Лекция 6. Архитектура Древней Греции VIII В. До Н. Э - V В. До Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Архитектура Древней Греции VIII В. До Н. Э - V В. До Н.



Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Основным районом, где сложилась великая греческая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, западная часть Малой Азии и многочисленные острова между ними.

Именно Греция создала великий перелом в мировой культуре. На смену чудовищным по размерам пирамидам пришло искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. До сих пор памятники архитектуры и искусства Древней Греции поражают нас гармоничным совершенством, уважением к достоинству человека. Не случайно греческий поэт Софокл сказал: "Много в природе дивных сил, но сильнее человека - нет".

Архитектура Древней Греции делится на 3 периода:

архаический VIII - V в. до н. э.

классический V - IV в. до н. э.

эллинистический IV - I в до н. э.

Памятники Древней Греции - лишь ничтожная часть былого богатства. То, что сохранилось, дошло до нас в римских копиях I и II в. н. э.

Основу Греции составляли многочисленные города-государства (полисы). Города-полисы объединяли примерно 1000 семей. Народы всех полисов говорили на греческом языке. Все свободные граждане принимали участие в политической жизни и управлении полисом. Вся скульптура, живопись, архитектура принадлежали общине. В частном пользовании отдельных граждан находились лишь художественные вазы, небольшие статуэтки. Но в Греции существовало рабство, из-за которого демократия принимала уродливые формы.

Строительные приёмы и конструкции

Греки заложили основы геометрии, механики и статики, что явилось базой для развития инженерной науки. Конструкции общественных зданий и жилья оставались примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система.

Массовый строительный материал Древней Греции - кирпич-сырец. Дерево использовалось в несущих деревянных балках, применяли досчатые настилы. При строительстве общественных зданий, храмов широко применялся известняк, иногда мрамор.

Для передвигания камней греки использовали блоки, вороты, и др. приспособления.

Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только "насухо", т.е. без применения раствора. Стены возводились из прямоугольных тёсаных камней (квадры) с перевязкой швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов. Опасность землетрясений заставляла скреплять каменные блоки в горизонтальных и вертикальных плоскостях металлическими штырями, вставленными в специальные гнёзда и залитыми свинцом.

Крыши обычно делались двухскатными. Кровля выстилалась из черепицы, иногда из мрамора.

Всё было глубоко продумано и надёжно. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. "Ничего сверх меры" - эти слова были начертаны на храме Аполлона в Дельфах, пользовавшегося огромным влиянием во всей Элладе и за её пределами.

Грекам была известна арочная конструкция, но арки и своды не нашли широкого распространения. Главными элементами были стена и балка, т.е. стоечно-балочная система. Особенно важным элементом стоечно-балочной системы являлся архитрав - основная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкций кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами - интерколумний. Перекрывались пролёты до 4-4,5 м.

Стоечно-балочная конструкция явилась основой для создания новой системы - классического ордера, которая нашла отражение в 2-х основных ордерах древнегреческой архитектуры: дорическом и ионическом (названия ордеров связаны с местами их возникновения). Первый более прост, массивен, монументален, второй - более лёгок, изящен, пластичен, богат. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер с "крепостью и красотой мужского тела", а ионический - "с утончённостью женщин". Позднее появился коринфский ордер. С каждым из них связана изящная легенда.

Каждый из ордеров имел свой преимущественный район распространения. Различие между двумя древнегреческими ордерами - результат не только местных традиций и культурных влияний, но в значительной мере и особенностей используемых строительных материалов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же.

Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обычно тремя) площадка - стереобат. Верхняя ступень называется стилобатом. На ней, по внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие - антаблемент. Передача давления верхних частей сооружения направлена по вертикали ствола колонны без всякого распора. В колоннах обоих ордеров впечатление устойчивости достигается их конусообразным утончением кверху, что еще больше усиливает энтазис (нижняя треть ствола возводится по отвесу, и это дает впечатление некоторой кривизны, как бы следствие напряжения ствола колонны). Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши. Греческие сооружения покрывались двускатно. Вследствие этого, имея прямоугольный план, храмы Греции приобретали на своих узких сторонах - торцах, переднем и заднем фасадах, треугольные увенчания - фронтоны, огибаемые карнизом. "Внутренний" треугольник (без карниза) именуется тимпаном.

Дорический стиль является, как уже отмечено, наиболее простым и лаконичным по своему формообразованию.

Ионический стиль сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей.

Коринфский стиль легче, изящнее ионического и впервые прослеживается в храме Аполлона в Бассах - сооружении второй половины V века до н. э.

Огромную роль в характеристике композиции играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношение толщины колонны к её высоте и интерколумнию, отношение высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д.

В ранних постройках архаического периода греческие строители ещё не овладели в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, ордеру придавали чрезмерно грузные формы: антаблемент достигал почти половины высоты колонны (храм Аполлона в Сиракузах). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций.

Здания и архитектурные комплексы

Развитие ордеров в Древней Греции было связано с формированием основных типов зданий, прежде всего - храмов. Храм был хранилищем казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом праздников и собраний. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства. Простейший храм - простиль - состоял из прямоугольного зала и входного портика в 2 колонны, расположенные между выступами продольных стен. Позднее появились амфипростиль и периптер.

Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя.

Афинский акрополь - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) по ширине, уровень верхней площадки над морем - 156 м. Подъём на верхнюю площадку - с узкой западной стороны, обращенной к морю.

Главный вход в Акрополь - Пропилеи. Архитектор - Мнесикл.

Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная скульптором Фидием против Пропилей. Она являлась центром пространственной композиции Акрополя.

