Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как принцип осуществления корпоративных закупок
Автор критически оценивает практику применения и толкования одного из принципов осуществления корпоративных закупок - отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В статье проводится анализ данного принципа совместно с антимонопольными запретами, предлагается авторское видение применения легального понятия "ограничение конкуренции" в отношении закупочных практик корпоративных заказчиков. Делается вывод о недопущении предположительных обвинений в ограничении конкуренции.
Ключевые слова: ограничение конкуренции; корпоративные закупки; принципы права; товарный рынок.
В современной юридической науке устоялась позиция о том, что в Российской Федерации из всех известных источников (форм) права в основном применимы такие источники, как нормативный правовой акт, нормативный договор, общие принципы права и правовой обычай. Каждый из этих видов источников имеет разное значение, несовпадающие объем и сферу применения <1>. Высказывается мнение о том, что нетипичным источником права является правовая доктрина, способом выражения которой (среди прочего) выступают и принципы права <2>. -------------------------------- <1> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. цит. по: СПС "КонсультантПлюс". <2> Рыженков О.Я., Яковлева О.А. "Нетипичные" источники гражданского права // Бизнес в законе. 2012. N 1. С. 37.
Принципы права как его основные идеи демонстрируют наибольший уровень проявления неопределенности в праве. Принципы права в самом общем виде призваны отразить закономерности общественной жизни, преобразовав их в основу содержания права. Однако без типизации и обобщения конкретных жизненных обстоятельств, перевода их на уровень общих и неопределенных нормативных предписаний это сделать невозможно. Данное обстоятельство придает принципам права качество "центров" правового регулирования <3>. -------------------------------- <3> Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 36.
Принципы права могут иметь и нормативное закрепление, но их нормативность обладает более высоким обобщающим свойством по сравнению с обычными нормами <4>.
-------------------------------- <4> Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Понятие и классификация принципов права // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 4. С. 37.
Вместе с тем широкое апеллирование к принципам имеет и обратную сторону, причем негативную, поскольку открывает весьма широкий диапазон для дискреции <5>, в то время как в основу разрешения любой спорной ситуации, по моему глубокому убеждению, должен быть положен закон - и только он один. -------------------------------- <5> См.: Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М., 2016. С. 254.
В законодательстве о корпоративных закупках закреплено немало принципов. В частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, заказчик должен руководствоваться принципом отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки <6>. -------------------------------- <6> Схожим образом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комиссиям по осуществлению закупок, членам таких комиссий, участникам закупок запрещается совершение любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На первый взгляд в соблюдении подобных принципов при осуществлении закупок нет ничего плохого, ведь обращение к ним позволяет восполнить пробелы и преодолеть правовую неопределенность. Однако на практике нередко выходит так, что принципы закупки превращаются в нормы прямого действия, а их толкование приводит к выхолащиванию состязательности как конститутивного признака закупочной процедуры и вместе с тем применение одних принципов дезавуирует использование других.
Нормы-принципы, на наш взгляд, - это опасный инструмент в руках правоприменителя, поскольку инкриминировать несоблюдение принципа можно любому субъекту и в отношении любых его действий. Например, если заказчику необходимо следовать принципу отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, уместно ли предположить, что обоснованные ограничения Закон о закупках допускает? Кто может принять решение об обоснованности подобных ограничений и на каком основании? Практика изобилует такими примерами, когда необоснованным ограничением конкуренции признаются требования к опыту работы участника закупки <7>, описанию объекта закупки <8>, проведению закупки неконкурентным способом <9>. -------------------------------- <7> См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2016 N Ф09-2181/16 по делу N А76-12515/2015. <8> См.: решение Арбитражного суда Приморского края от 17.06.2014 по делу N А51-9605/2014. <9> См.: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.05.2015 N Ф03-1673/2015 по делу N А24-3936/2014.
В п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, разъяснено, что имеется лишь три причины для проведения неконкурентной закупки: низкоконкурентный рынок, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, признание несостоявшейся конкурентной закупки. Согласиться с такой трактовкой не представляется возможным, поскольку способ определения контрагента - это прерогатива заказчика, и от состояния рынка он напрямую не зависит. Предположим, рынок является весьма насыщенным, потенциальных контрагентов заказчика на этом рынке много. Но... конкурентная процедура закупки может быть успешной лишь в том случае, если эти потенциальные контрагенты захотят стать участниками закупки, т.е. подадут заявки, представят документы, будут готовы торговаться за снижение цены. А это уже, как говорится, совсем другая история. Так что способ закупки - это категория исключительно договорного, а не конкурентного права <10>. Для успешного проведения конкурентной закупки вовсе не достаточно желания заказчика и конкурентной насыщенности рынка. -------------------------------- <10> См. об этом также: Беляева О.А. Порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) // Аукционный вестник. 2019. N 414. С. 2.
