Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 1 Мои чувства
Цели: - обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; - ознакомление с эмоциями радости, страха, гнева; - обучение пониманию относительности в оценке чувств.
Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии
Введение Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей. Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг Другу.
Основное содержание занятия «Знакомство» Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего — имя того, кому бросают мячик. «Имя оживает» Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каждый решает, в какое животное (растение) могло бы превратиться его имя. «Ласковое имя» Ведущий предлагает во время занятий психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обратиться к каждому из участников занятий. «Рисунок имени» Дети представляют, кем каждый из них станет в будущем: известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. Допустим, за большие заслуги перед людьми им уже при жизни решено поставить памятник. На нем следует написать имя героя и украсить его интересными рисунками. Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выполняют их в альбомах рядом с красиво написанным именем. Комментарий для ведущего Главная задача первого занятия — суметь, с одной стороны, войти в контакт с детьми, создать атмосферу безопасности и принятия, подчеркнуть отличие занятий психологией от остальных уроков, а с другой, — установить необходимые границы.
Занятие 2. Радость. Что такое мимика?
Разминка Ведущий объясняет детям, что занятия психологией обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
«Зайчик испугался — зайчик рассмеялся» По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления). «Раз, два, три, за мной повтори» Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны принять точно такую же. Все застывают в этой позе, а один из учеников назначается «экспертом»: он определяет тех, кто повторил позу неверно, причем учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки. «Закончи предложение» Завязывается беседа, в ходе которой дети вспоминают эпизоды жизни, связанные с радостью. Далее им предлагается завершить предложения: «Для ребенка радость — это...» «Для ученика радость - это...» «Для мамы радость это...»
Основное содержание занятия «Зоопарк» Дети получают карточки с изображениями животных (зайца, волка, медведя и др.). Нужно постараться «перевоплотиться» в них и поочередно показать, как мог бы радоваться медведь, волк и т.д. Затем нужно обсудить с актерами, как им удавалось изобразить радость, а зрителям — понять, что изображалась именно радость, а не какие-либо другие чувства. В ходе беседы вводится понятие мимики как средства выражения чувств. «Рисунок радости» Учащиеся представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость». Комментарий для ведущего У некоторых участников может вызвать затруднение последнее задание. В нашей практике были случаи, когда дети отказывались выполнять рисунок или хотели изобразить «злую радость». Первым приходилось помогать, переформулируя задание: «Нарисуй то, что ты любишь делать». Вторым же мы позволяли изображать то, что им хочется со словами: «Это твоя радость, и ты имеешь право чувствовать и рисовать ее как хочешь».
Разминка «Отгадай, где я иду» Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют эти движения, а затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае. «Превратись в животное» Участники игры вслед за ведущим по очереди «превращаются» в какое-нибудь животное, а остальные отгадывают, какое именно животное изображается в каждом случае, показывая карточки с рисунками животных. Кричалка «Я очень хороший!» Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение повторяется несколько раз.
Основное содержание занятия «Как доставить радость другому человеку?» В ходе беседы на ату тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова... Много ли способов удастся набрать всем вместе? «Собираем добрые слова» Дети вспоминают добрые слова или хорошие качества человека и называют их, перебрасывая друг другу мячик. Слова не должны повторяться! «Скажи мишке добрые слова» Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с мишкой в руках, «превращаясь» в пего. Остальные участники обращаются к водящему в роли мишки, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребенок, побывав в роли мишки, получает свою порцию «словесных поглаживаний». Комментарий для ведущего Последнее задание этого занятия является основным. На нем впервые проводится работа с запретами на похвалу, поскольку это задание вызывает трудности у многих детей, оно выполняется опосредованно, с использованием игрушки. Ведущему нужно быть готовым к тому, что одним ребятам будет сложно придумывать «добрые слова», другим принимать «словесные поглаживания».
Занятие 4. Жесты Разминка «Отгадай, где я иду» Повторите упражнение, выполненное на прошлом занятии (см. занятие 3), но теперь изобразите ходьбу по другим поверхностям, скажем, по горячему песку, по ворохам осенних листьев, по лужам, по колючей траве босиком...
