Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии



Тема 1

Мои чувства

 

Цели:

- обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

- ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева; - обучение пониманию относительности в оценке чувств.

 

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии

 

Введение

Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семеч­ка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солн­це. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вы­рос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.

Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг Другу.

 

Основное содержание занятия

«Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому броса­ют мячик.

«Имя оживает»

Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каж­дый решает, в какое животное (растение) могло бы пре­вратиться его имя.

«Ласковое имя»

Ведущий предлагает во время занятий психологией назы­вать друг друга ласково. Каждое имя можно сделать лас­ковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обратиться к каждому из участников занятий. «Рисунок имени»

Дети представляют, кем каждый из них станет в будущем: известным мореплавателем или врачом, ученым или писа­телем. Допустим, за большие заслуги перед людьми им уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунка­ми. Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах ря­дом с красиво написанным именем. Комментарий для ведущего

Главная задача первого занятия — суметь, с одной стороны, войти в контакт с детьми, создать атмос­феру безопасности и принятия, подчеркнуть отличие заня­тий психологией от остальных уроков, а с другой, — уста­новить необходимые границы.

 

Занятие 2. Радость. Что такое мимика?

 

Разминка

Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обыч­но начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музы­канты в оркестре или как разогревают свои мышцы спорт­смены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредо­точиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.

«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изоб­ражаемое эмоциональное состояние (чередование напря­жения и расслабления).

«Раз, два, три, за мной повтори»

Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны при­нять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки.

«Закончи предложение»

Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпи­зоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагает­ся завершить предложения:

«Для ребенка радость — это...»

«Для ученика радость - это...»

«Для мамы радость это...»

 

Основное содержание занятия

«Зоопарк»

Дети получают карточки с изображениями животных (зай­ца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоп­лотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радо­ваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрите­лям — понять, что изображалась именно радость, а не ка­кие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится поня­тие мимики как средства выражения чувств.

«Рисунок радости»

Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирую­щими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

Комментарий для ведущего

У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изоб­разить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».

 

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае.

«Превратись в животное»

Участники игры вслед за ведущим по очереди «превра­щаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадыва­ют, какое именно животное изображается в каждом слу­чае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!»

Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сна­чала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.

 

Основное содержание занятия

«Как доставить радость другому человеку?»

В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как мож­но больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе?

«Собираем добрые слова»

Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества че­ловека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ре­бята по очереди называют его добрыми словами. Затем каж­дый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, по­лучает свою порцию «словесных поглаживаний».

Комментарий для ведущего

Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на по­хвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с исполь­зованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные погла­живания».

 

Занятие 4. Жесты

Разминка

«Отгадай, где я иду»

Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осен­них листьев, по лужам, по колючей траве босиком...

 

Основное содержание занятия

«Радость можно выразить жестом»

Предложите детям показать радость, но лишь одним спо­собом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разно­му, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест».

«Передай сообщение»

Дети по очереди превращаются в учительницу, которая дол­жна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п.

«Пойми меня!»

Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обя­зательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, на­пример: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н.

Побеждает та пара, которая смогла быстрее других дос­тигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)

Работа со сказкой

 

«Когда молочные зубы сменились постоянными»

(автор — Е. Фатеева)

 

В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворять­ся замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в клас­се уже научились этому.

Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ста­вила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, на­зывали глупым, с ним никто не играл.

Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить кроко­диленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — гово­рил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?».

Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет.

II вот однажды в классе появился новый ученик его ро­дители переехали из другой речки. Как ни странно, этот но­венький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой пло­хой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать.

С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каж­дое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вче­ра. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и ста­рался побольше запоминать.

Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!»

Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а чет­верть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь это­го пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним.

Вопросы для обсуждения

— Что огорчало крокодиленка в начале сказки?

— Каким он себя считал и почему?

Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учить­ся лучше»? Какие силы можно найти в себе?

— Были ли у вас похожие ситуации?