Такой же критики заслуживает квалификация требования к опыту работы в качестве нарушения принципа отсутствия необоснованных ограничений конкуренции. Потому что в таком случае уместно поставить вопрос иначе: а что есть конкуренция? Это цифра? Или же это честное соревнование добросовестных хозяйствующих субъектов? Если, предположим, заказчик отказывается от установления требований к опыту работы, квалификации персонала, детализации характеристик требуемого ему товара, это действительно приводит к расцвету конкуренции на рынках? Боюсь, что нет. Напротив, договор с большой долей вероятности придется отдать неизвестному субъекту, перспективы его успешного исполнения сомнительны, а невозможность описать тот товар, который действительно требуется в работе, может повлечь убытки для заказчика. Проще говоря, необоснованное ограничение конкуренции можно обнаружить в чем угодно. Но правильно ли это? В этом ли действительно заключается мысль законодателя и стремление к достижению оптимальной результативности закупок?
Современные специалисты вполне обоснованно приходят к выводу о размытости принципа обеспечения конкуренции и правовых гарантий его реализации в российском законодательстве <11>. Но здесь важно понимать, что основной задачей Закона о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. -------------------------------- <11> См.: Тасалов Ф.А. Принцип развития конкуренции в контрактных системах России и США: понятие, значение, гарантии реализации // Закон. 2014. N 5. С. 144.
Ключевым в применении Закона о закупках, по моему мнению, является вопрос приоритетных целей, поскольку в ч. 1 ст. 1 этого Закона указаны цели, противоречащие друг другу: достичь одновременного развития добросовестной конкуренции, противодействия коррупции и проч. затруднительно. Главной целью для организации в данной сфере является возможность найти наиболее благонадежного контрагента, что будет связано и с соответствующими требованиями к товарам, к участникам закупки, т.е. найти того, кто с большей степенью вероятности и надлежащим образом исполнит договор и предоставит необходимое. Таким образом, частный интерес в получении необходимого не может и не должен экстраполироваться на публичные интересы в виде развития конкуренции, противодействия коррупции и другим злоупотреблениям. Принцип отсутствия необоснованных ограничений конкуренции согласуется с антимонопольным запретом определенных действий. Так, в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах. Причем данный запрет касается всех процедур закупки, проводимых в соответствии с Законом о закупках (ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Правда, ни в юридической науке, ни в судебно-арбитражной практике до настоящего времени не сложилось единообразного понимания термина "преимущественные условия участия в торгах". В связи с этим целесообразно с помощью известных юридической науке и практике способов толкования правовых норм представить такую их интерпретацию, которая обеспечит максимальную точность смысла применяемых норм. Слово "преимущество" трактуется в толковых словарях русского языка как "качество, дающее кому-либо, чему-либо перевес над кем-либо, чем-либо", "превосходство в сравнении с кем-нибудь или чем-нибудь другим", "привилегия" <12>. Иными словами, преимущество может быть установлено только в сравнительном аспекте, следовательно, применительно к торгам (а равно и иным способам закупки) преимущество - это отступление от начал равенства участников. -------------------------------- <12> См.: Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2000; См. также: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
Таким образом, создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах может быть истолковано как неправомерный допуск к участию в конкурсном или аукционном соревновании лица, не соответствующего требованиям, установленным в документации о торгах; вследствие этого возможно неправильное определение победителя торгов <13>. Равным образом неправомерное отклонение организатором торгов заявки участника торгов (недопуск к участию в торгах) создает преимущественные условия участия в торгах для других лиц. Таким образом, для целей толкования нормы п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции неправомерный допуск к участию в торгах и неправомерный отказ в допуске к участию в торгах являются тождественными понятиями и означают создание кому-либо преимущественных условий участия в торгах. -------------------------------- <13> См.: Беляева О.А. О пределах применения антимонопольного законодательства в гражданских правоотношениях // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2015. Вып. 21. С. 159 - 175.