Основное содержание занятия «Радость можно выразить жестом» Предложите детям показать радость, но лишь одним способом: только глазами, только губами, одной рукой, двумя руками (при этом лицо прикрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разному, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест». «Передай сообщение» Дети по очереди превращаются в учительницу, которая должна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т.п. «Пойми меня!» Дети разделяются на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обязательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными и знакомыми детям действиями, например: «принести тетрадь», «вытереть доску», «спять пальто» и т.н.
Побеждает та пара, которая смогла быстрее других достигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.) Работа со сказкой
«Когда молочные зубы сменились постоянными» (автор — Е. Фатеева)
В одной тихой речке жил маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. Когда его зеленая кожа стала твердой, а молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но скоро перестал радоваться, потому что его дела в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворяться замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в классе уже научились этому. Учительница большая темно-зеленая крокодилица — хвалила всех, кроме крокодиленка, а иногда ругала его и ставила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его, называли глупым, с ним никто не играл. Мама очень огорчалась и спрашивала: «В кого ты такой у меня уродился?!» Папа-крокодил грозился отлупить крокодиленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, — говорил он, в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. Л ты что же?». Что мог ответить крокодиленок? Он и сам видел, что ни на что не способен. Он не слушал объяснений учительницы, потому что был уверен: все равно он ничего не поймет. II вот однажды в классе появился новый ученик его родители переехали из другой речки. Как ни странно, этот новенький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? спрашивал он нового друга. Ведь я такой плохой, что со мной даже никто не играет!». А тот отвечал, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше. Он даже объяснил, как это можно сделать. С тех пор крокодиленок начал привыкать вставать каждое утро пораньше и повторять все уроки, которые делал вчера. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и старался побольше запоминать. Вскоре он стал хорошим учеником, научился лучше всех нырять и притворяться бревном. Учительница теперь часто хвалила крокодиленка, а одноклассники стали принимать его в свои игры. Его друг радовался за него: «Я же говорил, что ты сможешь!»
Теперь крокодиленок уже не думал, что он плохой, а четверть окончил на пятерки. Мама и папа устроили в честь этого пир, куда пригласили всех его приятелей. Крокодиленок был счастлив. Он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший». И все радовались вместе с ним. Вопросы для обсуждения — Что огорчало крокодиленка в начале сказки? — Каким он себя считал и почему? Как ему удалось начать учиться лучше? Как вы понимаете слова «он нашел в себе силы учиться лучше»? Какие силы можно найти в себе? — Были ли у вас похожие ситуации? Комментарий для ведущего На этом занятии начинается работа с терапевтической метафорой. Перед прочтением сказки ведущему следует раздать ребятам альбомы и сказать, что во время прослушивания дети могут при желании делать рисунки. Рисовать можно все что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего обсуждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки». Вопросы желательно подготовить заранее с учетом специфики класса. Обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия, так как дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о своих тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ребенка были приняты как имеющие право на существование.
Разминка «В мире животных «Муха» Ведущий прикасается к каждому из детей «волшебной палочкой», а они должны при этом застыть и представить, что им на нос села муха. Прогнать ее можно только движением носа. (Муха перелетает с места на место, садится то на левый глаз, то на губы, щеки, лоб, подбородок и т.д.). «Превратись в животное» Ведущий предлагает детям по очереди загадать и пластически изобразить радостное животное, а остальные отгадывают, какое животное изображается. Выясняется, что одних животных легче представить радостными, а других — труднее: у каждого свой характер. «Фотоохота» Один из детей изображает какое-либо животное, передвигаясь по классу. Другой следует за ним, повторяя его движения. Третий, фотоохотник, командует: «Раз, два, три фотография — замри!» Замирают оба ученика — и «животное», и его «фотография». Остальные сличают «снимок» с «оригиналом». Кричалка «Ура успешной фотоохоте!» Эта фраза повторяется вразбивку вслед за ведущим, с нарастанием громкости от слова к слову, затем — со снижением громкости от максимальной до шепота, затем — прокрикивается максимально громко несколько раз.
