненья выполняй.
- «Грибок» - присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянуть уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
- «Гармошка» - присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
- «Ковш экскаватора» - удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта
- «Маляр» - широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед и назад. И др.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Малыш, какое у тебя любимое время года? Почему? (ответы детей). Покажи, как ты радуешься, когда наступило твое любимое время года?
А есть время года, которое ты не любишь? Почему? Покажи, как ты огорчаешься?
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Скажи фразу:
Я ЛЮБЛЮ ЛЕТО! (ЗИМУ, ВЕСНУ, ОСЕНЬ)! – громко, тихо, весело, грустно, быстро, медленно, восклицательно, вопросительно и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Р при его отсутствии
Логопед: В любое время года мы любим путешествовать на машине. А чтобы поехать в путешествие, нужно завести моторчик. Послушай, как работает мотор у машины: РРРР. Давай попробуем завести наш моторчик.
Наиболее эффективным является прием постановки звука Р от слогового сочетания ЗА с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ЗЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам по получения акустического эффекта фрикативного Р в сочетании с гласным А. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук Р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласными, так как сразу получается слог.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы поем песенку моторчика (произносим звук Р)
· Губки улыбаются широко;
· Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
· Средняя часть спинки языка опущена
· Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
· Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы поем песенку моторчика машины - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА МОТОРЧИКА» – это и есть звук Р.
Логопед: Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в мяч. Я буду называть тебе время года, а ты мне его признаки:
ЗИМА - … идет снег
ЗИМА - … на улице холодно
ЗИМА - … день короткий, ночь длинная
ВЕСНА - … бегут ручьи
ВЕСНА - … прилетают птицы
ВЕСНА - … снег тает
ЛЕТО - … на улице жарко
ЛЕТО - … все вокруг цветет
ЛЕТО - … можно купаться, загорать
ОСЕНЬ - … часто идет дождь
ОСЕНЬ - … поспевает урожай
ОСЕНЬ - … птицы улетают в теплые края и др.
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Отгадай загадки.
- Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В улей пчела Первый мед принесла.
- Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?
- Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает?
- Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Игра «Найди отличия» (времена года, см. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Отгадай загадку.
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил. От чудесного моста Всему миру красота…(Радуга)
Логопед: Правильно, а когда бывает радуга на небе? В какое время года? (ЛЕТОМ)
Где спрятался звук Р в слове РАДУГА. Прохлопай слово РАДУГА. Составь схему слова? Сколько в слове слогов, звуков? Какие?
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Молодец, малыш, ты хорошо потрудился. У тебя уже получается правильно проговаривать звук Р.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Нарисовать картину «Мое любимое время года»
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|