С учетом изложенного организатор торгов может воспользоваться своим правом на отклонение заявки претендента на участие в торгах только при наличии для этого оснований, предусмотренных документацией о торгах. Если таких оснований не имеется, произвольное (не основанное на положениях документации о торгах) отклонение заявки может означать нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках и п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем допустимо говорить лишь о предположительном несоблюдении требований п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, Закон о защите конкуренции нацелен на обеспечение эффективного функционирования товарных рынков. В свою очередь, товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность (либо целесообразность) отсутствует за ее пределами. Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются: - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; - рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; - отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; - определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; - иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следовательно, вывод о том, что действия организатора торгов приводят или могут привести к ограничению конкуренции, должен базироваться на анализе товарного рынка, который, в свою очередь, должен быть проведен антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220. Так, Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 23.04.2013 по делу N А65-1633/2013 справедливо отметил, что антимонопольный орган должен представить суду доказательства, свидетельствующие об установлении им признаков нарушения антимонопольного законодательства, указать временные, территориальные, продуктовые границы рынка, на котором было допущено правонарушение. Единообразие в толковании норм Закона о защите конкуренции было также установлено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15956/08. Согласно данному Постановлению, существенной частью доказывания нарушения конкуренции является определение соответствующего товарного рынка в его продуктовых, географических и уровневых границах, проведение анализа его состояния <14>. -------------------------------- <14> См. подробнее: Беляева О.А. Закупки по 223-ФЗ: комментарии, разъяснения, практика. М., 2014. С. 48 - 50. О предположительно возможном нарушении требований см. ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. См. также Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/2014 по делу N А80-486/2013.
Таким образом, обвинения в установлении необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки должны основываться на результатах расследования дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведенного в порядке, установленном гл. 9 Закона о защите конкуренции. В обеих рассмотренных выше ситуациях (установление требований и их применение непосредственно при проведении процедуры закупки) понятие "ограничение конкуренции" должно истолковываться в том смысле, который придает ему ст. 4 Закона о защите конкуренции. Подводя итог вышесказанному, следует обозначить два основных суждения: 1) содержательное значение принципа отсутствия необоснованных ограничений конкуренции в нашей правоприменительной практике полностью утрачено; 2) обвинения корпоративных заказчиков в необоснованных ограничениях конкуренции в закупках должны опираться на полноценную доказательственную базу, они ни в коем случае не могут носить характера предположений.
Список литературы
1. Беляева О.А. Закупки по 223-ФЗ: комментарии, разъяснения, практика. М., 2014. 2. Беляева О.А. О пределах применения антимонопольного законодательства в гражданских правоотношениях // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2015. Вып. 21. 3. Беляева О.А. Порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) // Аукционный вестник. 2019. N 414. 4. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. N 2. 5. Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Понятие и классификация принципов права // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 4. 6. Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М., 2016. 7. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2000. 8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. 9. Рыженков О.Я., Яковлева О.А. "Нетипичные" источники гражданского права // Бизнес в законе. 2012. N 1. 10. Тасалов Ф.А. Принцип развития конкуренции в контрактных системах России и США: понятие, значение, гарантии реализации // Закон. 2014. N 5. 11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. Цит. по: СПС "КонсультантПлюс".
О.А. ГОРОДОВ ВВЕДЕНИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ КАК АКТ (ФОРМА) НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В статье анализируются правила действующего законодательства, устанавливающего запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение. Показаны отдельные проблемы квалификации действий хозяйствующих субъектов при отнесении их к разряду недобросовестных.
Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, введение в заблуждение, качество и количество товара, место производства товара, цена товара.
Согласно ст. 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции" <15> (далее - Закон о конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: -------------------------------- <15> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31. Ст. 3434.
- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; - количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; - места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя; - условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара. При этом, согласно п. 9 письма Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" (с изм. на 08.07.2016) <16>, под качеством товара следует понимать совокупность потребительских свойств товара, а под потребительским свойством товара, в свою очередь, - свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей. Разъяснения, содержащиеся в указанном письме, касаются также понятий способа изготовления товара и места изготовления товара. Способ изготовления означает применяемые при производстве технологии, комплектующие материалы и другие условия производства товара. Место производства может означать как страну, так и более узкий географический объект, на территории которого осуществлялось производство товара. -------------------------------- <16> Информационная система "Кодекс".