Основное содержание занятия «Радость можно передать прикосновением» Ведущий прикасается к ребенку, предварительно загадав любое хорошее качество, которым обладает этот ребенок. Ребенок пытается отгадать, какое из его качеств загадано. Можно привлечь к отгадыванию всю группу. Затем водящими становятся сами дети и, подобно ведущему, «передают радость прикосновением». «Котенок» Ведущий предлагает детям представить ситуацию: мама принесла в дом котенка. Ему грустно и страшно. Каждый из детей по очереди превращается в этого котенка, а остальные гладят его, говорят ему добрые слова, пытаются «покормить» и т.д.
Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу* (автор - Е. Катынская) Как-то ранней осенью я отправилась в лес за разноцветными листьями... Я шла по кривой тропинке, то и дело наклоняясь за красивыми листочками. Когда букет был готов, я решила немного отдохнуть и присела на пенек, который вырос, как маленький домик, прямо на бугорке. Я провела рукой по пушистому мху и заметила, что я здесь не одна: по мху бегали муравьи. Те, что побольше, несли какие-то прутики и соринки, а малыши копошились все вместе под маленьким сучком. Пока я наблюдала за обитателями пенька, мне припомнилась история, однажды рассказанная бабушкой... В одном лесу, на красивой земляничной поляне, жили семейства муравьев. Взрослые муравьи ходили на работу, оставляя своих детей дома с бабушкой. В других семьях с малышами оставались мамы. Некоторых муравьишек водили в детский сад за старой сосной. Прошло время, муравьишки подросли, им пора было идти в школу, где учат писать и читать, где узнают много интересного о лесе, в котором они живут, о жизни муравьев в прошлом. Лесная поляна наполнилась радостной суетой: родители покупали деткам рюкзачки, в них складывались цветные карандашики, ручки и тетрадки, сделанные из тонкой коры клена. И вот настал день, когда все муравьишки отправились в школу. Их встретил муравей-учитель, который отвел всех в класс. Муравьишки очень волновались: ведь они теперь ученики, а это так непривычно. Что значит быть учеником, они еще плохо знали. Пока они только разглядывали своего учителя... Постепенно муравьишки стали привыкать к школе, полюбили своего учителя, нашли друзей... По были и такие, кому было труднее: они скучали по маме, по дому. Одним из таких учеников был малыш по имени Усатик Ресничкин. Усатик постоянно думал о доме, отвлекался на уроках. Он ни с кем не мог подружиться, и поэтому на переменках всегда грустил. По утрам ему не хотелось идти в школу. Так продолжалось много дней, и муравьишка думал, что так будет всегда... И вот как-то утром Усатик, как обычно, собирался в школу. Небо было серым, солнышко спряталось, и от этого было совсем печально. Мама дала Усатику бутерброд с малиновым вареньем и сказала: «Пора...» Усатик плелся по тропинке, смотрел на серое небо, которое, казалось, вот-вот заплачет... И тут с неба упала Капелька. — Ой, — сказала она. — Муравьишка, почему ты такой грустный? — Не видишь, что ли, в школу иду, — нехотя отозвался Усатик. — Ах, в школу! Как это здорово! Значит, ты ученик? — Ну, ученик, ну и что? А я вот сижу целыми днями в облачке и мечтаю, что когда-нибудь тоже пойду в школу. Но мы, капельки, не учимся... Капелька загрустила. — А почему ты так хочешь в школу? Там же скучно: сиди себе за партой, а учитель постоянно что-то говорит, иногда даже не успеваешь понимать. А еще там много незнакомых муравьев, а еще... — Что — еще? - спросила Капелька. — А еще там нет мамы, -вздохнул Усатик. — Глупыш, когда я с дождиком бываю возле школы, я часто вижу через окно, как много там муравьишек: одни разглядывают книжки, другие пишут закорючки. — Это буквы, поправил