Лекция 7. Архитектура Древнего Рима VII В. До Н. Э. - IV В. Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Архитектура Древнего Рима VII В. До Н. Э. - IV В. Н. Э.



Основные исторические процессы рассматриваемого периода 

История древнего Рима - заключительный этап в развитии рабовладельческой формации. Античный Рим - это образец классического развития рабовладельческого государства от его зарождения, укрепления и расцвета до постепенного упадка.

История архитектуры древнего Рима делится на три основные части:

1. Этрусско-архаический период - VII-V вв. до н. э.

2. Республика - IV-I вв. до н. э.

3. Империя:

а) ранняя - I в. до н. э. - I в.;

б) время расцвета - I-II вв., правление династий императоров Флавиев и Антониев;

в) поздняя империя - II-1Vвв., до разделения на Восточную и Западную римские империи (30 г. до н. э. - V в. н. э.)

В период VII-V вв. до н. э. культура и архитектура Рима являлись частью этрусской культуры и архитектуры. Этруски жили на территории Италии в IX-VIII веке до н. э., занимались ремеслом, торговлей, имели мощный военный флот, чтобы противостоять греческой экспансии. В III в. до н. э. римляне полностью подчинили себе Этрурию.

Временем основания Рима предания называют 753 г до н. э. До середины II в. до н. э. Рим вёл войны за преобладающее влияние в районе Средиземного моря. Результатом их стало ничем не ограниченное господство Рима на огромной территории от Атлантического океана до Балканского полуострова и Малой Азии.

Второй век, точнее с 60-х гг. I в. до 60-х гг. II в., был временем нарастающего подъема мощи Римской империи. При императорах Траяне (98-117 гг.) и Адриане (117-138 гг.) Рим переживал период наибольшей силы.

С конца III в. в Римской империи становятся заметными тенденции возникновения элементов будущего феодального строя. Рабский труд и в городе и в деревне начинает терять свое значение, и в практику входят новые формы подчиненности, приближающиеся к крепостной зависимости. В этих условиях и при растущем давлении складывающихся в народности союзов племен готов, германцев, гуннов и других варваров становилось невозможным сохранить целостность огромной империи. Эти процессы, усилившиеся в III веке, вызвали кризис и к концу IV в привели к упадку и гибели великую империю.

Строительные приёмы и конструкции

Римская архитектура складывалась на основе древнейшей культуры этрусков (I тыс. до н. э.) и греческой архитектуры.

Появление специфических черт в римской архитектуре в сильной мере было вызвано тем, что с завоеванием больших территорий, далеко оторванных от метрополии, возникла необходимость в крупных строительных работах, связанных с закреплением и освоением новых районов в чуждых странах. В больших масштабах велись работы по строительству военных лагерей, из которых многие со временем выросли в крупные города; стратегических дорог, мостов, гаваней, складов и др. Строились акведуки, амфитеатры, термы (бани), базилики с залами для суда и торговли, многоэтажные жилые дома- инсулы и многое другое. Новые типы зданий и сооружений имели сложную необычную планировку и требовали иных, чем прежде, конструктивных решений. Это в большей мере вызывало распространение арок и сводов.

Гардский мост - акведук - протяжённостью 275 м состоит из 3-х ярусов арочных устоев. Общая высота - 49 м. Пролёт наибольшей арки - 24,5 м (очень много для того времени). Сооружение отличают простота и гармония форм, крупный масштаб.

Подобные сооружения, особенно строившиеся в новых районах, требовали ускоренных темпов возведения, многие из них были весьма крупными по масштабу. Это заставляло строителей искать новые технические приемы. Так, в III-II вв. до н. э. возникает, а с I в. до н. э. и далее получает большое развитие применение техники бетона.

Бетон открыл новые возможности для развития сводчатых конструкций. Распространёнными видами сводов в период Республики были цилиндрические и полусферические (купола). Тяжесть и распор таких конструкций воспринимали несущие стены. Для перекрытия квадратных ячеек применялся также крестовый свод, получивший развитие в императорский период.

Были у древних строителей и собственные рецепты изготовления строительных материалов. Римская мальта (строительный раствор) до сих пор остается для химиков загадкой.

Большое развитие получили деревянные конструкции. Для строительства из бетона необходима была опалубка, иногда очень сложной конструкции, близкая нашим современным фермам. Решётчатые деревянные конструкции широко использовались и для сооружения мостов.

Железо широко применялось в виде скоб, скрепок, штырей.

