Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической нод по постановке звука Р у детей 4-7 лет.
Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по А.И. Богомоловой, часть 2, выработка звукосочетаний ТР и ДР)
(Лексическая тема: «Животные жарких стран»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, большая картинка или игрушка МОРЖ РОМА, предметные картинки животных жарких стран, пиктограммы-картинки ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ БЕГЕМОТИК, УДИВЛЕННАЯ МАРТЫШКА для проведения мимической гимнастики, картинка «У бегемотика болит животик», раскраска, картинка «ВЕРТОЛЕТИК».
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область
| Вид деятельности
| Содержание деятельности
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Организационный момент
Логопед: Малыш, сегодня мы продолжаем наши игры, и вместе с нами играет наш старый знакомый МОРЖ РОМА. Он предлагает нам отправиться в далекую жаркую Африку и познакомиться с животными, которые там обитают. Отправляемся? (ДА)
А отправимся мы туда на вертолете, он заводит свой мотор, запускает пропеллер – ТРРР, ТРРР, ТРРР.
| Физическое развитие
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про животных жарких стран
П.И. «Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагает слоненок.
За крокодилихой – крокодиленок.
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок,
За кем же торопится каждый ребенок?
(поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших).
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Давайте сыграем в игру «Слон пьет воду»
Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох (под счет 1-2-3, затем сильный выдох (под счет от 1-2-3-4-5).
И (или)
Игра «Слон выбрасывает фонтан воды» - вибрация губ и языка
Упражнение для выработки напора воздуха.
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Примечание: Может быть следующая неточность – губы вибрируют без голоса.
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Артикуляционная гимнастика
Логопед: Артикуляционная гимнастику будем делать с веселым бегемотиком (по Е.М. Косиновой)
(см. ниже)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Посмотрите, какие у нас «ВЕСЕЛЫЕ-ПЕЧАЛЬНЫЕ» дикие звери жарких стран – давайте их изобразим.
Рассматривание пиктограмм, изображающих животных в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья, печали, удивления.
ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК
ПЕЧАЛЬНЫЙ БЕГЕМОТИК
УДИВЛЕННАЯ МАРТЫШКА
| Физическое развитие,
Речевое развитие
| Двигательная деятельность
Речевая деятельность
| - Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Малыш, посмотри на картинку. Как ты думаешь, почему БЕГЕМОТИК ПЕЧАЛЬНЫЙ? Правильно, у него, как в сказке Корнея Чуковского, «Доктор Айболит», болит животик.
Давай скажем фразу: У БЕГЕМОТИКА БОЛИТ ЖИВОТИК – грустно, печально, быстро, медленно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно и др.
| Речевое развитие, Познавательное развитие
| Речевая деятельность
Познавательная деятельность
| 7. Постановка звука Р при его отсутствии
Логопед: Малыш, послушай, как гудит мотор вертолета, на котором мы прибыли вместе с РОМОЙ в Африку: ТРРРРР
Давай попробуем изобразить его.
А. И. Богомолова настоятельно рекомендует отказаться от постановки звука Р по подражанию. При правильном произнесении звука Р вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный Р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом (велярный Р).
Произнесение звукосочетания ТР («трыканье»)
Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается. (чаще всего именно так).
Порядок упражнения:
Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса.
Язык «набухает», и слышится звукосочетание ТЖ (у некоторых детей сразу получается сочетание ТР). Зубы в упражнении открыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание ТЖ постепенно перейдет в ТР. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое ТР-ТР
Примечание:
1. Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.
2. Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не набухает и не трыкает.
3. Недостаточно сильная струя воздуха
4. Вместо звукосочетания ТР слышится ТЛ; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к нёбу и быть неподвижным.
Упражнение: РАСКАТИСТОЕ произнесение звукосочетания ТР. После закрепления произнесения короткого ТР необходимо тренировать раскатистое длительное ТР –в начале с помощью пальцев, а затем и без них.
После отработки звукосочетания ТР идет закрепление его в слогах и словах. Звук Р, отделенный от звука Т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук Т (Д) является опорой для удержания языка у нёба.
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы поем песенку пропеллера вертолета (произносим звук Р):
· Губки улыбаются широко;
· Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
· Средняя часть спинки языка опущена
· Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
· Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы поем песенку пропеллера вертолета - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ПРОПЕЛЛЕРА» – это и есть звук Р.
Логопед: Какой звук Р?
Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)
| Физическое развитие
| Двигательная деятельность
| - Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Малыш, давай немного поиграем. Игра называется «Закончи предложение»
В Африке живут ловкие, хвостатые - …обезьяны
В Африке живут большие, толстокожие - …БЕГЕМОТЫ
В Африке живут сильные, гривастые - … ЛЬВЫ
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые - …ЗЕБРЫ
В Африке живут пятнистые, длинношеи … ЖИРАФЫ
В Африке живут выносливые, двугорбые - …ВЕРБЛЮДЫ
В Африке живут огромные, сильные - …СЛОНЫ.
| Познавательное развитие
| Игровая деятельность Познавательная деятельность
| - Игры на развитие ВПФ
Логопед: Давай сыграем в игры «Что изменилось?» и «Кого не стало» (с картинками животных жарких стран от 6 до 10 картинок)
| Познавательное развитие
| Умственная деятельность, игровая деятельность
| 12. Игры на развитие фонематического слуха.
Логопед: Малыш, я буду тебе еще раз называть и показывать разных животных жарких стран, а ты хлопни в ладоши, Если в их названии есть звук Р:
ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРРРРА, ЛЕВ, ЖИРРРАФ, ПАНТЕРРРА, СЛОН, ВЕРРРБЛЮД, БЕГЕМОТ, ТИГРРР, КРРРОКОДИЛ,
Игра «Где звук спрятался» - определение места звука Р в словах: ТИГР, ВЕРБЛЮД, ЖИРАФ
| Речевое развитие
| Речевая деятельность
| - Итог НОД, оценка работы ребенка
Логопед: Малыш, тебе понравилось наше путешествие? Пора возвращаться в детский сад. Ты хорошо потрудился. Скоро ты научишься говорить звук Р.
| Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
| Речевая деятельность Изо-деятельность
| - Домашнее задание
Раскраска «Дикие животные жарких стран» - раскрасить только тех животных, в названии которых есть звук Р. (см.ниже)
| Социально-коммуникативное развитие
| Трудовая деятельность
| - Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД
|
6. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.
|