Усатик. — Как это здорово - буквы... А что ты еще знаешь? заинтересовалась Капелька. — Ну... — с важным видом начал муравьишка, — я знаю про буквы, что их очень много, а из них составляют слова... А еще есть интересные книжки с картинками... И ты их все умеешь читать? - перебила Капелька. - Ну нет, пока мне их читает мама или учитель, но потом я и сам научусь! - Как я тебе завидую, Усатик! Ты найдешь в школе друзей, узнаешь много интересного, будешь почти как взрослый. И главное — представь, как будут рады за тебя папа и мама. Ты будешь приходить из школы, рассказывать, как провел время, с кем познакомился, что делал на переменках, какой у тебя учитель. Теперь ты можешь делать что-то сам, без помощи мамы, потому что ты ученик. — Но знаешь, как это трудно, — опять пожаловался Усатик. — А разве интересно, когда все легко и просто? Ведь это скучно! К тому же, ты ведь не один, все твои друзья тоже впервые в школе, им тоже нелегко. Некоторые привыкают быстрее, а другие чуть медленнее. Но все не могут быть одинаковыми, правда? Кому-то легче, кому-то труднее... Так что, Усатик, беги скорее в школу, а вечером расскажешь маме, какие уроки были сегодня, с кем ты играл. Просто подойди к ней и скажи: «Мам, послушай, как было сегодня в школе». Спасибо тебе, Капелька! Я побегу, а то опоздаю на урок, — прокричал Усатик. Он вбежал в школу, поднялся по ступенькам в класс и сел за парту рядом с другим муравьишкой. — Привет, Усатик, — сказал сосед по парте. — Доброе утро, — ответил Усатик и улыбнулся. — А ты сегодня веселый, — отозвался сосед. Тут воше'л учитель, и начался урок. Усатик огляделся по сторонам: небо за окном не казалось уже таким серым, потому,что там, в тучах, жили капельки. Учитель не казался таким чужим и непонятным, как раньше. Усатик Ресничкин, открой книжку, — услышал муравьишка. Усатик открыл книгу и почему-то улыбнулся. «Я ученик», — гордо подумал он. А вечером, когда мама пришла с работы, Усатик усадил ее на диван и сказал: — Знаешь, мама, в школе все так необычно...сегодня мы учили новые буквы и еще рисовали картинки, а еще... — Что еще, малыш? — спросила мама. - А еще я соскучился по тебе, мамочка, но мне пора делать уроки — ведь завтра я снова пойду в школу, а вечером снова расскажу тебе о том, что там было... Вопросы для обсуждения - Почему Усатику было сначала грустно в школе? — Какие самые грустные слова он произнес? («Там нет мамы».) — Как понимать слова капельки «Надо научиться быть учеником»? Разве этому нужно учиться? — Попробуйте сказать слова «Я ученик» так же гордо, как их произнес бы Усатик. — Почему маме не пришлось вечером заставлять Усатика делать уроки? Комментарий для ведущего Центральное задание этого занятия — упражнение» «Котенок» — предназначено для работы с умением принимать поддержку. Поэтому совершенно не важно, отгадает ли ребенок то качество, которое задумал ведущий. Главное, чтобы ребенок вслух называл свои предполагаемые хорошие качества, чтобы их называл весь класс (как можно больше). Ведущий же на каждый неправильный ответ ребенка отвечает словами: «Да, мне нравится в тебе (например, твоя доброта), но я загадал другое качество». Упражнение «Котенок» предполагает работу с «телесными поглаживаниями». «Испуганный котенок» садится на стул перед классом, желающие по очереди гладят и обнимают его.
Разминка «Глаза в глаза» «Мысленная картинка» Дети закрывают глаза и под музыку «рисуют мысленные картинки». Затем все по очереди обмениваются своими фантазиями, при желании инсценируя их. «Врунишка» Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, кто из них будет «врунишкой». Водящий, заглядывая в глаза детей, должен догадаться, кто из них «врунишка».