По свидетельству Витрувия в римских термах (банях) с помощью вертикальных и горизонтальных стержней устраивался металлический каркас подвесного потолка, по которому устраивался настил из кирпича, снизу оштукатуренный для предохранения деревянных конструкций кровли от влаги и порчи.

В древнем Риме продолжали развиваться стеновые и стоечно-балочные конструкции. Еще в древней Греции были в совершенстве отработаны пластические архитектурные формы каркасной стоечно-балочной конструкции. В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь применялись 5 ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Тосканский ордер - самый простой. Массивные колонны - без каннелюр, деревянный антаблемент - без барельефов.

Дорический - в отличие от греческого имел более стройные пропорции, меньшую высоту антаблемента, колонны часто не имели каннелюр, но опирались на базы.

Ионический - в наибольшей степени походил на греческий. Но усложнились элементы карниза. Поддерживающая часть стала равна венчающей.

Коринфский - стал в отличие от Греции господствующим ордером, особенно в императорский период. Отличался стройными пропорциями и декоративным богатством: богатая база, удлиненная капитель с угловыми волютами и 3 яруса листьев аканта вырастают из колонны, богатый карниз.

Композитный - повторяет коринфский, но отличается капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордера.

5 ордеров Древнего Рима - это закономерный ряд стоечно-балочной конструкции.

При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность, величественность или простоту и монументальность) архитекторы выбирали соответствующий ордер. При этом римляне использовали ордера как в реальном конструктивном значении (галереи и т.п.), так и в декоративном, механически "накладывая" её на массив стены.

Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных работ, особенно штукатурных. По непросохшему слою для впитывания и долговечности наносилась живопись - "фрески". В отделке применяли мраморные и терракотовые плиты разных оттенков, мозаику, скульптурные украшения.

При строительстве наблюдался высокий уровень организации труда. Грандиозные сооружения возводились в короткие сроки, (Колизей был построен всего за 5 лет). Умело сочетался труд небольшого числа опытных мастеров с трудом огромной массы неквалифицированных рабов. Внедрялась типизация элементов, что облегчало организацию производства.

Решение практических задач, поставленных в Римскую эпоху, требовало обобщения предшествующего и современного опыта. От этого времени сохранился первый из дошедших до нас трактатов по зодчеству - "Десять книг по архитектуре" Витрувия - это энциклопедия знаний по архитектуре и инженерному делу. Именно в этом труде Витрувий писал о важности понимания архитектуры как синтеза её 3-х основных сторон: пользы, прочности и красоты.

Здания и архитектурные комплексы

О римском жилом доме, об особенностях быта населявших его людей мы знаем многие подробности благодаря археологическому изучению города Помпеи.

Город Помпеи занимал площадь размером 1200х700 м, где жило до 20 000 человек. Его окружали стены высотой 8 м. Здесь исторически возникли два форума (площади): главный - гражданский, с храмами, базиликой и рынком, и второй - где находились два театра - на 5000 и 1500 зрителей. Кроме того, в юго-восточном углу города был амфитеатр на 20000 человек. Основные улицы были прямыми и шли по направлению с юго-востока на северо-запад - по правилам греческой планировки. Ширина обычных помпейских улиц 3-4 м, главных - 6-7 м. Проезжая часть мостилась каменными плитами, тротуар, как правило, выделялся лишь с одной стороны и был приподнят на 40 см над мостовой.

Большую часть городской застройки составляли небольшие небогатые дома в несколько комнат, группировавшихся кругом атриума, а иной раз и лишенные его. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставалась открытая часть для освещения и стока воды. В более богатых домах к этрусско-италийскому атриуму добавлялся еще эллинистический перистильный двор или небольшой садик в дальней части дома. Дома обычно имели один, иногда два этажа.

Загородные виллы зажиточных горожан, поражавшие роскошью и великолепием, на севере полуострова отапливались с помощью калориферной системы: по глиняным и металлическим трубам подавалась тёплая вода. Римляне изобрели остроумную отопительную систему - гипокауст, которую использовали в банях и жилых домах.

Канализационные стоки направлялись в Тибр главным образом через огромный канализационный коллектор "Клоака Максима", строительство которого было начато ещё в VI в. до н.э.

В императорский период в господствующем классе усиливается процесс расслоения, с одной стороны выделяются богачи, с другой - обедневшие люди, жившие на подачки, на бесплатное распределение продуктов. Одним из средств отвлечь их от стремления к активному решению жизненных проблем были массовые зрелища. Для этого строились цирки (преимущественно для конских состязаний) и амфитеатры (для выступлений гладиаторов), где должны были находить выход самые низменные инстинкты римских граждан. Если в античной Греции для театров всегда использовался естественный рельеф местности с его последующей обработкой и приведением к необходимой геометрической форме, то римские театры строились на территории города почти всегда на ровных площадках среди городской застройки, а места для зрителей, располагавшиеся амфитеатром, основывались на искусственно сооруженных специальных конструкциях.