Комментарий для ведущего

На этом занятии начинается работа с терапевти­ческой метафорой. Перед прочтением сказки ведуще­му следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании де­лать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего об­суждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы же­лательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о сво­их тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ре­бенка были приняты как имеющие право на существо­вание.

 

Разминка «В мире животных

«Муха»

Ведущий прикасается к каждому из детей «волшебной па­лочкой», а они должны при этом застыть и представить, что им на нос села муха. Прогнать ее можно только дви­жением носа. (Муха перелетает с места на место, садится то на левый глаз, то на губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.). «Превратись в животное»

Ведущий предлагает детям по очереди загадать и пласти­чески изобразить радостное животное, а остальные отга­дывают, какое животное изображается. Выясняется, что одних животных легче представить радостными, а дру­гих — труднее: у каждого свой характер.

«Фотоохота»

Один из детей изображает какое-либо животное, передви­гаясь по классу. Другой следует за ним, повторяя его дви­жения. Третий, фотоохотник, командует: «Раз, два, три фотография — замри!» Замирают оба ученика — и «жи­вотное», и его «фотография». Остальные сличают «сни­мок» с «оригиналом».

Кричалка «Ура успешной фотоохоте

Эта фраза повторяется вразбивку вслед за ведущим, с на­растанием громкости от слова к слову, затем — со сниже­нием громкости от максимальной до шепота, затем — прокрикивается максимально громко несколько раз.

 

Основное содержание занятия

«Радость можно передать прикосновением»

Ведущий прикасается к ребенку, предварительно загадав любое хорошее качество, которым обладает этот ребенок. Ребенок пытается отгадать, какое из его качеств загадано. Можно привлечь к отгадыванию всю группу. Затем водящими становятся сами дети и, подобно ведущему, «пере­дают радость прикосновением». «Котенок»

Ведущий предлагает детям представить ситуацию: мама принесла в дом котенка. Ему грустно и страшно. Каж­дый из детей по очереди превращается в этого котенка, а остальные гладят его, говорят ему добрые слова, пытают­ся «покормить» и т.д.

Работа со сказкой

«О муравьишке, который пошел в школу*

(автор - Е. Катынская)

Как-то ранней осенью я отправилась в лес за разноцвет­ными листьями... Я шла по кривой тропинке, то и дело на­клоняясь за красивыми листочками. Когда букет был готов, я решила немного отдохнуть и присела на пенек, который вы­рос, как маленький домик, прямо на бугорке. Я провела рукой по пушистому мху и заметила, что я здесь не одна: по мху бегали муравьи. Те, что побольше, несли какие-то прутики и соринки, а малыши копошились все вместе под маленьким сучком. Пока я наблюдала за обитателями пенька, мне при­помнилась история, однажды рассказанная бабушкой...

В одном лесу, на красивой земляничной поляне, жили се­мейства муравьев. Взрослые муравьи ходили на работу, ос­тавляя своих детей дома с бабушкой. В других семьях с ма­лышами оставались мамы. Некоторых муравьишек водили в детский сад за старой сосной.

Прошло время, муравьишки подросли, им пора было идти в школу, где учат писать и читать, где узнают много интерес­ного о лесе, в котором они живут, о жизни муравьев в прошлом. Лесная поляна наполнилась радостной суетой: родители по­купали деткам рюкзачки, в них складывались цветные каран­дашики, ручки и тетрадки, сделанные из тонкой коры клена.

И вот настал день, когда все муравьишки отправились в шко­лу. Их встретил муравей-учитель, который отвел всех в класс.

Муравьишки очень волновались: ведь они теперь ученики, а это так непривычно. Что значит быть учеником, они еще плохо зна­ли. Пока они только разглядывали своего учителя...

