Лекция 9. Романская архитектура XI - XIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9. Романская архитектура XI - XIII вв.



Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Романская архитектура это западноевропейская архитектура XI-XIII в., исторический стиль средневековья. Романский стиль в архитектуре сложился в период раннего средневековья благодаря соединению двух культур - римской, античной, и местной, варварской.

В период формирования феодализма (VI и последующие века) в Западной Европе выросли национальные государства - Франция, Германия. Италия и другие. Каждое из государств состояло из большого количество феодальных владений, последние находились в сложной многоступенчатой зависимости друг от друга.

В романский период безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Экономическую основу феодального общества определял труд крестьян, пребывавших в крепостной зависимости от феодалов.

Королевская власть была ещё слаба, король - лишь "первый среди равных" был декоративной фигурой. Главная сила - католическая церковь - держала в руках до 1/3 всех земельных угодий и руководила развитием всей духовной жизни - от богословия до искусства. В романскую эпоху главными покровителями искусств были монастырские ордена, а строителями - монахи.

Предшествовавший романскому периоду длительный период раннего средневековья (V - X вв.) отмечен общим относительным застоем в развитии экономики и культуры западноевропейских стран.

Лишь в XI веке началось большое строительство, обусловленное необходимостью восстановить сооружения после иноземных вторжений, сделать их более вместительными для приёма увеличившегося притока паломников.

Строительные приёмы и конструкции

Основным строительным материалом в средние века был местный камень, главным образом известняк. В некоторых областях Франции применялись также разноцветные камни вулканического происхождения, в Нормандии - гранит, в Средней Италии для облицовки - мрамор. В северных областях Франции, в Германии и Нидерландах использовали кирпич.

Кладка стен велась из небольших отесанных камней (квадров), уложенных на растворе.

В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.

В Италии в качестве основного строительного материала наряду с камнем широко использовался кирпич, а в облицовке применялся мрамор, которым была богата эта страна.

Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но, прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. Конструкции приобретали структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.

Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала XII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам.

С переходом к цилиндрическим сводам массив стеновых опор стал резко возрастать. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стены на собственно стену и столбы - контрфорсы, устанавливаемые в местах наибольшего действия распорных усилий.

Эта конструктивная схема явилась основным итогом развития романского зодчества и стала основной для развития готической системы.

В отличие от древнеримских и византийских купольно-сводчатых структур, в которых зодчие стремились основные распорные усилия погасить конструкциями внутри здания, в романский период активно работающие вертикальные опоры выносят за пределы наружных стен "принцип дифференциации конструкции" становится обязательным принципом нового компоновочного метода.

В период зрелой романской архитектуры (XII в.) этот приём начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тёсаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки. На гранях несущих опор гурты обычно имели продолжение в виде тонких полуколонок с базой и капителью. Т.о. сложилась характерная для этого периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

Расчлененная структура несущего столба в свою очередь явилась основой пластического решения интерьера, нашедшего свое дальнейшее развитие в готических постройках. Это своеобразный средневековый "ордер", в котором пластическая разработка и декоративные элементы подчеркивают конструктивные функции системы.

В романский период архитектура понималась как область ремесла.

В этот период для "составления проекта" достаточно было схематического наброска с размерами, фиксирующего пожелания заказчика.

Здания и архитектурные комплексы

В романскую эпоху на перекрестках торговых путей возникали новые города, размеры которых были еще очень невелики.

Центром феодального города служила большая рыночная площадь. Неподалеку от неё располагался городской собор, а в городах, где было самоуправление горожан, - городская ратуша. Ремесленники одной профессии жили обычно на одной улице. Центральная часть города, была вполне заселена и производила благоприятное впечатление, в других же кварталах стояли пустые развалившиеся дома.

Романская архитектура представляет сложную картину архитектурных школ, применявших различные строительные приёмы и декоративные средства, что объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы. И всё же во всей этой множественности форм можно выявить основной, ведущий тип храмовой постройки - базилику.

В XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер.

Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний неф не имел значительного превышения над боковыми. Встречается и центрический тип композиции, главным образом - баптистерии.

Многие романские храмы имели нижний подземный храм, так называемую крипту, использовавшуюся, в частности, для хранения реквизита и реликвий.

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии, трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви.

В эту эпоху строилось большое количество замков феодалов. Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом.

Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С XI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами.

Феодальная раздробленность, замкнутость культурной жизни, устойчивость строительных традиций определили большое разнообразие архитектурных школ.

Первоначальные формы романского стиля в архитектуре Италии появились уже в IX - X вв. (так называемый первый романский стиль), в архитектуре Франции - в конце X в. Монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором - школа Пуату, строгим декором - нормандская школа. Для ломбардской школы в Италии характерны регулярная кладка стен и опор, каменные покрытия. В Германии саксонская школа воздвигала церкви с двумя симметричными хорами, без лицевой фасадной стороны, в прирейнских городах (Шрейере, Майнце) в XI - XIII вв. строятся грандиозные соборы. Романский стиль в Англии господствовал в кони XI - XII вв.

Центральное положение в ранней средневековой романской архитектуре занимала Франция, где ведущей школой являлась бургундская, а активным строителем - клюнийский монашеский орден.

Для жилых городских зданий раннего средневековья характерны небольшие жилые дома в Клюни (XII в.), единственной темой архитектурного убранства фасадов которых являлась типичная романская аркада на приземистых колонках. Окна были небольшими, "стеклились" они пергаментом, промасленной тканью и снаружи закрывались ставнями. Стекла как таковые использовались чаще всего в церквах, замках.

Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (XI в.), соборы в Шпейере (XI-XII вв.), Вормсе (XI-XIII вв.) и др.

Собор в Вормсе - величественное и суровое трехнефное, сильно вытянутое сооружение.

Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы аркады, колоннады, античные детали и т. п. Получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Наряду с базиликальными зданиями (собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев.

В XI - XII веках возник прославленный пизанский архитектурный ансамбль, состоящий из собора, кампаниллы (так называемой падающей башни) и баптистерия. Подробнее…

Светские сооружения Италии романского времени сохранились в редких случаях. На общем фоне фрагментарных остатков выделяются такие комплексы, как городок Сан-Джиминиано в Тоскане (конец XII - начало XIII в.) с его скоплением высоких башен - жилищ феодалов, памятников ожесточенной борьбы и кровавой мести того смутного времени.

Особенности и достижения Романской архитектуры

1. Особенностью этого периода является то, что за 200 лет своего существования романская архитектура прошла путь развития более длинный, чем путь, который архитектура Древнего Востока проходила за тысячелетия. Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

2. Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этапом развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - монастырские комплексы, феодальные замки, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимала базилика.

3. Романская архитектура представляет сложную картину архитектурных школ, применявших различные строительные приёмы и декоративные средства, что объясняется феодальной раздробленностью тогдашней Европы. Но в этой множественности форм общими характерными особенностями романского стиля были тяжеловесность, массивность конструкций, полукруглые арки, толстые стены, небольшие проемы дверей и окон.

4. Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Конструктивная система стала расчленяться на собственно стену и столбы-контрфорсы, устанавливаемые на местах наибольшего действия распорных усилий. Этот важнейший итог романского зодчества стал основой для развития готической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.01 с.)