Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8. Архитектура Византии IV - XV вв.
Основные исторические процессы рассматриваемого периода В начале IV в. Римская империя вступила в последнюю фазу своего исторического развития. Этот процесс сопровождался серьёзными изменениями в идеологии, требовалось новое объяснение законов мироздания. В это время, как одна из сект иудаизма, возникает христианство. Кризис рабовладельческого общества выдвинул христианство на первый план идеологической жизни, т.к. оно оказалось наиболее приспособленным к новым условиям и стало лучшим инструментом удержания в повиновении угнетённых обещанием посмертного воздаяния. В 313 г. при императоре Константине было разрешено свободное исповедование христианской религии. Позднее при императоре Феодосии оно было провозглашено единственной государственной религией и стало мощным объединяющим фактором для всех народов и слоёв Восточной и Западной Римских империй. Изменения в мировосприятии людей неизбежно должны были найти отражение в поисках новой выразительности искусства, требовали коренных изменений архитектурного стиля. Так было вызвано к жизни раннехристианское искусство, а за ним византийское, явившееся его непосредственным развитием и продолжением. История Византии, восточной Римской империи, длилась с основания Константинополя в 327 г. и до захвата его турками в 1453 г. Развитие византийского искусства и архитектуры началось с периода Раннехристианской архитектуры (IV - начало VI в.), когда Западная и Восточная Римские империи сохраняли еще культурное единство. Это период становления основ христианского вероучения и организации церкви. Новые принципы получили законченное выражение в Ранневизантийской архитектуре (VI в. - начало VII в.). Далее можно выделить период Средневизантийской архитектуры (VII - XII вв.), и завершает её историю Поздневизантийская архитектура (XII - XV вв.). Строительные приёмы и конструкции Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии, своды делались из кирпича или камня. Перекрытия - по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный приём - тромпы.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарешенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба. Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный свод, что явилось наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры. Стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Основным строительным материалом византийской архитектуры был кирпич квадратной формы - плинфа - размером от 30х30 до 70х70 см, или меньше, толщиной 5 - 8 см. Кладка имела специфический характерный вид, велась на толстых швах известкового раствора, в который нередко добавлялась цемянка - толченый кирпич, от чего раствор становился более прочным, гидравлически стойким и приобретал красивый розовый цвет. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась. Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю - без применения дорогостоящих лесов. При возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами кирпича. Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очертанием. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми листами. В то же время в восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень, своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тёсаным применялся бутовый камень на растворе. Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.
В VIII - IX вв. преобладающим архитектурным типом в странах византийской культуры стала крестовокупольная система. Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием, теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен написанный на рубеже VI-VII вв. оригинальный труд епископа Исидора "20 книг начал, т. е. истинных знаний", в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основывающийся на работе Витрувия, отражает также потребности византийского времени. Здания и архитектурные комплексы Раннехристианская архитектура В период становления основ христианского вероучения христианские секты были вынуждены скрывать места своих собраний. Христианские проповедники выступали в синагогах, а собрания общин проходили в домах их членов. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома. В начале IV века, когда христианская религия стала господствующей, постепенно стали появляться новые типы зданий - раннехристианские храмы - базилики. Базилика святого Петра в Риме (324 - 349 гг.) и базилика святого Павла за стенами Рима (IV в.) - характерные примеры структурного построения древнехристианской церкви. Первые базилики по своим планам, конструкциям и архитектурному образу были в значительной степени одинаковы на всей территории бывшей Римской империи. В дальнейшем базиликальный тип храма получил широкое распространение во всех странах, где в IV-VI вв. утвердилась христианская религия. Кроме прямоугольных храмов с базиликальным разрезом, строились и центрические здания, которые в VI-VII вв. стали преобладающим и характерным типом византийского зодчества. Центрическая композиция особенно подошла для сооружения мавзолеев, а также крещален - баптистериев. К раннехристианскому периоду относится и строительство столицы Византии - Константинополя, основанного императором Константином I в 330 г. на европейском берегу пролива Босфор. Население города росло очень быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. Торжественная церемония открытия новой столицы состоялась 11 мая 330 г., т. е. всего через пять лет после начала строительства. Ранневизантийская архитектура (У1в. - начало VII в.). Государственное строительство ранневизантийской империи во времена правления императора Юстиниана, как сообщает о том византийский историк Прокопий, включало в себя монастыри, оборонительные сооружения, в том числе стены вокруг старых и новых городов. В большом количестве строились водопроводы, водохранилища, мосты, дороги, форумы, рынки, странноприимные дома, больницы. Одним из средств возвеличения императорской власти и укрепления авторитета новой ещё религии было развернутое строительство христианских церквей. Широкое распространение получили здания центрической композиции. Естественно было соединение двух типов сооружении - вытянутой вдоль продольной оси базилики повсеместно использовавшейся как церковь раннего периода христианства, и купольного центрического здания. Так возник новый тип постройки - купольная базилика.