Основное содержание занятия «Радость можно подарить взглядом» Ведущий загадывает качество, которое ему нравится в ребенке. Затем пристально смотрит ему в глаза, стараясь «передать» загаданное (здесь очень важен контакт глаз). Ребенок должен догадаться, какое качество задумано. Остальные участники группы помогают ему. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети. Работа со сказкой
«Нужная вещь» (автор - Р. Иванова) Садись поудобнее и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Светит солнце, корабль едва покачивается на волнах. Море сливается с небом на горизонте, оно манит тебя вдаль, к далеким неизведанным землям... Представь себе, что однажды такой корабль плыл по океану к далеким островам. Обычно люди брали с собой в дальний путь множество необходимых вещей. Они складывали их в трюмах своих кораблей. Впрочем, среди нужных вещей попадались и вещи совершенно ненужные. В трюме нашего корабля тоже лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. В самом темном углу трюма лежал старый мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что внутри него. Корабль плыл так Долго, что вещи в трюме стали скучать. Первым заговорил канат. - Все мы тут нужны, а я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то я привяжу его к причалу. Тут подал голос багор: — А если канат оборвется? Тогда без меня не обойтись! Как без меня подтянуть корабль к берегу? Значит, я нужнее. В этот момент заворчал якорь: — А если корабль будет далеко от берега? Как без меня удержать корабль на месте? — Да, но чего ты стоишь без меня? — зазвенела якорная цепь. — Я связываю тебя с кораблем, значит, я важнее. Нужные вещи спорили долго, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее. Только старый мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было похвастаться перед остальными, да и не любил он этого. Он слушал спорщиков молча, а потом не выдержал и вмешался. — Как вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, они не обойдутся без каждого из вас. Это было ошибкой. Изумленные вещи сначала замолчали, а потом наперебой, все разом набросились на бедный мешок. — Ах ты, старый толстяк! Ты нам просто завидуешь! Сам-то ты давно никому не нужен! Они насмехались над бедным мешком и даже забыли про свои раздоры. А мешок забился обратно в угол и думал: «Действительно, кому я нужен? Я такой старый, что никто не помнит, что у меня внутри. Вынули бы меня из трюма и выбросили куда-нибудь». Ему было очень обидно. Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи начинали смеяться над старым мешком, а он молча страдал. Однажды на море разыгрался шторм. Волны бились в борт корабля так, что вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Кораблю грозила верная гибель. После одного сильного удара в днище образовалась пробоина, в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они закричали: «Спасите! Помогите!» Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе. Тогда снова заговорил старый мешок. — Надо придумать, как спасти корабль! — воскликнул он, выбираясь из своего угла. А вещи опять набросились на него с насмешками: «Ах, ты снова пытаешься учить нас?! Мы — умные и нужные вещи, а ты лежал бы в своем углу да помалкивал!». И мешок снова затих. А тем временем вода в трюме все прибывала. И тогда мешок снова вылез из угла и, кряхтя, направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма. Пробоина оказалась полностью закрытой. Вода перестала поступать в трюм. А тут и люди заметили, что в трюме плещется вода, и принялись откачивать ее насосом. Вскоре в трюме стало сухо... А мешок лежал на пробоине и думал: «Вот ведь как получилось. Выходит, и я на что-то гожусь. Я не дал утонуть кораблю, погибнуть людям и нужным вещам». От этих мыслей все его существо наполнилось гордостью. И тут все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно. Но особенно они смутились, когда раздались голоса людей: «Смотри-ка, это забытый старый мешок заткнул собою пробоину и спас нас от неминуемой гибели!» На душе у старого мешка стало радостно. А люди еще долго вспоминали эту удивительную историю, героем которой стал ничем не примечательный старый мешок. Вопросы для обсуждения — О чем спорили вещи в трюме корабля? Почему? — Что, по вашему мнению, значит «быть нужным другим»? — Почему мешок заткнул пробоину в трюме? — Почему в конце сказки «на душе у мешка стало радостно»? Комментарий для ведущего При обсуждении сказки полезно обратить внимание на изменение ощущений героя — «старого мешка» - в процессе развития сюжета, подробно обсудив, почему в конце рассказа «все его существо наполнилось гордостью».
