Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 6. Архитектура Древней Греции VIII В. До Н. Э - V В. До Н.
Основные исторические процессы рассматриваемого периода Основным районом, где сложилась великая греческая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, западная часть Малой Азии и многочисленные острова между ними. Именно Греция создала великий перелом в мировой культуре. На смену чудовищным по размерам пирамидам пришло искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. До сих пор памятники архитектуры и искусства Древней Греции поражают нас гармоничным совершенством, уважением к достоинству человека. Не случайно греческий поэт Софокл сказал: "Много в природе дивных сил, но сильнее человека - нет". Архитектура Древней Греции делится на 3 периода: архаический VIII - V в. до н. э. классический V - IV в. до н. э. эллинистический IV - I в до н. э. Памятники Древней Греции - лишь ничтожная часть былого богатства. То, что сохранилось, дошло до нас в римских копиях I и II в. н. э. Основу Греции составляли многочисленные города-государства (полисы). Города-полисы объединяли примерно 1000 семей. Народы всех полисов говорили на греческом языке. Все свободные граждане принимали участие в политической жизни и управлении полисом. Вся скульптура, живопись, архитектура принадлежали общине. В частном пользовании отдельных граждан находились лишь художественные вазы, небольшие статуэтки. Но в Греции существовало рабство, из-за которого демократия принимала уродливые формы. Строительные приёмы и конструкции Греки заложили основы геометрии, механики и статики, что явилось базой для развития инженерной науки. Конструкции общественных зданий и жилья оставались примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Массовый строительный материал Древней Греции - кирпич-сырец. Дерево использовалось в несущих деревянных балках, применяли досчатые настилы. При строительстве общественных зданий, храмов широко применялся известняк, иногда мрамор. Для передвигания камней греки использовали блоки, вороты, и др. приспособления. Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только "насухо", т.е. без применения раствора. Стены возводились из прямоугольных тёсаных камней (квадры) с перевязкой швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов. Опасность землетрясений заставляла скреплять каменные блоки в горизонтальных и вертикальных плоскостях металлическими штырями, вставленными в специальные гнёзда и залитыми свинцом.
Крыши обычно делались двухскатными. Кровля выстилалась из черепицы, иногда из мрамора. Всё было глубоко продумано и надёжно. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. "Ничего сверх меры" - эти слова были начертаны на храме Аполлона в Дельфах, пользовавшегося огромным влиянием во всей Элладе и за её пределами. Грекам была известна арочная конструкция, но арки и своды не нашли широкого распространения. Главными элементами были стена и балка, т.е. стоечно-балочная система. Особенно важным элементом стоечно-балочной системы являлся архитрав - основная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкций кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами - интерколумний. Перекрывались пролёты до 4-4,5 м. Стоечно-балочная конструкция явилась основой для создания новой системы - классического ордера, которая нашла отражение в 2-х основных ордерах древнегреческой архитектуры: дорическом и ионическом (названия ордеров связаны с местами их возникновения). Первый более прост, массивен, монументален, второй - более лёгок, изящен, пластичен, богат. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер с "крепостью и красотой мужского тела", а ионический - "с утончённостью женщин". Позднее появился коринфский ордер. С каждым из них связана изящная легенда. Каждый из ордеров имел свой преимущественный район распространения. Различие между двумя древнегреческими ордерами - результат не только местных традиций и культурных влияний, но в значительной мере и особенностей используемых строительных материалов. Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обычно тремя) площадка - стереобат. Верхняя ступень называется стилобатом. На ней, по внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие - антаблемент. Передача давления верхних частей сооружения направлена по вертикали ствола колонны без всякого распора. В колоннах обоих ордеров впечатление устойчивости достигается их конусообразным утончением кверху, что еще больше усиливает энтазис (нижняя треть ствола возводится по отвесу, и это дает впечатление некоторой кривизны, как бы следствие напряжения ствола колонны). Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши. Греческие сооружения покрывались двускатно. Вследствие этого, имея прямоугольный план, храмы Греции приобретали на своих узких сторонах - торцах, переднем и заднем фасадах, треугольные увенчания - фронтоны, огибаемые карнизом. "Внутренний" треугольник (без карниза) именуется тимпаном.
Дорический стиль является, как уже отмечено, наиболее простым и лаконичным по своему формообразованию. Ионический стиль сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей. Коринфский стиль легче, изящнее ионического и впервые прослеживается в храме Аполлона в Бассах - сооружении второй половины V века до н. э. Огромную роль в характеристике композиции играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношение толщины колонны к её высоте и интерколумнию, отношение высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. В ранних постройках архаического периода греческие строители ещё не овладели в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, ордеру придавали чрезмерно грузные формы: антаблемент достигал почти половины высоты колонны (храм Аполлона в Сиракузах). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций. Здания и архитектурные комплексы Развитие ордеров в Древней Греции было связано с формированием основных типов зданий, прежде всего - храмов. Храм был хранилищем казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом праздников и собраний. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства. Простейший храм - простиль - состоял из прямоугольного зала и входного портика в 2 колонны, расположенные между выступами продольных стен. Позднее появились амфипростиль и периптер. Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя. Афинский акрополь - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) по ширине, уровень верхней площадки над морем - 156 м. Подъём на верхнюю площадку - с узкой западной стороны, обращенной к морю. Главный вход в Акрополь - Пропилеи. Архитектор - Мнесикл. Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная скульптором Фидием против Пропилей. Она являлась центром пространственной композиции Акрополя.
