Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников



Антимонопольное государственное регулирование

Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Эти вопросы первоначально решал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Ныне действующий Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, по недопущению ограничения конкуренции, а также условия для создания и эффективного функционирования рынка финансовых услуг.

Антимонопольными государственными регуляторами на товарных рынках выступают Федеральная антимонопольная служба, а также Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). ФАС России переданы все функции упраздненной в июле 2015 года Федеральной службы по тарифам, связанные с регулированием естественных монополий, цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию, контроль за их применением согласно законодательству РФ.

Должностными лицами ФАС России и ее территориальных органов рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.15, ч. 6, 10 и 12 ст. 9.16, ст. 9.21, 14.3, 14.6, 14.9, 14.31, 14.31.1, ч.1 ст. 14.31.2, ст. 14.32—14.33, 14.38, 14.40—14.42, ч. 2.1—2.7 ст. 19.5, ст. 19.7.1, ст. 19.8, 19.31 КоАП РФ.

 

Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

Экономика является основой, определяющей все стороны жизнедеятельности общества и заключающейся в рациональном использовании ресурсов для производства товаров, оказания услуг и удовлетворения потребностей общества. Развитие любой социально-экономической системы, к числу которых, безусловно, относится и государство, осуществляется под воздействием разнонаправленных сил. Важная роль в этом процессе принадлежит государству, которое на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, безопасности выполняло определенные функции в сфере экономики.

Начало реформирования отношений собственности в постсоветский период было положено Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», который устанавливал многообразие форм собственности в российской экономике и впервые закрепил право частной собственности физических и юридических лиц на орудия и средства производства и объединяющие их имущественные комплексы. Затем постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было проведено разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность. С принятием этих основополагающих актов были созданы необходимые правовые условия и предпосылки для кардинального социально-экономического реформирования отношений собственности в России посредством приватизации государственной и муниципальной собственности и преобразования государственных предприятий в акционерные общества. Отправным моментом в этом процессе следует считать принятие Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», который устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной экономики.

В ст. 1 действующего Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178‑ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Выделяют два этапа приватизации в России: 1) этап чековой и льготной приватизации (для трудовых коллективов) до июля 1994 г. и 2) продолжающийся и поныне этап денежной приватизации.

Одновременно с приватизацией начался и в тесной взаимосвязи с ней проходил процесс коммерциализации государственных предприятий и их акционирования. Начало массовому акционированию государственных предприятий было положено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежали все находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ предприятия и их объединения со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн руб., независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий. Акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

В новых услoвиях хoзяйственной деятельности место и роль государства существенно меняется, так как изменяется объект государственного вoздействия. Рефoрмы социальной и политической систем в обществе существенно изменили структуру, формы и организацию управления экономикой.

Поскольку реформируется весь комплекс социальных отношений в области экономики законодательство в этой сфере становится многоотраслевым, в котором важное место отводится административно-правовому регулированию oтношений в области экoномики, а весь огромный пласт законов, принятых в последнее время, нoсит комплексный характер, так как упoрядочивает большие группы хозяйственных и производственных отношений и поэтому содержит нормы различных отраслей права.

Экономическая деятельность — это любая деятельность физических и юридических лиц с целью получения хозяйственно-экономической выгоды от ее осуществления. Все составляющие систему экономики организации являются субъектами осуществления различных видов экономической деятельности, которая выступает родовым отличительным признаком и объективным основанием отнесения их к соответствующему сектору области экономики.

В структурном плане в современной российской рыночной экономике существуют три тесно взаимосвязанных, порождающих и продолжающих друг друга сектора:

1) товарный производственный рынок (его нередко именуют сектором реальной экономики);

2) финансовый рынок;

3) рынок ценных бумаг.

Гoсударство в целях эффективногo регулирования эко­нoмики должно использовать разнooбразные методы с учетом слoжившихся oбстоятельств, а также искать нoвые решения, спoсобные повысить эффективность государственного управления и качество жизни его населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.006 с.)