Занятие 7. Страх
Работа со сказкой «Девочка с мишкой» (автор - Е Зубарева)
В одном обычном городе в обычной семье жила-была обычная девочка Света. У нее было много игрушек, но особенно Света любила маленького плюшевого мишку. Света заменяла ему маму: пела ему песенки, баюкала его. А Светина мама рассказывала ей на ночь сказки и потом выходила из комнаты, поцеловав дочку и пожелав ей спокойной ночи. Как только погаснет свет, Света накрывалась с головой одеялом, зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие тени: вот-вот поймают ее длинными ручищами и начнут мучить. Если не удавалось заснуть, то девочка начинала кричать и звать маму. Мама приходила, включала свет, прижимала Свету к себе, баюкала ее, и тогда девочка засыпала, уверенная в том, что мама рядом и всегда сможет защитить ее. Однажды родители собрались вечером в гости. Перед уходом мама рассказала дочке сказку. Девочка уснула, а мама спокойно погасила свет и ушла. Ночью Света проснулась и увидела, что вокруг нее темнота. Ее сердце забилось, слезы покатились из глаз; она позвала маму, но вспомнила, что ее нет дома. Стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но для этого надо было встать и сделать несколько шагов... Нет, от самой этой мысли мурашки бегут по коже... Света заплакала еще сильнее, сжалась в комочек под одеялом. И вдруг услышала чьи-то всхлипы. Девочка притихла, вылезла из-под одеяла, оглядела темную комнату. Из глаз ее любимого плюшевого мишки капали слезы! — Ты тоже плачешь? Ты тоже боишься? Погоди... я помогу тебе... я не дам тебя в обиду. Я расскажу тебе сказку, а ты вытирай слезы, закрывай глазки и постарайся уснуть. Света уложила мишку, тихо спела ему колыбельную, рассказала одну из маминых сказок. В это время вернулись родители. Папа услышал звуки в темной комнате, открыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то шептала. — Почему ты не спишь? Хочешь, я включу свет, если тебе страшно... — Нет, папочка, тише! Не разбуди мишку!.. Он так боялся, плакал, а я ему рассказала сказку. Теперь он спит и ничего не боится. Мне тоже давно пора спать. Спокойной ночи... «Темноландия» (автор - Р. Масленикова)
Жил маленький мальчик. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, старался не оставаться один в темной комнате. Однажды, заснув при ярком свете, он увидел удивительный сон — яркий, красочный, красивый. Проснувшись, он усомнился в том, что это был сон - так четко отложились его образы в сознании... Он помнил, как закрывал глаза при свете, но сейчас, открыв их, он обнаружил полную темноту. «Это мама выключила свет», — догадался мальчик, и тут заметил рядом с собой маленького человечка. Он был очень смешной: в большом колпаке, который сползал на глаза, в причудливых башмаках и с огромными ушами. Привет, Дениска, — поздоровался человечек, дружелюбно улыбаясь. Здравствуйте, а вы кто? удивился Дениска (мальчика и вправду так звали). — Я сказочный эльф Энни и пришел сюда, чтобы показать тебе прекрасную волшебную страну, которая называется Темноландия. — Нет, я не хочу ее смотреть, - отвечал мальчик, я боюсь темноты. — Я знаю, и мне очень обидно, что ты боишься красоты, которой ты никогда не видел. Пойдем же! Мальчику не хотелось идти в Темноландию, но он не хотел показаться эльфу маленьким трусишкой. Он согласился пойти с ним. Через мгновение Дениска с эльфом оказались перед чудесным замком, освещенным полной луной и многочисленными звездочками, которые улыбались мальчику и вежливо здоровались с ним. — Это наш главный замок, а это — ворота в нашу страну. Нравится ли тебе здесь? — Еще бы! — отвечал мальчик. Мне всегда казалось, что только при солнечном свете, все может быть красивым. Но этот ночной замок просто прекрасен! Он будто осыпан серебристым инеем. Здорово! Они направились дальше. На пути им встретился чудесный водопад, струи которого мерцали в лунном свете. Кругом летали восхитительные птицы, некоторые из них плескались в струях водопада. - Посмотри на горы слева от тебя, говорил эльф. Их вершины покрыты снегом. Видишь, как сияет снег в лунных лучах? А теперь пойдем в лес. - Но в лесу всегда темно и не видно луны, — вспомнил мальчик о своем страхе. — Но там еще лучше, чем здесь. Пойдем, ты не пожалеешь, - уговаривал Энни Дениску. Да, он был прав. В лесной траве сверкали светлячки, много смешных эльфов гуляли здесь, взявшись за руки. Они ходили по лесу и слушали пение ночных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными. Вот какая наша Темноландия! Но, Дениска, тебе уже пора просыпаться - наступает утро. Да, я пойду, - отвечал мальчик. — Мне очень у вас понравилось. Здесь очень красиво! До свидания! — До свидания, — отвечали маленькие эльфы. — Вспоминай о нас почаще, особенно когда будешь ложиться спать. — Тебя проводить, Дениска? Тебе не страшно? — спросил вдруг эльф Энни. — Ведь в нашей стране нет фонарей. — Нет-нет, спасибо. Как может быть страшно там, где так красиво?! Я пойду один, — ответил Дениска. Попрощавшись со всеми эльфами, мальчик пошел домой по чудесному лесу со светлячками, осмотрел еще раз серебристые горы, полюбовался напоследок водопадом и прекрасным замком... И тут он открыл глаза и проснулся. ...На следующий вечер, ложась спать, он по привычке оставил свет в комнате включенным, но затем встал и погасил его: «Хочу опять попасть в прекрасную Темноландию!» Через некоторое время мама вошла в темную комнату Дениски и очень удивилась, увидев, как крепко он спит. А папа задумался и сказал: «Наш мальчик, возможно, повзрослел...»