Храм Ники (бескрылой Победы) в Акрополе строился, как памятник в честь победы афинян над персами. Это амфипростиль 5,4х8,14 м по стилобату, высота колонн 4,04 м. Колонны храма являются классическим примером ионического ордера. По фризу - барельеф битвы греков с персами. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков.

Храм ориентирован на запад - в сторону главной дороги и на восток в сторону главного храма Акрополя - Парфенона.

Парфенон, посвящённый богине Афине построен в 447-438 г. до н. э. на самой высокой площадке Акрополя. Зодчие - Иктин и Калликрат. Храм должен был быть виден со всех сторон издалека и доминировать в окружающем пространстве, объединяя общий ансамбль. Этой задаче отвечал периптер размером 30х69 м. Высота дорических колонн - 10 м. Колонн - 46 (по 8 и 17 с каждой стороны). В храме 2 больших зала: прямоугольный - со статуей Афины и квадратный - сокровищница. Культовая статуя Афины была выполнена скульптором Фидием из дерева и облицована мрамором, слоновой костью, а волосы богини - золотом. На изготовление статуи было истрачено 1140 кг золота. Сохранилась только копия статуи высотой 1 м.

При строительстве Парфенона (см. реконструкцию храма) были учтены условия зрительного восприятия сооружения. Оси колонн наклонены к стенам храма, угловые колонны утолщены, уменьшены крайние интерколумнии. Всё это придавало облику храма целостность и едва уловимую пластичность. Зодчие сумели придать храму такую "масштабность", благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи, но, напротив, порождала у него патриотический пафос, гордое самосознание и уверенность в своих силах, которые были характерны для афинян. Иными словами, масштабная характеристика Парфенона такова, что его действительные размеры превышают ожидаемые, но не подавляют.

Эрехтейон - последняя постройка Акрополя - 406 г. до н. э. Он имеет меньшие размеры 11х23 м, но он более сложный. 2 входа - в разных уровнях.

Здесь объединены 2 храма - Афины и Посейдона. Портики - ионический ордер. Стена, обращённая к Парфенону имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек - кариатиды. Храм отличается асимметричной композицией, каждый фасад имеет свой характерный облик.

Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип - гармоническое равновесие масс и второй - восприятие архитектуры в процессе постепенного, "динамического" ее обхода.

Помимо Афинского акрополя сложилось много других ансамблей, но уже с IV в. до н. э. храмы начинаю терять ведущее значение. Всё большее развитие получают комплексы светского назначения - торговые и зрелищно-спортивные сооружения, органично сочетавшиеся с ландшафтом.

Наиболее известен театр в Эпидавре. Зодчий - Поликлет.

Как формировались города в Древней Греции? Центром города, кроме святилища, была агора - городская площадь. Она объединяла группу общественных зданий: здание управления полисом - пританей и здание собраний - булевтерий. Памятники, портики, пропилеи служили украшением площадей. Строились стадионы и гимнасии для спортивных состязаний, музеи, выставочные залы.

Жилые дома были самыми дешёвыми сооружениями в греческих городах. Впрочем, были и роскошные дома, но они не относились к массовому строительству. Жилые дома в 1-2 этажа составляли застройку всех греческих городов. Удовлетворительным считался простой приют, годный для ночлега. Жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из маленьких клетушек, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика.

В быту большое распространение получили вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели и декоративный смысл, дополняя убранство помещений. В них хранились вино, маслины, зерно и др., а также подавалась к столу пища. Вазы были различных размеров - от чрезвычайно больших, вмещавших многие литры вина, зерна, до совсем небольших, типа флаконов. Керамические вазы покрывались росписями - сюжетными и орнаментальными.

Жизнь греков протекала на площадях, в суде, под портиком. Улочки были тесными. В классический период начинает внедряться регулярная, основанная на прямоугольной сетке система планировки. Она стала господствующей в эллинистический период при строительстве огромных городов с населением до полумиллиона человек (Александрия). Более широкими делались 1 или 2 главные улицы, на пересечении которых располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из кирпича-сырца и камня, с боевыми башнями и воротами. Благоустройство, особенно в эллинистический период достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась канализация со сточными каналами, выложенными камнями и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть, каменные мостовые были тщательно выложены.

В эпоху эллинизма преобразования в архитектуре и строительстве были связаны с завоеваниями Александра Македонского. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются театры, залы собраний, рынки, строящиеся теперь, как и храмы из дорогостоящих материалов и так же богато украшенные. Появляются новые типы зданий - библиотеки, гробницы. Ордер теряет черты строгости, усиливается тенденция декоративности.

Архитектура периода эллинизма, основанная на греческой архитектуре периода классики, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

Основные особенности и достижения архитектуры Древней Греции

1. В архитектуре Древней Греции были созданы прекрасные сооружения непреходящего художественного значения (Парфенон и др.).

2. Греческая архитектура оставила нам целый ряд типов зданий, дошедших почти без изменений до наших дней, - открытые театры, залы советов, стадионы и др.

3. Греческая архитектура ценна для нас своим реалистическим характером, демократичностью и гуманизмом, органически свойственных греческому мировоззрению, которое нашло яркое воплощение в архитектурных сооружениях.

4. Великим достижением античной Греции явилось создание закономерной стройной системы архитектурных ордеров, дающих законченное выражение тектоники стоечно-балочной конструкции в пластических формах.

5. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры, причем русская культура связана с наследием античной Греции более непосредственно, чем западноевропейская, которая воспринимала достижения древних греков через культуру завоевавших Грецию римлян.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.015 с.)