Постепенно муравьишки стали привыкать к школе, полю­били своего учителя, нашли друзей... По были и такие, кому было труднее: они скучали по маме, по дому. Одним из таких учеников был малыш по имени Усатик Ресничкин. Усатик по­стоянно думал о доме, отвлекался на уроках. Он ни с кем не мог подружиться, и поэтому на переменках всегда грустил. По утрам ему не хотелось идти в школу. Так продолжалось мно­го дней, и муравьишка думал, что так будет всегда...

И вот как-то утром Усатик, как обычно, собирался в шко­лу. Небо было серым, солнышко спряталось, и от этого было совсем печально. Мама дала Усатику бутерброд с малиновым вареньем и сказала: «Пора...» Усатик плелся по тропинке, смотрел на серое небо, которое, казалось, вот-вот заплачет... И тут с неба упала Капелька.

— Ой, — сказала она. — Муравьишка, почему ты такой грустный?

— Не видишь, что ли, в школу иду, — нехотя отозвался Усатик.

— Ах, в школу! Как это здорово! Значит, ты ученик?

— Ну, ученик, ну и что?

А я вот сижу целыми днями в облачке и мечтаю, что когда-нибудь тоже пойду в школу. Но мы, капельки, не учим­ся... Капелька загрустила.

— А почему ты так хочешь в школу? Там же скучно: сиди себе за партой, а учитель постоянно что-то говорит, иногда даже не успеваешь понимать. А еще там много незнакомых мура­вьев, а еще...

— Что — еще? - спросила Капелька.

— А еще там нет мамы, -вздохнул Усатик.

— Глупыш, когда я с дождиком бываю возле школы, я часто вижу через окно, как много там муравьишек: одни разгляды­вают книжки, другие пишут закорючки.

— Это буквы, поправил Усатик.

— Как это здорово - буквы... А что ты еще знаешь? заинтересовалась Капелька.

— Ну... — с важным видом начал муравьишка, — я знаю про буквы, что их очень много, а из них составляют слова... А еще есть интересные книжки с картинками...

И ты их все умеешь читать? - перебила Капелька.

- Ну нет, пока мне их читает мама или учитель, но потом я и сам научусь!

- Как я тебе завидую, Усатик! Ты найдешь в школе дру­зей, узнаешь много интересного, будешь почти как взрослый. И главное — представь, как будут рады за тебя папа и мама. Ты будешь приходить из школы, рассказывать, как провел время, с кем познакомился, что делал на переменках, какой у тебя учитель. Теперь ты можешь делать что-то сам, без помо­щи мамы, потому что ты ученик.

— Но знаешь, как это трудно, — опять пожаловался Усатик.

— А разве интересно, когда все легко и просто? Ведь это скучно! К тому же, ты ведь не один, все твои друзья тоже впер­вые в школе, им тоже нелегко. Некоторые привыкают быст­рее, а другие чуть медленнее. Но все не могут быть одинако­выми, правда? Кому-то легче, кому-то труднее... Так что, Усатик, беги скорее в школу, а вечером расскажешь маме, какие уроки были сегодня, с кем ты играл. Просто подойди к ней и скажи: «Мам, послушай, как было сегодня в школе».

Спасибо тебе, Капелька! Я побегу, а то опоздаю на урок, — прокричал Усатик.

Он вбежал в школу, поднялся по ступенькам в класс и сел за парту рядом с другим муравьишкой.

— Привет, Усатик, — сказал сосед по парте.

— Доброе утро, — ответил Усатик и улыбнулся.

— А ты сегодня веселый, — отозвался сосед.

Тут воше'л учитель, и начался урок. Усатик огляделся по сторонам: небо за окном не казалось уже таким серым, потому,что там, в тучах, жили капельки. Учитель не казался таким чужим и непонятным, как раньше.

Усатик Ресничкин, открой книжку, — услышал мура­вьишка. Усатик открыл книгу и почему-то улыбнулся. «Я уче­ник», — гордо подумал он.

А вечером, когда мама пришла с работы, Усатик усадил ее на диван и сказал:

— Знаешь, мама, в школе все так необычно...сегодня мы учили новые буквы и еще рисовали картинки, а еще...