Введение в заблуждение относительно изготовителя товара также возможно как вследствие ложных указаний о происхождении товара, так и вследствие использования обозначений, ассоциирующихся у потребителей с другим лицом. Введение в заблуждение в отношении названных выше характеристик товара представляет собой действие хозяйствующего субъекта (группы лиц), направленное на формирование у участников рынка товаров, работ и услуг представлений, которые не соответствуют действительному положению дел. Подобное действие прямо не воздействует на ситуацию с потребительским спросом, однако порождает у участников рынка некие ожидания, которые в определенных ситуациях могут отвлечь клиентуру на том либо ином сегменте рынка и канализировать ее интересы в нужном для недобросовестного участника направлении. Понятие "введение в заблуждение" как одно из действий, отнесенных правилами Закона о конкуренции к формам недобросовестной конкуренции, является ключевым для уяснения сущности такого действия. Внешне указанное понятие схоже с термином "под влиянием заблуждения", используемым для характеристики некоторых сделок с пороком внутренней воли (ст. 178 ГК РФ). Вместе с тем Закон о конкуренции, конструируя формулу введения в заблуждение, не оперирует признаками существенного заблуждения, как то имеет место для сделок, совершенных под влиянием заблуждения. Существенным в последнем случае будет являться заблуждение относительно природы сделки либо таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. При этом в отличие от сделки, совершенной под влиянием заблуждения и квалифицируемой в качестве таковой по исчерпывающему перечню заблуждений, которым придается юридическое значение, любое из перечисленных заблуждений по смыслу Закона о конкуренции не будет иметь юридического значения, если не повлияет на решение потребителя. В этом смысле существенное значение будут иметь и побудительные причины, подвигнувшие потребителя сделать свой выбор, т.е. мотив выбора или мотив отказа от выбора конкретного товара. Мотив же сделки, совершенной под влиянием заблуждения, существенного значения не имеет. Введение в заблуждение по смыслу законодательства о защите конкуренции может иметь место со стороны лица, вводящего в заблуждение, т.е. недобросовестного участника оборота, как без умысла, так и намеренно. В последнем случае намеренное введение в заблуждение будет являться обманом, но обманом, выражающимся только в активных действиях, а не в воздержании от действий. Таким образом, понятие "введение в заблуждение" как основополагающее для целей квалификации действий хозяйствующего субъекта как недобросовестных, шире, чем аналогичное понятие, используемое в гражданском законодательстве, поскольку включает в свой объем не только собственно заблуждение, но и обман. Еще один вопрос, который необходимо затронуть при рассмотрении понятия "введение в заблуждение", - это вопрос завершенности акта, характеризующегося как введение в заблуждение. Говоря другими словами, следует определиться с тем, какие действия надлежит рассматривать в качестве недобросовестных: действия, которые уже ввели в заблуждение, или действия, которые способны ввести в заблуждение в будущем. Буквальное толкование нормы ст. 14.2 приводит нас к выводу о том, что недобросовестной конкуренцией могут признаваться действия, которые уже ввели участников рынка в заблуждение. В литературе при анализе ранее действовавшего антимонопольного законодательства отмечалось, что такая формулировка страдает рядом негативных моментов, а именно: - ослабляет профилактические (превентивные) функции конкурентного законодательства; - требует установления конкретного факта введения потребителя (или потребителей) в заблуждение; - определяющим для установления противоправности действия становится субъективное восприятие конкретного потребителя, а не объективные критерии <17>. -------------------------------- <17> Кондратовская С.Н. Правовые проблемы пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках: Дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 72 - 73.
В этой связи предлагалось заменить действовавшую формулировку "введение в заблуждение" на формулировку "совершение действий, способных ввести в заблуждение". Действующая редакция ст. 14.2 Закона о конкуренции не содержит указания на субъекты, которые вводятся в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Прежняя редакция абз. 3 ст. 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в качестве субъектов, вводимых в заблуждение, рассматривала исключительно потребителей, т.е. граждан, имеющих намерение заказать или приобрести либо заказывающих, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей"). В пп. 3 п. (3) ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности в качестве субъекта, способного быть введенным в заблуждение, называется общественность. Действующий Закон о конкуренции не очерчивает круга лиц, равно как и не устанавливает разумной квоты введенных в заблуждение на соответствующем сегменте рынка. Это и понятно, поскольку в основу действий по введению в заблуждение положен не объективный, а субъективный критерий, применение которого позволяет условно считать введенным в заблуждение любого, включая потребителей, конкурентов и контрагентов лица, совершающего противоправное действие, подпадающее под признаки введения в заблуждение. Перечень отдельных характеристик товара, в отношении которых участник гражданского оборота может быть введен в заблуждение, установлен правилами ст. 14.2 Закона о конкуренции. Согласно указанной статье, к таким характеристикам отнесены: - качество и потребительские свойства товара; - назначение товара; - способы и условия изготовления товара или его применения; - результаты, ожидаемые от использования товара, его пригодности для определенных целей; - количество товара, предлагаемого к продаже; - наличие товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях; - фактический размер спроса на товар; - место производства товара, предлагаемого к продаже; - изготовитель такого товара; - гарантийные обязательства продавца или изготовителя; - условия, на которых товар предлагается к продаже, в частности цена такого товара. Статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности относит к характеристикам товара, в отношении которых общественность может быть введена в заблуждение: - характер товара; - характер изготовления товара; - способ изготовления товара; - свойства товара; - пригодность товара к применению; - количество товара. Сравнение приведенных перечней показывает, что перечень, содержащийся в Законе о конкуренции, включает в себя все характеристики товара, перечисленные в пп. 3 п. (3) ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Терминологические особенности не колеблют существа объектов сравнения. К примеру, качество товара по российскому Закону есть не что иное, как своего рода пригодность товара к применению по смыслу Парижской конвенции. На практике и в теории между тем возникает вопрос о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции, в том случае, когда характеристика товара или объект, в отношении которых участник гражданского оборота введен в заблуждение, не поименованы в Законе. В литературе по этому поводу высказываются различные точки зрения <18>. -------------------------------- <18> См., например: Гукасян Л.Е. Комментарий к статье 10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Вестник МАП России. 2000. N 3. С. 86.
