Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Радость. Что такое мимика?
Разминка Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий. «Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления). «Раз, два, три, за мной повтори» Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны принять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки. «Закончи предложение» Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпизоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагается завершить предложения: «Для ребенка радость — это...» «Для ученика радость - это...» «Для мамы радость это...»
Основное содержание занятия «Зоопарк» Дети получают карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоплотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радоваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрителям — понять, что изображалась именно радость, а не какие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится понятие мимики как средства выражения чувств. «Рисунок радости» Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость». Комментарий для ведущего У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изобразить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».
Занятие 3. Радость. Как ее доставить другому человеку?
Разминка «Отгадай, где я иду» Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае. «Превратись в животное» Участники игры вслед за ведущим по очереди «превращаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадывают, какое именно животное изображается в каждом случае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!» Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.
Основное содержание занятия «Как доставить радость другому человеку?» В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе? «Собираем добрые слова» Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова» Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, получает свою порцию «словесных поглаживаний». Комментарий для ведущего Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на похвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с использованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные поглаживания».
Занятие 4. Жесты Разминка «Отгадай, где я иду» Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осенних листьев, по лужам, по колючей траве босиком...
Основное содержание занятия «Радость можно выразить жестом» Предложите детям показать радость, но лишь одним способом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разному, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест». «Передай сообщение» Дети по очереди превращаются в учительницу, которая должна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п. «Пойми меня!» Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обязательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, например: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н. Побеждает та пара, которая смогла быстрее других достигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.) Работа со сказкой
«Когда молочные зубы сменились постоянными» (автор — Е. Фатеева)
В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворяться замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в классе уже научились этому. Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ставила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, называли глупым, с ним никто не играл. Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить крокодиленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — говорил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?». Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет. II вот однажды в классе появился новый ученик его родители переехали из другой речки. Как ни странно, этот новенький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой плохой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать. С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каждое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вчера. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и старался побольше запоминать.
Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!» Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а четверть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь этого пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним. Вопросы для обсуждения — Что огорчало крокодиленка в начале сказки? — Каким он себя считал и почему? Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учиться лучше»? Какие силы можно найти в себе? — Были ли у вас похожие ситуации? Комментарий для ведущего На этом занятии начинается работа с терапевтической метафорой. Перед прочтением сказки ведущему следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании делать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего обсуждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы желательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о своих тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ребенка были приняты как имеющие право на существование.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.012 с.) |