Император Юстиниан решил увеличить славу столицы, создав такой храм, который своим великолепием затмил бы все, что было построено в Константинополе до этого. Утром 23 февраля 523 г. на 40-й день после пожара, уничтожившего небольшую церковь святой Софии, состоялась закладка фундамента нового храма святой Софии. Подробнее… Диаметр центрального купола храма - 31,4 м. Конструкция купола выполнена чересчур смело. Купол поднят на высоту 40 м, его поддерживают четыре подпружные арки с парусами над четырьмя угловыми столбами. Распор купола воспринимается в двух направлениях - по поперечной оси он передается массивным пилонам, промежуток между которыми заполнен стенами, частью основанными на аркадах. По продольной оси с обеих сторон распор погашается встречным давлением больших полукруглых экседр. Боковой распор от них в свою очередь переходит на находящиеся внизу три малых экседры. Таким образом, вся эта конструктивно логичная система дает возможность значительно, почти вдвое увеличить и растянуть по длине подкупольное пространство, не нарушая в то же время его единства (см. разрез собора). Подробнее… Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. И не удивительно, что через 5 лет 11 мес. и 10 дней после пожара храм был готов. В день открытия храма император на колеснице, запряженной четверкой лошадей, подъехал к главному входу, быстро прошел до середины собора и, подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. Я превзошел тебя, о Соломон!". Храм Св. Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры, являясь образцом для многих сооружений. Ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма. Его композиция служила образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. Для тысячелетней истории византийского зодчества собор Софии имеет такое же значение, как Парфенон для античной Греции или Пантеон для Древнего Рима. В дальнейшем внешний облик и интерьер собора претерпевал не раз большие перемены. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, превратили собор в мечеть. Близ четырех углов ее встали высокие минареты, а кругом появились купола многочисленных мавзолеев мусульманских святых. Средневизантийская архитектура (VII - ХII вв.). В средневизаитийское время не строились такие огромные сооружения, как собор Софии в Константинополе. Постоянные войны и феодализация страны ограничивали экономические возможности, да и постройка церквей в монастырях и феодальных усадьбах требовала преимущественно зданий небольших размеров. Интерьерам храмов придавался камерный, интимный характер, а стремление к возможной дематериализации как бы одухотворенности формы осталась в наследство от ранневизантийской архитектуры.
Памятники средневизантийского времени - монастырь Хосиос Лукас (святого Луки) в Фокиде (XI в.), монастырь Дафни на окраине Афин (XI в) и собор св. Марка в Венеции (XI в.). Подробнее… Время VI-VIII вв. подготовило развитый стиль византийской архитектуры IX - XII вв. Поздневизантийская архитектура (XIII - XV вв.) Время поздневизантийской архитектуры соответствует развитию готики и зарождению Ренессанса в Западной Европе, сложению Русского централизованного государства в Восточной Европе. В византийских постройках позднего периода можно найти элементы, дальнейшее развитие которых привело бы к сближению их архитектуры с готической, а в более поздних зданиях - и с ренессансной. XIV столетие отмечено строительством Влахернского дворца в Константинополе, от которого сохранился корпус, названный турками Текфур-Серай. Замечателен его северный фасад с регулярным расположением окон и фигурной кирпичной кладкой стены. Примерами церковной архитектуры могут быть: церковь монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами) конца XIII в. - начала XIV в., замечательная своими мозаиками и фресками, и церковь Богородицы Перивлепты (сейчас церковь Климента в Охриде, 1295 г) Особенности и достижения Византийской архитектуры 1. Архитектура римских древнехристианских базилик оказала большое влияние на дальнейшее развитие западноевропейской культовой архитектуры, как по образу, так и по основной планировочной схеме. Базиликальный тип храма получил широкое распространение во всех странах, где в IV-VI вв. утвердилась христианская религия. Римские базилики и сейчас производят сильное впечатление своими грандиозными размерами, высоким средним нефом, смело перекрытым висячими деревянными стропилами с плоским подвесным потолком, пролетом более 20 - 25 м. 2. Культура, которую мы условно называем византийской, означает не только культуру и архитектуру самого византийского государства, но характеризует определенный этап в развитии европейской (а также переднеазиатской и североафриканской) культуры и искусства. Черты, присущие искусству Византии - дематериализация и особый символический строй - можно видеть в раннехристианском искусстве IV - VI вв. по всему Средиземноморью, Передней Азии и Закавказью. Позднее эти черты проявились в Германии VIII в., Южной Франции, Сицилии, Древней Руси и ряде других стран IX - X вв., никогда не знавших власти константинопольских императоров. 3. В начальном периоде своей истории византийские зодчие разрабатывали, главным образом, архитектуру интерьера. Первоначально повсюду был распространен базиликальный тип храма, далее в основу своих исканий они положили купол, подкупольное пространство, где развивалось главное действие церковной службы. Уже начиная с VI в. в византийской архитектуре обозначился переход к преобладанию центрических композиций.
4. Основным достижением византийской архитектуры, начиная с VIII-IX вв., явилось создание и разработка крестовокупольной системы центрических зданий, элементы которых зародились ещё в более ранний период. В крестовокупольных сооружениях все составные части взаимно связаны и подчинены друг другу. В этой архитектуре в совершенстве осуществлён принцип обеспечения устойчивости здания путём взаимоуничтожения противоположных усилий - распор, возникающий при сооружении арок, сводов и куполов больших пролетов, воспринимается нижерасположенными полукуполами, сводами и контрфорсами. 5. Византийская архитектура выработала свои законы тектоники, основанные на использовании арочных, сводчатых и купольных конструкций. В отличие от тектоники, выявляющей стоечно-балочную конструкцию античного ордера, византийская архитектура основана на тектонической выразительности самих сводов и стен как оболочки, организующей и выделяющей отдельные части пространства. И стена, несущая сама себя, и давящее на неё плоское или сводчатое перекрытие, трактуются как ограждающие поверхности. Материал стены сохраняет свою целостность, проёмы просто вырезаются в её толще. Стена и аркада органически связываются между собой, не теряя единства и цельности. 6. Если в архитектуре Древнего Мира основным средством воздействия была тяжёлая масса стены, а в античности - простейшая стоечно-балочная система, то в византийской архитектуре раннего средневековья (начиная с первого ее древнехристианского этапа) впервые в истории человечества решалась задача передачи в материальных формах непостижимых (на данном периоде развития общества) и непознаваемых сил мироздания. При этом византийское зодчество внесло в средневековое искусство динамичность и одухотворенность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.022 с.) |