Комментарий для ведущего Основная работа на данном занятии строится на обсуждении сказок. Во время беседы следует поговорить о способах, с помощью которых мальчик и девочка перестали бояться темноты. Читать сказки нужно очень медленно, периодически обращаясь к детям со словами: «А у вас было что-то похожее?» Как правило, еще в начале первой сказки ребята начинают рассказывать о своих страхахПосле медленного чтения сказок дети рисуют иллюстрацию к сказке по выбору. Хотя многие хотят и успевают нарисовать два рисунка.
Работа со сказкой «Маша и Миша» (автор - 0. Хухлаева)
В одном большом городе на первом этаже большого дома жила семья: папа, мама и двое детей — Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша — в школу. Они были близнецами, учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими. Одно огорчало их: близнецы многого боялись. Они боялись темноты, непонятных звуков, боялись волков и воров, боялись оставаться дома одни... Когда близнецы ложились спать, Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который очень громко стрелял, а Маша — саблю от рыцарского костюма. И все-таки каждый раз, засыпая в своих кроватках, они подолгу ворочались, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам их постели выглядели так, будто кто-то нарочно переворачивал все вверх дном. Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали на вокзал встречать бабушку. «Кажется, второпях они забыли закрыть дверь», — прошептал сестре Миша. Дети затряслись от страха. Действительно, из коридора, а потом из кухни послышались довольно громкие шорохи и шаги. Дети приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули ее. По квартире ходила большая черная собака с опущенным хвостом! Дети придвинули к двери стулья, велосипеды, коробки и забрались под Машину" кровать. Но вдруг в их головы пришла страшная мысль: «А как же мама с папой и бабушка? Что с ними-то будет, когда они вернутся и увидят эту ужасную собаку? А вдруг она бешеная и искусает их?». Дети опять затряслись от страха и тихонько заплакали. Но вдруг Миша встряхнулся и схватил свой пистолет. Маша, глядя на него, быстро вытерла слезы и взяла саблю. «Я испугаю ее», - сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша выстрелил из пистолета, а Маша застучала саблей по стене, а потом по батарее. «Пошла вон!», — закричали они хором. Испуганная собака выскочила из квартиры, дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Им повстречалась соседка, которая видела, как из квартиры выбежала большая черная собака. Дети рассказали, как все было. «Но как же вы решились прогнать такую страшную собаку?» — спросили родители. — «Неужели вам не было страшно?» — удивилась бабушка. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись ЗА ВАС!».
Комментарий для ведущего В конце занятия ведущий подводит ребят к выводу, что не бывает «плохих» или «хороших» чувств. В той или иной ситуации чувство может мешать, а может и помогать человеку и окружающим его людям.
Работа со сказкой «Маленькая Луна» (автор - А. Серебрякова)
Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что и она когда-то была маленькой? Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяготило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появляться одной на черном ночном небе. С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за другой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее приходом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали маленькую робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты. Но маленькая Луна никак не могла побороть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие привидения. Мерцание далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить небо и землю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.161 с.) |