— Что еще, малыш? — спросила мама.

- А еще я соскучился по тебе, мамочка, но мне пора де­лать уроки — ведь завтра я снова пойду в школу, а вечером снова расскажу тебе о том, что там было...

Вопросы для обсуждения

- Почему Усатику было сначала грустно в школе?

— Какие самые грустные слова он произнес? («Там нет мамы».)

— Как понимать слова капельки «Надо научиться быть учеником»? Разве этому нужно учиться?

— Попробуйте сказать слова «Я ученик» так же гордо, как их произнес бы Усатик.

— Почему маме не пришлось вечером заставлять Усатика делать уроки?

Комментарий для ведущего

Центральное задание этого занятия — упражнение» «Ко­тенок» — предназначено для работы с умением принимать поддержку. Поэтому совершенно не важно, отгадает ли ребенок то качество, которое задумал ведущий. Главное, чтобы ребенок вслух называл свои предполагаемые хоро­шие качества, чтобы их называл весь класс (как можно больше). Ведущий же на каждый неправильный ответ ре­бенка отвечает словами: «Да, мне нравится в тебе (на­пример, твоя доброта), но я загадал другое качество».

Упражнение «Котенок» предполагает работу с «теле­сными поглаживаниями». «Испуганный котенок» садит­ся на стул перед классом, желающие по очереди гладят и обнимают его.

 

Разминка «Глаза в глаза»

«Мысленная картинка»

Дети закрывают глаза и под музыку «рисуют мысленные картинки». Затем все по очереди обмениваются своими фантазиями, при желании инсценируя их.

«Врунишка»

Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, кто из них будет «врунишкой». Водящий, заглядывая в глаза детей, должен догадаться, кто из них «врунишка».

 

Основное содержание занятия

«Радость можно подарить взглядом»

Ведущий загадывает качество, которое ему нравится в ре­бенке. Затем пристально смотрит ему в глаза, стараясь «пе­редать» загаданное (здесь очень важен контакт глаз). Ребенок должен догадаться, какое качество задумано. Ос­тальные участники группы помогают ему. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети.

Работа со сказкой

 

«Нужная вещь» (автор - Р. Иванова)

Садись поудобнее и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Светит сол­нце, корабль едва покачивается на волнах. Море сливается с небом на горизонте, оно манит тебя вдаль, к далеким неизве­данным землям...

Представь себе, что однажды такой корабль плыл по оке­ану к далеким островам. Обычно люди брали с собой в даль­ний путь множество необходимых вещей. Они складывали их в трюмах своих кораблей. Впрочем, среди нужных вещей по­падались и вещи совершенно ненужные. В трюме нашего ко­рабля тоже лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. В самом темном углу трюма лежал старый ме­шок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что внутри него.

Корабль плыл так Долго, что вещи в трюме стали скучать. Первым заговорил канат.

- Все мы тут нужны, а я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль прича­лит к берегу, то я привяжу его к причалу.

Тут подал голос багор:

— А если канат оборвется? Тогда без меня не обойтись! Как без меня подтянуть корабль к берегу? Значит, я нужнее.

В этот момент заворчал якорь:

— А если корабль будет далеко от берега? Как без меня удержать корабль на месте?

— Да, но чего ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь. — Я связываю тебя с кораблем, значит, я важнее.

Нужные вещи спорили долго, но так и не смогли выяс­нить, кто из них важнее.

Только старый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было похвастаться перед остальными, да и не лю­бил он этого. Он слушал спорщиков молча, а потом не выдер­жал и вмешался.

— Как вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, они не обойдутся без каждого из вас.

Это было ошибкой. Изумленные вещи сначала замолчали, а потом наперебой, все разом набросились на бедный мешок.

— Ах ты, старый толстяк! Ты нам просто завидуешь! Сам-то ты давно никому не нужен!

Они насмехались над бедным мешком и даже забыли про свои раздоры.

