Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Р у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 3, выработка вибрации языка)
(Лексическая тема: «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ТИГРУШЕЙ»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки различных видов транспорта, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, маленькая машинка и 2 кубика для дыхательной гимнастики, лабиринт «Веселые зверята»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Организационный момент
Логопед: Малыш, сегодня вместе с Тигрушей мы отправимся путешествовать. Согласен? А на чем мы можем путешествовать? (ответы ребенка)
Правильно, молодец.
Машина, самолет, поезд, корабль - как можно назвать одним словом все это? (ТРАНСПОРТ). Правильно. Мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Думаю, будет очень весело. Итак, отправляемся?
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про транспорт.
«ПОСЧИТАЕМ»
Раз, два, три, четыре, пять –
(Сжимают и разжимают пальчики)
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Итак, сначала мы отправимся в соседний город на автомобиле.
Игра «Прокатись» - сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между 2 кубиков.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: А теперь продолжим наше путешествие на том виде транспорта, которое тебе нравится больше всего – берешь картинку, называешь вид транспорта и делаешь артикуляционное упражнение, которое прикреплено на обороте.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: А теперь давайте покажем, как мы собирались в путешествие.
Игра «Собираемся в путешествие» - изобразить радость – «Я увижу новые места!», изобразить грусть «Жаль расставаться с любимыми игрушками!»
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Вот мы отправились на поезде к морю.
Игра «Путешествуем на поезде» - слышу стук колес.
Произнесение звуков Т-Д-Т-Д, Т-Д-Т-Д и т.д.
Произнесение слогов ТА-ДА, ТА-ДА, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Р при его отсутствии
Логопед: Пока мы едем в поезде, можно и потренироваться.
После выработки фрикативного Р приступаем к выработке вибрации языка:
1. В момент произнесения ребенком фрикативного Р, его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребенка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ребенку длительно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.
2. Ученик быстро говорит слоги на бугорках ды-ды-ды – и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
В результате регулярных упражнений (не более 35 секунд с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идет медленно, ребенок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР
Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)
· Губки улыбаются широко;
· Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
· Средняя часть спинки языка опущена
· Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
· Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.
Логопед: Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давайте сыграем в игру «Назови ласково»
САМОЛЕТ - … самолетик
КОРАБЛЬ - … кораблик
МАШИНА - … машинка
ЛОДКА - … лодочка
ГРУЗОВИК - …грузовичок
ВЕРТОЛЕТ - …вертолетик
ТРАМВАЙ - …трамвайчик
ВЕЛОСИПЕД - …велосипедик
КАТЕР - …катерок
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Веселые зверята тоже путешествуют на поезде. Помоги им проехать по дороге и посетить все интересные места. (лабиринт см. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Мотор машины ревет РРРР. Давай послушаем в словах, слогах и звуках этот рев мотора РРРР. Хлопни в ладоши, если услышишь рев мотора РРР.
Игра «Поймай звук» - выделение звука Р на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
Звуки: Л, Р, Ш, Р, ЛЬ, РЬ
Слоги: РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ
Слова-картинки: РАКЕТА, КАТЕР, КОРАБЛЬ
Игра «Где звук спрятался?» с этими словами.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Молодцы! Тигруша и ты, Малыш, уже научились рычать (говорить звук Р). Давайте потренируемся еще раз.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Нарисовать 2-3 вида транспорта, в названии которых есть звук Р.
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|