Колизей - крупнейший амфитеатр Рима, предназначался для боёв гладиаторов и других состязаний.

Архитектура времени Адриана (117-138 гг.) отличалась высоким профессиональным мастерством, поисками новой выразительности, новых композиционных приемов, новых художественных образов, новых конструкций. Достижением мировой архитектуры явилось сооружение Пантеона.

В первые века нашей эры Рим достиг необыкновенного расцвета. Именно от этого времени идёт пословица "Все дороги ведут в Рим". Судя по вместимости цирков, амфитеатров и других общественных сооружений население Рима составляло примерно 1,5 млн. человек. Это был очень крупный город. (В греческих Афинах было 180 тыс. чел., а в Александрии полмиллиона). Долгое время Рим был городом одноэтажных и глинобитных хижин, крытых тростником или соломой; в эпоху республики здесь преобладала одноэтажная застройка из кирпича-сырца, в эпоху империи получили широкое развитие доходные дома - инсулы.

Важное место в строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала.

А как развивались римские ансамбли - форумы? Сначала это были площади - рынки с лавками по периметру. С течением времени они превратились в нарядные площади для общественных собраний, торжеств.

Один из наиболее распространённых типов мемориальных сооружений в императорском Риме - триумфальные арки. Примеры - арки Тита (70-е годы) и арка Константина (IV в.). Подробнее…

Говоря об архитектуре Древнего Рима, нельзя не сказать о термах. Термы (бани) - сооружения, служившие для удовлетворения многих бытовых потребностей римского населения. Подробнее…

Наиболее известны Термы Каракаллы - 216х120 м, окружённые садами. Площадь участка - 12 га. Перекрытие центрального зала обычно представляло собой 3 смежных крестовых свода. Интерьер поражал блеском и роскошью. Центральный зал часто делался круглой формы с купольным покрытием до 34 м. Термы вмещали до 1600 человек. Фасад же был прост, покрыт штукатуркой.

В III - IV вв Римскую империю охватил кризис. Началась непрерывная цепь восстаний в армии, восстаний солдат, колонов и рабов. Античное рабовладение перестало быть удовлетворительной формой организации общества. Начинается процесс феодализации Римской империи, становления новых общественных отношений, и соответственно нового мировоззрения, требующего новой культуры, искусства, архитектуры. Теперь единое прежде государство делится на Западную и Восточную Римские империи. В это время закладываются многие архитектурные и конструктивные принципы, которые в значительной степени явились основой архитектуры и разрабатывались в последующие века в зодчестве Византии и Западной Европы.

Базилика Максенция (307 - 312) - одно из наиболее грандиозных сооружений древнего Рима, является характерным примером новых идей в архитектуре поздней империи.

Основные особенности и достижения архитектуры Древнего Рима

1. Римское рабовладельческое государство объединило в единое целое все области Средиземноморья и прилегающего к нему района. Оно дало основу развития культуры странам, которые впоследствии много веков играли основную роль в мировой истории архитектуры и искусства. Многие архитектурные формы, конструкции и строительные приемы непосредственно вошли в средневековую архитектуру, а также были использованы в период Возрождения, положившего начало архитектуре Нового времени в Европе.

2. Организация общества римского типа была во многом противоположна греческой античности. Гуманистичность, человечность присущие греческому искусству, были утрачены. В архитектуре Рима ярко выражена идея господства, подавления мощью, величиной, многократным повторением одних и тех же элементов.

3. В римской архитектуре были разработаны типы общественных зданий, принявшие законченную, функционально обоснованную форму, технически совершенную и убедительную по образу. Многие из них дожили до нашего времени: театры, амфитеатры, стадионы, мемориально-символические сооружения - триумфальные арки и колонны. Римская архитектура дает примеры величия и монументальности как комплексов общественного назначения, так и чисто инженерных сооружений.

4. Инженерное искусство достигло чрезвычайно высокого уровня, многие древнеримские сооружения оказались настолько долговечными, что могут использоваться и в наши дни - мосты, дороги, акведуки и др. Возможность использовать в крупных масштабах дешевый физический труд рабов способствовала развитию техники бетона, доведенной до большого совершенства. В римской архитектуре была решена проблема перекрытия больших пролетов, создания крупных помещений, где распор высоких частей здания передавался на нижележащие мелкие ячейки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.021 с.)