А мешок забился обратно в угол и думал: «Действитель­но, кому я нужен? Я такой старый, что никто не помнит, что у меня внутри. Вынули бы меня из трюма и выбросили куда-нибудь». Ему было очень обидно.

Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи начинали смеяться над старым мешком, а он молча страдал.

Однажды на море разыгрался шторм. Волны бились в борт корабля так, что вещи в трюме швыряло из стороны в сторо­ну. Кораблю грозила верная гибель. После одного сильного удара в днище образовалась пробоина, в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штор­мом на палубе.

Тогда снова заговорил старый мешок.

— Надо придумать, как спасти корабль! — воскликнул он, выбираясь из своего угла.

А вещи опять набросились на него с насмешками: «Ах, ты снова пытаешься учить нас?! Мы — умные и нужные вещи, а ты лежал бы в своем углу да помалкивал!». И мешок сно­ва затих.

А тем временем вода в трюме все прибывала. И тогда мешок снова вылез из угла и, кряхтя, направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма. Пробоина оказалась полностью закрытой. Вода перестала поступать в трюм. А тут и люди заметили, что в трюме плещется вода, и принялись от­качивать ее насосом. Вскоре в трюме стало сухо...

А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот ведь как полу­чилось. Выходит, и я на что-то гожусь. Я не дал утонуть ко­раблю, погибнуть людям и нужным вещам». От этих мыслей все его существо наполнилось гордостью.

И тут все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно. Но особенно они смутились, когда раздались голоса людей: «Смотри-ка, это забытый старый мешок заткнул собою пробоину и спас нас от неминуемой гибели!» На душе у старого мешка стало радостно. А люди еще долго вспоминали эту удивитель­ную историю, героем которой стал ничем не примечательный старый мешок.

Вопросы для обсуждения

— О чем спорили вещи в трюме корабля? Почему?

— Что, по вашему мнению, значит «быть нужным другим»?

— Почему мешок заткнул пробоину в трюме?

— Почему в конце сказки «на душе у мешка стало радостно»?

Комментарий для ведущего

При обсуждении сказки полезно обратить внимание на изменение ощущений героя — «старого мешка» - в про­цессе развития сюжета, подробно обсудив, почему в кон­це рассказа «все его существо наполнилось гордостью».

 

Занятие 7. Страх

 

Работа со сказкой

«Девочка с мишкой» (автор - Е Зубарева)

 

В одном обычном городе в обычной семье жила-была обыч­ная девочка Света. У нее было много игрушек, но особенно Света любила маленького плюшевого мишку. Света заменя­ла ему маму: пела ему песенки, баюкала его. А Светина мама рассказывала ей на ночь сказки и потом выходила из комна­ты, поцеловав дочку и пожелав ей спокойной ночи.

Как только погаснет свет, Света накрывалась с головой одеялом, зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие тени: вот-вот поймают ее длинными ру­чищами и начнут мучить. Если не удавалось заснуть, то де­вочка начинала кричать и звать маму. Мама приходила, вклю­чала свет, прижимала Свету к себе, баюкала ее, и тогда девочка засыпала, уверенная в том, что мама рядом и всегда сможет защитить ее.

Однажды родители собрались вечером в гости. Перед ухо­дом мама рассказала дочке сказку. Девочка уснула, а мама спо­койно погасила свет и ушла.

Ночью Света проснулась и увидела, что вокруг нее темно­та. Ее сердце забилось, слезы покатились из глаз; она позва­ла маму, но вспомнила, что ее нет дома. Стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но для этого надо было встать и сделать несколько шагов... Нет, от самой этой мысли мурашки бегут по коже... Света заплакала еще сильнее, сжалась в комочек под одеялом. И вдруг услышала чьи-то всхлипы.

Девочка притихла, вылезла из-под одеяла, оглядела темную комнату. Из глаз ее любимого плюшевого мишки капали слезы!

