Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Р у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 2. Выработка фрикативного Р)
(Лексическая тема: «ОВОЩИ, ОГОРОД у ТИГРУШИ»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК, макет «Прожорливый тигренок» - для проведения дыхательной гимнастики; пиктограммы –овощи в разных эмоциональных состояниях, предметные картинки ОВОЩИ, лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей»,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Организационный момент
Логопед: Малыш, сегодня с нами опять занимается ТИГРУША. Он все еще не научился рычать и очень расстраивается из-за этого. Не нужно печалиться, если ты будешь стараться, ТИГРУША, у тебя обязательно все получится. И у тебя, МАЛЫШ, тоже.
Логопед: Послушайте слова:
ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ, КАПУСТА
Как можно называть их одним словом? (ОВОЩИ)
Где растут овощи? (В ОГОРОДЕ)
Сегодня мы вместе с ТИГРУШЕЙ отправимся в ОГОРОД собирать ОВОЩИ.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Пальчиковая гимнастика
Логопед: Вспомним пальчиковую игру про огород.
Огород.
Левая рука: Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили. (указательный палец)
Прощай же на год, Наш друг-огород.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Давайте сыграем в игру «ПРОЖОРЛИВЫЙ ТИГРЕНОК» - будем закатывать в ротик тигренку помидорки (из гофрированной бумаги или салфеток) (см. ниже)
Игры для развития сильной воздушной струи.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: Тигруша, ты помнишь, что нам нужно делать гимнастику для язычка, чтобы научиться громко и правильно рычать (произносить звук Р)?
Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)
- Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
- Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
- Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
- Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».
Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».
Артикуляционная гимнастика на звук Р:
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Давайте сыграем в игру.
Игра «Веселые-печальные овощи» - рассматривание пиктограмм, изображающих овощи в различных эмоциональных состояниях, выразить состояние веселья и печали:
ВЕСЕЛАЯ КАПУСТА
ГРУСТНЫЙ ОГУРЕЦ
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, а ты любишь овощи?
Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ ОВОЩИ. – быстро, медленно, весело, грустно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно, с лаской, со злостью и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Р при его отсутствии
Логопед: Ну, а теперь немного потренируемся.
Выработка фрикативного Р.
Методика профессора Ф.Ф.Рау. Суть методики состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нормальным звуком Р и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или З-З-З и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским r в словах dray, drive и т.п.
Фрикативный Р использовать в слогах РА(ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать ЗА, ЗЫ, ЗЫБА, ЗЫБАК, ЗАБОТА, ЗАКЕТА.
Если фрикативный Р хорошо закреплен, можно временно пользоваться им в речи.
Если ребенок долго не может найти нужное «местечко для языка», предложите следующие упражнения:
1. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает» на бугорках. Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.
2. Попеременное повторение с придыханием на бугорках ТДА-ТДА-ТДА, ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ
3. «Барабан»: быстро стучим по нёбу Д-Д-Д, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.
4. «ветерок» на бугорках: ДЗА – ДЗЫ (фрикативное Р),
5. «балалайка на бугорках» ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ
6. «балалайка с ветерком» ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное)
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР
Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)
· Губки улыбаются широко;
· Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
· Средняя часть спинки языка опущена
· Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
· Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.
Логопед: Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давайте сыграем в мяч. Я бросаю вам мяч и называю какой-либо овощ, а ты, МАЛЫШ, должен вернуть мне мяч и назвать несколько признаков к этому овощу:
МОРКОВЬ - …оранжевая, сладкая, твердая
ОГУРЕЦ - …зеленый, овальный, длинный
ПОМИДОР - …красный, круглый, сочный
СВЕКЛА - … бордовая, крупная, твердая
КАПУСТА - …круглая, хрустящая, зеленая и др.
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: У меня для вас есть Лабиринт «Кто из малышей доберется до овощей» - давайте его пройдем вместе.
(см. ниже)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Малыш, Тигруша, давайте сыграем в игру
Игра «Поймай звук» (звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам).
Звуки Ш, Ж, Р, Л, Р, ЛЬ, Р, Л
Слоги: ША, РА, ЖУ, РУ, РА, ЛА
Выкладываются картинки по теме «Овощи». Найди картинки, в названиях которых есть звук Р. Покажи КРАСНЫЙ ПОМИДОР, ОРАНЖЕВУЮ МОРКОВЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОХ.
Игра «Где звук спрятался?» - определение позиции звука Р в словах ПОМИДОР, РОСТОК, ГОРОХ.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Вы молодцы! Скоро вы научитесь рычать, как настоящие большие взрослые ТИГРЫ!
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Нарисовать овощи, в названии которых есть звук Р.
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
|