На наш взгляд, если характеристика товара, в отношении которой участник гражданского оборота введен в заблуждение действиями хозяйствующего субъекта, не поименована в Законе, то указанный субъект должен быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции. Этот вывод может быть аргументирован следующим соображением. Перечень характеристик товара, установленных законодателем в качестве инструментов, вводящих в заблуждение, является открытым по составу входящих в него параметров. Другая ситуация складывается в случае наличия объекта, не являющегося товаром, например вывески на входе в торговое помещение, но в отношении которого участник гражданского оборота, например потребитель, введен в заблуждение. В данном случае хозяйствующий субъект, которому принадлежит такая вывеска, не может быть привлечен к ответственности по основаниям, установленным в ст. 14.2 Закона о конкуренции. Формулируя признаки, характеризующие действия по введению в заблуждение, законодатель не имел в виду в роли введенного в заблуждение только хозяйствующего субъекта-конкурента. Введенным в заблуждение, как уже отмечалось выше, может считаться каждый. Но действия по введению в заблуждение, как представляется, можно оценивать сквозь призму общего понятия недобросовестной конкуренции только по отношению к хозяйствующим субъектам-конкурентам, а не ко всем участникам гражданского оборота. Правило, закрепленное в ст. 14.2 Закона о конкуренции, не содержит указаний на способы или средства, с помощью которых участники гражданского оборота могут быть введены в заблуждение. В отличие от внутреннего российского законодательства о защите конкуренции, Парижская конвенция по охране промышленной собственности (пп. 3 п. (3) ст. 10.bis) называет в качестве таких средств указания или утверждения, используемые при осуществлении коммерческой деятельности. Принято считать, что значительное число недобросовестных конкурентных действий по введению в заблуждение совершается посредством использования рекламы и, в частности, запрещенной ее разновидности, именуемой недостоверной рекламой. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" <19>, недостоверной признается реклама, которая содержит, в частности, следующие не соответствующие действительности сведения: -------------------------------- <19> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 2. Ст. 1232.
- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; - о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; - об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; - о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; - об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; - о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; - об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара; - о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; - об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград; - о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; - о результатах исследований и испытаний; - о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара. Перечень сведений, содержащихся в указанной статье и которые при условии их несоответствия действительности влекут признание рекламы недостоверной, является исчерпывающим. Очевидно, что реклама - далеко не единственное средство, с помощью которого участники гражданского оборота могут быть введены в заблуждение. Среди иных средств следует назвать обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые являются ложными или способны ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ), обозначения для товаров, способные ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519 ГК РФ); средства массовой информации, в том числе периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, информационно-телекоммуникационные сети. К обозначениям, являющимся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. При этом обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов. В доктрине вопрос о наличии либо отсутствии принципиальных различий между обозначениями, являющимися ложными, и обозначениями, способными ввести потребителей в заблуждение, является дискуссионным. Так, А.П. Рабец считает, что существенных различий между рассматриваемыми обозначениями нет и что эти обозначения тесно связаны друг с другом <20>. Е.А. Ариевич опирается в своих рассуждениях на различие понятий "являющийся" и "способный", которые предваряют характеристику обозначения, вводящего в заблуждение и ложного <21>. -------------------------------- <20> Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. СПб., 2003. С. 155. <21> Ариевич Е.А. Введение в заблуждение: практика и реальность // Патенты и лицензии. 2000. N 9. С. 22.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.115 с.) |