— Ты тоже плачешь? Ты тоже боишься? Погоди... я по­могу тебе... я не дам тебя в обиду. Я расскажу тебе сказку, а ты вытирай слезы, закрывай глазки и постарайся уснуть.

Света уложила мишку, тихо спела ему колыбельную, рас­сказала одну из маминых сказок.

В это время вернулись родители. Папа услышал звуки в темной комнате, открыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то шептала.

— Почему ты не спишь? Хочешь, я включу свет, если тебе страшно...

— Нет, папочка, тише! Не разбуди мишку!.. Он так боял­ся, плакал, а я ему рассказала сказку. Теперь он спит и ничего не боится. Мне тоже давно пора спать. Спокойной ночи...

«Темноландия» (автор - Р. Масленикова)

 

Жил маленький мальчик. Он ужасно боялся темноты, ни­когда не выключал свет на ночь, старался не оставаться один в темной комнате.

Однажды, заснув при ярком свете, он увидел удивитель­ный сон — яркий, красочный, красивый. Проснувшись, он усом­нился в том, что это был сон - так четко отложились его об­разы в сознании... Он помнил, как закрывал глаза при свете, но сейчас, открыв их, он обнаружил полную темноту. «Это мама выключила свет», — догадался мальчик, и тут заметил рядом с собой маленького человечка. Он был очень смешной: в боль­шом колпаке, который сползал на глаза, в причудливых баш­маках и с огромными ушами.

Привет, Дениска, — поздоровался человечек, дружелюб­но улыбаясь.

Здравствуйте, а вы кто? удивился Дениска (мальчи­ка и вправду так звали). — Я сказочный эльф Энни и пришел сюда, чтобы пока­зать тебе прекрасную волшебную страну, которая называется Темноландия.

— Нет, я не хочу ее смотреть, - отвечал мальчик, я боюсь темноты.

— Я знаю, и мне очень обидно, что ты боишься красоты, которой ты никогда не видел. Пойдем же!

Мальчику не хотелось идти в Темноландию, но он не хо­тел показаться эльфу маленьким трусишкой. Он согласился пойти с ним.

Через мгновение Дениска с эльфом оказались перед чу­десным замком, освещенным полной луной и многочисленны­ми звездочками, которые улыбались мальчику и вежливо здо­ровались с ним.

— Это наш главный замок, а это — ворота в нашу страну. Нравится ли тебе здесь?

— Еще бы! — отвечал мальчик. Мне всегда казалось, что только при солнечном свете, все может быть красивым. Но этот ночной замок просто прекрасен! Он будто осыпан серебрис­тым инеем. Здорово!

Они направились дальше. На пути им встретился чудес­ный водопад, струи которого мерцали в лунном свете. Кру­гом летали восхитительные птицы, некоторые из них плеска­лись в струях водопада.

- Посмотри на горы слева от тебя, говорил эльф. Их вершины покрыты снегом. Видишь, как сияет снег в лун­ных лучах? А теперь пойдем в лес.

- Но в лесу всегда темно и не видно луны, — вспомнил мальчик о своем страхе.

— Но там еще лучше, чем здесь. Пойдем, ты не пожале­ешь, - уговаривал Энни Дениску.

Да, он был прав. В лесной траве сверкали светлячки, мно­го смешных эльфов гуляли здесь, взявшись за руки. Они хо­дили по лесу и слушали пение ночных птиц, любовались свет­лячками, разговаривали с животными. Вот какая наша Темноландия! Но, Дениска, тебе уже пора просыпаться - наступает утро.

Да, я пойду, - отвечал мальчик. — Мне очень у вас понравилось. Здесь очень красиво! До свидания!

— До свидания, — отвечали маленькие эльфы. — Вспо­минай о нас почаще, особенно когда будешь ложиться спать.

— Тебя проводить, Дениска? Тебе не страшно? — спро­сил вдруг эльф Энни. — Ведь в нашей стране нет фонарей.

— Нет-нет, спасибо. Как может быть страшно там, где так красиво?! Я пойду один, — ответил Дениска.