Храм Ники (бескрылой Победы) в Акрополе строился, как памятник в честь победы афинян над персами. Это амфипростиль 5,4х8,14 м по стилобату, высота колонн 4,04 м. Колонны храма являются классическим примером ионического ордера. По фризу - барельеф битвы греков с персами. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Храм ориентирован на запад - в сторону главной дороги и на восток в сторону главного храма Акрополя - Парфенона. Парфенон, посвящённый богине Афине построен в 447-438 г. до н. э. на самой высокой площадке Акрополя. Зодчие - Иктин и Калликрат. Храм должен был быть виден со всех сторон издалека и доминировать в окружающем пространстве, объединяя общий ансамбль. Этой задаче отвечал периптер размером 30х69 м. Высота дорических колонн - 10 м. Колонн - 46 (по 8 и 17 с каждой стороны). В храме 2 больших зала: прямоугольный - со статуей Афины и квадратный - сокровищница. Культовая статуя Афины была выполнена скульптором Фидием из дерева и облицована мрамором, слоновой костью, а волосы богини - золотом. На изготовление статуи было истрачено 1140 кг золота. Сохранилась только копия статуи высотой 1 м. При строительстве Парфенона (см. реконструкцию храма) были учтены условия зрительного восприятия сооружения. Оси колонн наклонены к стенам храма, угловые колонны утолщены, уменьшены крайние интерколумнии. Всё это придавало облику храма целостность и едва уловимую пластичность. Зодчие сумели придать храму такую "масштабность", благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи, но, напротив, порождала у него патриотический пафос, гордое самосознание и уверенность в своих силах, которые были характерны для афинян. Иными словами, масштабная характеристика Парфенона такова, что его действительные размеры превышают ожидаемые, но не подавляют. Эрехтейон - последняя постройка Акрополя - 406 г. до н. э. Он имеет меньшие размеры 11х23 м, но он более сложный. 2 входа - в разных уровнях. Здесь объединены 2 храма - Афины и Посейдона. Портики - ионический ордер. Стена, обращённая к Парфенону имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек - кариатиды. Храм отличается асимметричной композицией, каждый фасад имеет свой характерный облик. Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип - гармоническое равновесие масс и второй - восприятие архитектуры в процессе постепенного, "динамического" ее обхода.
Помимо Афинского акрополя сложилось много других ансамблей, но уже с IV в. до н. э. храмы начинаю терять ведущее значение. Всё большее развитие получают комплексы светского назначения - торговые и зрелищно-спортивные сооружения, органично сочетавшиеся с ландшафтом. Наиболее известен театр в Эпидавре. Зодчий - Поликлет. Как формировались города в Древней Греции? Центром города, кроме святилища, была агора - городская площадь. Она объединяла группу общественных зданий: здание управления полисом - пританей и здание собраний - булевтерий. Памятники, портики, пропилеи служили украшением площадей. Строились стадионы и гимнасии для спортивных состязаний, музеи, выставочные залы. Жилые дома были самыми дешёвыми сооружениями в греческих городах. Впрочем, были и роскошные дома, но они не относились к массовому строительству. Жилые дома в 1-2 этажа составляли застройку всех греческих городов. Удовлетворительным считался простой приют, годный для ночлега. Жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из маленьких клетушек, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика. В быту большое распространение получили вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели и декоративный смысл, дополняя убранство помещений. В них хранились вино, маслины, зерно и др., а также подавалась к столу пища. Вазы были различных размеров - от чрезвычайно больших, вмещавших многие литры вина, зерна, до совсем небольших, типа флаконов. Керамические вазы покрывались росписями - сюжетными и орнаментальными. Жизнь греков протекала на площадях, в суде, под портиком. Улочки были тесными. В классический период начинает внедряться регулярная, основанная на прямоугольной сетке система планировки. Она стала господствующей в эллинистический период при строительстве огромных городов с населением до полумиллиона человек (Александрия). Более широкими делались 1 или 2 главные улицы, на пересечении которых располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из кирпича-сырца и камня, с боевыми башнями и воротами. Благоустройство, особенно в эллинистический период достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась канализация со сточными каналами, выложенными камнями и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть, каменные мостовые были тщательно выложены. В эпоху эллинизма преобразования в архитектуре и строительстве были связаны с завоеваниями Александра Македонского. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются театры, залы собраний, рынки, строящиеся теперь, как и храмы из дорогостоящих материалов и так же богато украшенные. Появляются новые типы зданий - библиотеки, гробницы. Ордер теряет черты строгости, усиливается тенденция декоративности.
Архитектура периода эллинизма, основанная на греческой архитектуре периода классики, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры. Основные особенности и достижения архитектуры Древней Греции 1. В архитектуре Древней Греции были созданы прекрасные сооружения непреходящего художественного значения (Парфенон и др.). 2. Греческая архитектура оставила нам целый ряд типов зданий, дошедших почти без изменений до наших дней, - открытые театры, залы советов, стадионы и др. 3. Греческая архитектура ценна для нас своим реалистическим характером, демократичностью и гуманизмом, органически свойственных греческому мировоззрению, которое нашло яркое воплощение в архитектурных сооружениях. 4. Великим достижением античной Греции явилось создание закономерной стройной системы архитектурных ордеров, дающих законченное выражение тектоники стоечно-балочной конструкции в пластических формах. 5. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры, причем русская культура связана с наследием античной Греции более непосредственно, чем западноевропейская, которая воспринимала достижения древних греков через культуру завоевавших Грецию римлян.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.015 с.) |