Попрощавшись со всеми эльфами, мальчик пошел домой по чудесному лесу со светлячками, осмотрел еще раз серебри­стые горы, полюбовался напоследок водопадом и прекрасным замком... И тут он открыл глаза и проснулся.

...На следующий вечер, ложась спать, он по привычке ос­тавил свет в комнате включенным, но затем встал и погасил его: «Хочу опять попасть в прекрасную Темноландию!»

Через некоторое время мама вошла в темную комнату Де­ниски и очень удивилась, увидев, как крепко он спит. А папа задумался и сказал: «Наш мальчик, возможно, повзрослел...»

 

Комментарий для ведущего

Основная работа на данном занятии строится на обсуждении сказок. Во время беседы следует поговорить о способах, с помощью которых мальчик и девочка перестали бояться темно­ты. Читать сказки нужно очень медленно, периодически обращаясь к детям со словами: «А у вас было что-то похожее?» Как правило, еще в начале первой сказки ре­бята начинают рассказывать о своих страхахПосле медленного чтения сказок дети рисуют иллюст­рацию к сказке по выбору. Хотя многие хотят и успева­ют нарисовать два рисунка.

 

 

Работа со сказкой

«Маша и Миша» (автор - 0. Хухлаева)

 

В одном большом городе на первом этаже большого дома жила семья: папа, мама и двое детей — Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша — в школу. Они были близнецами, учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими. Одно огорчало их: близнецы многого боялись. Они бо­ялись темноты, непонятных звуков, боялись волков и воров, бо­ялись оставаться дома одни...

Когда близнецы ложились спать, Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который очень громко стрелял, а Маша — саблю от рыцарского костюма. И все-таки каждый раз, засыпая в своих кроватках, они подолгу ворочались, прислушиваясь к каж­дому шороху, так что по утрам их постели выглядели так, будто кто-то нарочно переворачивал все вверх дном.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали на вокзал встречать бабушку. «Кажется, второпях они забыли закрыть дверь», — прошептал сестре Миша. Дети зат­ряслись от страха. Действительно, из коридора, а потом из кух­ни послышались довольно громкие шорохи и шаги. Дети при­открыли дверь в коридор и тут же захлопнули ее. По квартире ходила большая черная собака с опущенным хвостом! Дети придвинули к двери стулья, велосипеды, коробки и забрались под Машину" кровать. Но вдруг в их головы пришла страшная мысль: «А как же мама с папой и бабушка? Что с ними-то будет, когда они вернутся и увидят эту ужасную собаку? А вдруг она бешеная и искусает их?». Дети опять затряслись от страха и тихонько заплакали. Но вдруг Миша встряхнулся и схватил свой пистолет. Маша, глядя на него, быстро вытерла слезы и взяла саблю. «Я испугаю ее», - сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша выст­релил из пистолета, а Маша застучала саблей по стене, а потом по батарее. «Пошла вон!», — закричали они хором. Испуган­ная собака выскочила из квартиры, дети заперли за ней дверь.

Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Им повстречалась соседка, которая видела, как из квартиры выбежала большая черная собака. Дети рассказали, как все было. «Но как же вы решились прогнать такую страшную со­баку?» — спросили родители. — «Неужели вам не было страш­но?» — удивилась бабушка. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись ЗА ВАС!».

 

Комментарий для ведущего

В конце занятия ведущий подводит ребят к выводу, что не бывает «плохих» или «хороших» чувств. В той или иной ситуации чувство может мешать, а может и помо­гать человеку и окружающим его людям.

 

Работа со сказкой

«Маленькая Луна» (автор - А. Серебрякова)

 

Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что и она когда-то была маленькой?

Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяго­тило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появ­ляться одной на черном ночном небе.

С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за дру­гой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее прихо­дом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали малень­кую робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.

Но маленькая Луна никак не могла побороть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие привидения. Мерцание далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить небо и землю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.161 с.)